Правильная зарядка аккумулятора: советы и рекомендации

В первые осенние холода нужно обязательно подготавливать автомобиль к зиме. Причем данная операция включает в себя не только установку зимнего комплекта шин. Немаловажным аспектом является аккумулятор. Ведь именно от его состояния зависит качество запуска автомобиля. Если вовремя проверить аккумулятор, можно устранить такие проблемы, как плохой пуск двигателя или полная разрядка батареи.

Варианты

Существует несколько вариантов зарядки аккумулятора:

  • На самом автомобиле при помощи ЗУ.
  • При снятии АКБ с авто, в отдельном помещении.

Также отметим, что зарядка автомобильного аккумулятора осуществляется и во время работы его двигателя. В данном случае задействуется такое устройство, как генератор. Именно он вырабатывает необходимый ток зарядки аккумулятора. Но если напряжение внезапно снизилось, автомобиль попросту не заведется. В данном случае следует воспользоваться зарядным устройством. Именно так и поступают большинство водителей в подобных ситуациях.

Особенности

Данную операцию нужно выполнять от источника выпрямленного тока. Для этого можно применить любой выпрямитель, который позволяет осуществить регулировку напряжения, либо зарядного тока. Если говорить о заводских ЗУ, качественное устройство должно обеспечивать зарядку вплоть до 16 вольт.

На сегодня применяется два способа зарядки:

  • При постоянстве тока.
  • При постоянстве напряжения.

Специалисты говорят, что оба метода равноценны с точки зрения влияния на долговечность АКБ автомобиля.

Заряд при постоянстве тока

Данная операция производится при постоянной величине тока. Она составляет 0,1 от номинальной емкости батареи при 20-часовом разряде. Какая сила тока должна быть? Если выполняется зарядка аккумулятора зарядным устройством, вычислить данный параметр легко. Нужно разделить общую емкость, измеряемую в ампер-часах, на 10. Таким образом, стандартный легковой аккумулятор на 60 Ач следует заряжать при 6 амперах.

В чем недостаток такого метода? Если выполняется зарядка аккумулятора при постоянстве тока, нужно периодически контролировать данный параметр. Таким образом, необходимо каждый час регулировать силу тока. Еще при таком способе зарядки аккумулятор начинает кипеть, и, как следствие, наблюдается сильное газовыделение в конце заряда. Это не всегда полезно для АКБ.

Чтобы исключить перезаряд, нужно использовать ступенчатое снижение силы тока по мере роста напряжения. Приведем пример. Когда наш 60-амперный аккумулятор достигнет напряжения в 14,4 вольта, силу тока нужно уменьшить вдвое. То есть на регуляторе следует выставить 3 ампера. При таких параметрах зарядка аккумулятора ВАЗа длится до тех пор, пока не начнется газовыделение (то бишь не начнет кипеть электролит).

На некоторых моделях АКБ отсутствуют отверстия для доливки воды. В таком случае специалисты рекомендуют уменьшать силу тока до полутора ампер при напряжении в 15 вольт.

Когда можно считать АКБ полностью заряженной? Об этом можно судить по уровню напряжения. Спустя два часа после зарядки данный параметр должен остаться неизменным – в районе 13,5-14,4 вольт. Для необслуживаемых АКБ цифра немного выше – от 16 до 16,4 вольт в зависимости от чистоты электролита и состава сплавов решеток.

Заряд при постоянстве напряжения

При использовании этого метода степень заряда батареи будет зависеть от величины напряжения, что обеспечивает ЗУ. Вот немного статистики. За сутки непрерывного заряда при напряжении в 14,4 вольта аккумулятор зарядится на 75 процентов. Если увеличить цифру до 15 вольт, АКБ зарядится уже на 90. 100 процентов можно получить, если уровень напряжения составит 16,4 вольта.

При первом подключении сила тока может достигнуть 50 ампер (а иногда и больше). Точная цифра зависит от внутреннего сопротивления в батарее. Ввиду этого ЗУ снабжают разными схемами, которые позволяют ограничить данную цифру до 25 ампер.

По мере заряда напряжение, что находится на выходах АКБ, будет приближаться к тому, что есть на ЗУ. В конце заряда сила тока приближается к нулевому значению. При использовании данного метода нет необходимости постоянно контролировать силу тока и другие параметры. Устройство автоматически регулирует данные значения. Именно по такой схеме сейчас работает большинство ЗУ.

При окончании заряда на устройстве загорится зеленая лампочка. А уровень напряжения на выводах составит около 14,4 вольт. На это уходит обычно от 10 до 12 часов. Что касается необслуживаемых АКБ, для достижения полного заряда требуется около суток времени.

Заряд АКБ на самом автомобиле

При эксплуатации АКБ на машине ее заряд происходит при постоянном напряжении. На большинстве автомобилей установлен уровень в 14,1 вольта (максимальная погрешность – 0,2). Это намного ниже, чем напряжение интенсивного газовыделения. При снижении температуры окружающей среды эффективность такого заряда понижается. Поэтому даже при исправном генераторе АКБ не полностью восстанавливает свою емкость. Обычно батарея заряжается лишь на 75 процентов. При этом напряжение будет составлять от 13,9 до 14,3 вольта на работающем двигателе.

Нужно ли выполнять зарядку автомобильного аккумулятора в зимнее время? Специалисты говорят, что для поддерживания нормальной емкости АКС рекомендуется подзаряжать «на месте» примерно раз в месяц. Особенно это касается тех, кто использует машину на короткие расстояния (до десяти километров). За это время емкость и напряжение АКБ падает, а штатный генератор не успевает возобновить данные параметры.

Особенности зарядки свинцово-кислотных аккумуляторов

Данные АКБ также требуют периодической подзарядки. Однако такой тип батарей имеет свои особенности. Так, здесь нет привычных отверстий, позволяющих замерять плотность электролита. Корпус полностью герметичный, из-за чего заряд быстрыми токами недопустим.

Но как быть в таком случае? Чтобы произвести зарядку аккумулятора автомобиля, нужно демонтировать батарею. На месте данные операции выполнять не рекомендуется. Нужно установить АКБ на твердую и ровную поверхность, дабы исключить вероятность опрокидывания. Далее следует замерять остаточное напряжение. Делается это тем же ЗУ. Таким образом мы определим, есть ли глубокий разряд у АКБ.

Если напряжение на выходах составляет более 11,5 вольт, подключаем устройство к выводам и выставляем силу тока на старте в 2 А. Зарядное устройство должно подать напряжение в 14,5 вольт. Немного разряженная батарея при таких условиях восстановиться в течении трех-четырех часов. По окончании операции сила тока на устройстве снизится до 0,2 А. Если это так, значит, зарядка аккумулятора автомобиля прошла успешно.

Обратите внимание! Заряжать такие свинцово-кислотные аккумуляторы силой тока больше 15 ампер запрещено. Это может повлечь за собой необратимые последствия. Помните, что перезаряд тоже очень вреден для батареи.

Если глубокий разряд

В случае, когда напряжение перед зарядкой составило менее 11 вольт, потребуется намного больше времени, чтобы восстановить АКБ. В зависимости от напряжения, необходимо отвести от 20 до 30 часов на зарядку аккумулятора автомобиля. Саму АБКБ следует разместить в теплом помещении с температурой не менее +20 градусов Цельсия. Отметим, что глубокий разряд для свинцово-кислотных аккумуляторов особо вреден. При неоднократном повторении такой ситуации АКБ может выйти из строя. Как правильно восстановить его? Какой заряд у аккумулятора должен быть? Специалисты говорят, что на ЗУ напряжение должно составлять 10 процентов в Ач от общей емкости АКБ.

По время операции нужно внимательно следить за процессом. Поскольку у свинцово-кислотных аккумуляторов корпус полностью герметичен, при газообразовании возможны взрывы. Чтобы этого не допустить, при активном бурлении следует сразу же отключить ЗУ от питания.

Можно ли заряжать такую АКБ на авто?

Специалисты не рекомендуют это делать. Но в случае экстренной ситуации можно разово зарядить АКБ. Для этого нужно придерживаться нескольких условий:

  • В автомобиле должны полностью быть выключены потребители питания. Также во время зарядки следует вынуть ключ из замка зажигания.
  • Температура воздуха должна составлять не менее +20 градусов Цельсия. Это касается не только свинцово-кислотных, но и других аккумуляторов. На холоде данный процесс выполнять не рекомендуется.

Какое ЗУ использовать?

Сегодня существует множество марок и моделей данных устройств. При покупке важно ориентироваться на следующе критерии:

  • Размеры. Устройство должно быть компактным.
  • Наличие разных функций и режимов. Желательно, чтобы ЗУ было максимально универсальным.
  • Наличие индикации и ручной регулировки.

Сегодня хорошо зарекомендовали себя устройства корейских и немецких марок. Это «Хендай» HY-400 и Auto-Welle AW-05 1208. Отзывы об этих моделях положительные. Приборы могут работать как с обслуживаемыми, так и с необслуживаемыми аккумуляторами.

Что делать, если горит зарядка аккумулятора?

Случается так, что на приборной панели загорается красная лампа, свидетельствующая о необходимости заряда АКБ.

После запуска двигателя этот индикатор должен пропасть. Но если он продолжает гореть, значит, с автомобилем проблемы. Генератор не вырабатывает напряжение, и долго на такой АКБ не проехать (как показывает опыт автолюбителей, не больше 100 километров). Почему зарядка на аккумулятор не идет? Не всегда причиной является сам генератор. Нужно отталкиваться от малого. Если нет напряжения зарядки аккумулятора, в первую очередь следует проверить предохранители генератора. Они располагаются в общем блоке либо отдельно (как в случае с «Газелью» и «Соболем»). Если предохранители перегорели, их следует заменить. Лампочка зарядки аккумулятора должна погаснуть. Но если предохранители целые, придется диагностировать сам генератор. Поломаны могут быть диодный мост, щетки, регулятор напряжения или еще что-либо.

Электролит

Если после зарядки аккумулятор автомобиля снова садится, не всегда причиной являются токи утечки. Во многих случаях проблема кроется в плотности электролита. Это специальная жидкость, от состояния которой зависит напряжение АКБ и быстрота разряда. При нехватке уровня батарея теряет свою емкость. И вернуть ее уже невозможно. Таким образом, из-за малого уровня электролита или низкой его плотности АКБ преждевременно стареет.

Как измерить плотность?

Для этого существует специальный прибор. Это ареометр. Найти такой можно в любом автомобильном магазине. Стоит он недорого – порядка 200 рублей. В комплекте также может быть измерительная трубка с метками для контроля уровня электролита.

Отметим, что замеры следует производить при температуре в +25 градусов Цельсия. Важным условием является то, что батарея должна быть полностью заряженной. Сама жидкость находится внутри, для чего нужно открыть шесть крышек сверху (замеры производятся в каждой). Это можно сделать при помощи монетки либо толстой шлицевой отвертки. Какие значения должны быть на ареометре? Идеальной считается плотность в 1,25-1,27 грамм на кубический сантиметр. Что касается уровня, свинцовые пластины полностью должны быть покрыты электролитом. Но при избытке жидкость может выходить за пределы корпуса. Это провоцирует утечки тока. Идеальный уровень можно изменить при помощи мерной трубки.

Также отметим, что иногда автовладельцы при замере электролита сталкиваются с такой ситуацией, как помутнение или изменение цвета жидкости. В таком случае требуется полная ее замена. Жидкость должна быть всегда прозрачной и чистой, на протяжении всего срока службы батареи.

Еще причиной быстройго разрядки может стать некачественный электролит, который ранее заливался в батарею. Кроме этого, к помутнениям приводит добавление проточной воды в случае высокой плотности. В данной ситуации необходимо добавлять только дистиллированную, иначе работа АКБ будет нестабильной.

Как пополнить? Особенности зарядки

Обратите внимание, что при любых операциях с электролитом нужно не забывать о защитных мерах. Так как это очень ядовитая жидкость, следует работать исключительно в резиновых перчатках. Рукава должны быть закрытыми. А при попадании электролита на кожу нужно немедленно обильно промыть участок под водой.

Нам нужно подготовить емкости для слива части старого электролита, а также:

  • Мерный стакан.
  • Воронку.
  • Клизму-грушу.

Итак, приступаем к работе. При помощи груши выкачиваем старый электролит из каждой банки. Помещаем его в отдельную емкость. Далее заливаем через воронку новый электролит. Его объем должен быть на 50 процентов меньше, чем выкачанной жидкости. Исключение составляет использование уже готовых смесей электролита. Они уже на производстве разбавлены дистиллированной водой таким образом, чтобы емкость была 1,28 грамма на кубический сантиметр.

Заливать нужно строго по уровню. Жидкость однозначно должна покрыть пластины, но и не сильно приближаться к отверстиям крышки. После этого выполняется зарядка аккумулятора зарядным устройством. Вначале нужно выставить малый ток – 1 А. Пробки при этом должны быть откручены, дабы газы свободно покидали пространство. Нужно придерживаться цикличной зарядки. После достижения максимально допустимого напряжения такую АКБ следует разрядить, затем снова зарядить под малыми токами. Данный процесс повторяется до тех пор, пока плотность электролита не достигнет нужной нормы. После того как будет достигнуто номинальное напряжение в 14-15 вольт, ток заряда уменьшается вдвое. Если в течение двух часов плотность электролита не меняется, процесс зарядки можно прекратить.

Полезный совет

После того как электролит был добавлен в АКБ, нужно наклонить корпус несколько раз в одну и другую сторону. Это позволит исключить воздух из банок батареи. Но сразу после зарядки применять АКБ нельзя. Необходимо подождать около двух часов, чтобы кипящий ранее электролит остыл.

Помните, что при низкой температуре скорость саморязряда увеличивается. Нельзя подолгу оставлять АКБ на морозе без подзарядки. Плотность электролита в противном случае может снизиться до 1,09 грамм на кубический сантиметр. В таком случае жидкость замерзнет уже при -7 градусах Цельсия.

Можно ли восстановить таким образом АКБ?

Доливая электролит и выполняя правильную зарядку аккумулятора, восстановить старую АКБ можно. Но не всегда это получается. Так, не стоит исключать такие факторы, как постепенное осыпание пластин. Если этот процесс начался, никакая зарядка аккумулятора и добавление электролита ему уже не поможет. Даже после полной замены жидкости напряжение будет падать.

С зарядкой не справится и штатный генератор. АКБ будет «садиться» как во время езды, так и на стоянке. Отметим, что при осыпании пластин новый электролит тоже может приобрести мутный цвет. В таком случае единственный выход – это замена АКБ на новую.

Рекомендации по продлению срока службы аккумулятора

Специалисты дают несколько рекомендаций относительно эксплуатации автомобильной батареи:

  • Нужно регулярно проверять напряжение на генераторе (когда двигатель включен).
  • Нельзя допускать длительного хранения АКБ, особенно в мороз. Если температура ниже -25, рекомендуется заносить батарею в дом, даже если машина оставлена на ночь.
  • Следует раз в год проверять плотность электролита и при необходимости корректировать его либо возобновлять уровень.
  • Нельзя допускать глубокой разрядки. Это пагубно влияет на ресурс АКБ. Периодически следует полностью заряжать батарею на специальном ЗУ, соблюдая нужную силу тока.

Также специалисты советуют держать корпус АКБ в чистоте. Излишняя грязь может стать поводом для несанкционированной утечки тока, что приводит к разрядке батареи. Еще некоторые автомобилисты намеренно не снимают пленку с новых АКБ и ездят так продолжительное время. Этого нельзя делать. Корпус должен быть без пленок, так как в этой прослойке может образовываться конденсат. Он тоже является причиной утечек тока.

Заключение

Итак, мы выяснили, как правильно заряжать аккумулятор. Производить данную операцию нужно минимум дважды в год. В зимнее время всегда перемещайте АКБ в теплое помещение. Используйте при этом качественные зарядные устройства, желательно с возможностью автоматической регулировки силы тока. Не следует давать большую силу тока в надежде, что АКБ быстрее зарядится. Это может только усугубить ситуацию. Также периодически нужно контролировать уровень электролита внутри. Именно эта деталь может стать причиной недозаряда или снижения емкости батареи. Но при восстановлении следует придерживаться минимальной силы тока. Таким образом, периодический осмотр и зарядка АКБ помогут увеличить срок эксплуатации батареи.

Комментарии