Система налогов и сборов РФ: основные принципы и структура

Налоги играют важную роль в экономике любого государства. От того, насколько продумана система налогообложения, зависит благосостояние граждан и развитие бизнеса в стране. Давайте разберемся в основных принципах построения и структуре системы налогов и сборов в Российской Федерации.

Определение налогов и сборов

Согласно статье 8 Налогового кодекса РФ,

налог - это обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований

К основным признакам налогов относят:

  • Обязательность
  • Индивидуальная безвозмездность
  • Денежная форма уплаты
  • Использование в общественных интересах

Через налоги реализуются такие важные функции, как фискальная (формирование бюджета), регулирующая (стимулирование определенных сфер экономики), распределительная (перераспределение ВВП) и контрольная (контроль за доходами).

Уровни системы налогов и сборов в РФ

В Российской Федерации действует трехуровневая система налогов и сборов:

  1. Федеральные
  2. Региональные
  3. Местные
Уровень Налоги и сборы
Федеральный
  • НДС
  • Акцизы
  • НДПИ
Региональный
  • Транспортный налог
  • Налог на игорный бизнес
Местный
  • Земельный налог
  • Налог на имущество физлиц

Ставки федеральных налогов устанавливаются в Налоговом кодексе и не могут варьироваться. А вот региональные и местные налоги регулируются местными властями в определенных пределах.

Например, регионы РФ вправе устанавливать налоговую ставку по транспортному налогу от 25 до 150 рублей за 1 лошадиную силу мощности двигателя в зависимости от типа транспортного средства.

Принципы налогообложения

Еще основатель современной экономической теории Адам Смит в 18 веке сформулировал 4 основных принципа налогообложения:

  1. Принцип равенства: налоги должны соответствовать платежеспособности налогоплательщика.
  2. Принцип определенности: налог и порядок его уплаты должны быть четко определены.
  3. Принцип удобства: взимание налога должно быть удобным для плательщика.
  4. Принцип экономности: издержки по взиманию и уплате налогов должны быть минимальными.

Эти принципы актуальны и в наши дни. Более того, они нашли отражение в Налоговом кодексе РФ. Например, принцип определенности реализуется через подробное описание каждого налога, объекта, ставок, льгот и так далее.

А принцип удобства обеспечивается возможностью уплаты многих налогов через личный кабинет на сайте ФНС без лишних посещений налоговой инспекции.

Нормы налогового права

Налоговая система РФ регулируется множеством нормативно-правовых актов. Основным источником налогового права является Налоговый кодекс Российской Федерации. Он состоит из двух частей:

  • Общая часть, которая определяет основные понятия, права и обязанности участников налоговых отношений, ответственность за нарушения налогового законодательства и т.д.
  • Особенная часть, где подробно описан порядок исчисления и уплаты конкретных налогов и сборов.

Помимо НК РФ, источниками норм налогового права являются федеральные законы о конкретных налогах и сборах, а также подзаконные акты - постановления Правительства РФ и приказы ФНС.

Функции налоговой системы РФ

Рассмотрим более подробно реализацию основных функций налоговой системы РФ.

Фискальная функция, то есть формирование доходов бюджетной системы, обеспечивается за счет обязательных и регулярных поступлений от уплаты налогов организациями и гражданами. Например, около 30% доходов консолидированного бюджета РФ формируется за счет налога на добавленную стоимость, еще почти 20% - от налога на прибыль организаций.

Распределительная функция реализуется посредством целевого использования налоговых средств. Собранные в бюджет деньги расходуются на оборону, образование, медицину, пенсионное обеспечение и другие общегосударственные нужды.

Администрирование налогов и сборов

Важную роль в функционировании всей налоговой системы РФ играют уполномоченные госорганы - Минфин России и Федеральная налоговая служба (ФНС).

Минфин разрабатывает основные направления налоговой политики, то есть определяет размеры ставок, налоговые льготы, сроки уплаты налогов. А ФНС следит за своевременностью и полнотой поступления обязательных платежей от налогоплательщиков.

Ответственность за нарушение налогового законодательства

Налоговый кодекс предусматривает ответственность за различные правонарушения в сфере налогообложения. Это могут быть как финансовые санкции в виде штрафов в определенной доле неуплаченной суммы налога, так и административные и даже уголовные преступления за уклонение от уплаты налогов.

Виды нарушений налогового законодательства

Существует несколько наиболее распространенных видов нарушений в сфере налогообложения:

  1. Непредставление налоговой декларации или иных документов в установленный срок;
  2. Несвоевременная уплата налога;
  3. Занижение налоговой базы;
  4. Невыполнение требований налогового органа о представлении документов.

Как видно, наиболее серьезными правонарушениями являются сокрытие объектов налогообложения и уклонение от уплаты причитающихся сумм налогов.

Налоговые проверки

Основным инструментом выявления нарушений и привлечения виновных лиц к ответственности являются налоговые проверки. Они могут быть как камеральными (проверка по документам), так и выездными с посещением организации или индивидуального предпринимателя.

По результатам налоговых проверок налагаются штрафы и пени, а при выявлении серьезных злоупотреблений материалы передаются в следственные органы.

Налоговый контроль и аудит

Помимо собственно проверок налоговых органов, существует еще институт независимого финансового аудита. Аудиторские компании оказывают консультационные услуги организациям по вопросам бухучета, финансовой отчетности и налогообложения.

Проведение аудита помогает минимизировать налоговые риски, выявить возможные ошибки до выездной проверки налоговиков.

Налоговые льготы как инструмент экономической политики

Государство может стимулировать развитие отдельных отраслей экономики и социальной сферы с помощью налоговых льгот и преференций.

Например, действует пониженная ставка по налогу на прибыль и освобождение от НДС для IT-компаний. Это позволяет привлекать инвестиции в сферу информационных технологий.

Комментарии