Понятие о восприятии: сущность и особенности
Восприятие - это процесс отражения объективной реальности, формирующий целостный образ окружающего мира. Оно лежит в основе познавательной деятельности человека, определяя его представление о действительности.
Определение понятия о восприятии
Восприятие - сложный психический процесс приема и преобразования сенсорной информации, формирующий субъективный целостный образ объекта. Оно включает обнаружение объекта, различение его признаков, выделение информативного содержания и построение чувственного образа.
Если ощущения отражают лишь отдельные свойства предметов, то восприятие синтезирует множество ощущений в целостную картину, где в качестве единицы представлен весь объект в совокупности свойств.
История изучения восприятия в психологии
Первые исследования восприятия относятся к XIX веку и связаны с именами Г.Фехнера, Э.Г.Вебера, Г.Гельмгольца. Они изучали пороги чувствительности, отношение между физическим раздражителем и возникающим ощущением.
В дальнейшем сложились различные подходы к изучению этого феномена:
- Структурализм рассматривал восприятие как совокупность ощущений.
- Гештальтпсихология - как целостный образ, не сводимый к сумме элементов.
- Когнитивная психология - как процесс категоризации входящей сенсорной информации.
- Деятельностный подход - как активный процесс извлечения информации об окружающем мире.
В современной науке преобладает понимание восприятия как сложной системы обработки данных о реальности с участием сенсорных, мыслительных и мнемических процессов.
Виды и свойства восприятия
Различают следующие виды восприятия по вовлеченным анализаторам:
- Зрительное
- Слуховое
- Обонятельное
- Вкусовое
- Тактильное
К основным свойствам восприятия относят:
- Предметность - отражение объекта как целого.
- Константность - постоянство восприятия объекта при изменении условий.
- Структурность - выделение структуры, частей и связей объекта.
- Осмысленность - включенность восприятия в решение задач деятельности.
- Апперцепция - зависимость восприятия от прошлого опыта.
Принципы организации перцептивного процесса
В основе организации процесса восприятия лежат следующие принципы:
- Принцип активности - восприятие носит поисковый, а не пассивный характер.
- Принцип избирательности - из сенсорного потока выделяется релевантная информация.
- Принцип константности - обеспечивает устойчивое восприятие объектов.
- Принцип структурности - выделение структуры и отношений между элементами.
- Принцип осмысленности - воспринимаемая информация соотносится с потребностями и целями.
Эти принципы реализуются на основе сложных физиологических механизмов работы сенсорных систем.
Физиологические механизмы восприятия
Восприятие основывается на работе рецепторов, проводящих путей и сенсорных зон головного мозга. Поступающая информация анализируется по признакам, свойствам, локализации. В этом участвуют различные отделы мозга.
Например, при зрительном восприятии вентральный путь обрабатывает информацию "что это?", дорсальный - "где находится?". В височной, теменной и затылочной долях формируется целостный зрительный образ.
Такая распределенная обработка характерна и для других видов восприятия. В итоге складывается многомерное отражение окружающей действительности.
Зрительное восприятие и его особенности
Зрительное восприятие - наиболее развитый у человека вид восприятия. Его особенности:
- Высокая острота, разрешающая способность.
- Бинокулярность - формирование образа на основе данных с двух глаз.
- Цветовое зрение, различение оттенков.
- Глубинное зрение, восприятие трехмерных объектов.
Основой зрительного восприятия является сетчатка глаза с фоторецепторами (колбочки и палочки). Поступающие сигналы передаются в зрительную зону коры, где формируется целостный образ.
Выделяют несколько уровней обработки зрительной информации: распознавание формы, цвета, движения, глубины, значения объектов.
Слуховое восприятие
Слуховое восприятие обеспечивает отражение звуковых сигналов, в том числе речи. Основу составляет слуховой анализатор.
Звуковые волны преобразуются в нервные импульсы в улитке внутреннего уха, затем поступают в слуховую зону коры головного мозга.
Слуховое восприятие позволяет различать характеристики звука: громкость, высоту, тембр. Может анализировать до 1400 звуков в секунду.
Обонятельное и вкусовое восприятия
Обонятельное и вкусовое восприятия тесно взаимосвязаны, так как основаны на работе химических рецепторов слизистых оболочек носа и языка.
Обонятельные рецепторы способны различать тысячи запахов, которые классифицируются в основные типы: цветочный, пряный, фруктовый и др.
Вкусовые рецепторы распознают вещества, растворенные в слюне, по основным вкусовым качествам: сладкое, соленое, кислое, горькое.
Тактильное восприятие
Тактильное восприятие основано на работе рецепторов кожи и отвечает за осязательные ощущения.
Оно позволяет определить давление, температуру, боль, поверхность предметов. Играет большую роль в обеспечении целостного восприятия собственного тела.
Восприятие пространства и движения
Восприятие пространства опирается на зрительную, вестибулярную и проприоцептивную информацию. Формирует трехмерное отражение окружающего мира и положения собственного тела.
Сложная обработка сигналов о перемещении объектов и тела обеспечивает восприятие движений, их скорости и направления.
Нарушения восприятия
Восприятие может нарушаться вследствие поражения рецепторов или центральных отделов анализаторов. Различают иллюзии, галлюцинации и агнозии.
Иллюзии - искаженное восприятие реально существующих объектов. Галлюцинации - восприятие несуществующих объектов. Агнозия - неразличение объектов при сохранной чувствительности.
Практическое применение понятия о восприятии
Знание принципов и механизмов восприятия позволяет эффективно влиять на воспринимающего субъекта в рекламе, СМИ, искусстве и других областях.
Также применяется для разработки адаптированных обучающих методик, в частности при нарушениях восприятия и внимания.
Сенсорная адаптация
Важной особенностью восприятия является сенсорная адаптация - приспособление чувствительности анализаторов к силе действующих раздражителей.
При неизменной стимуляции чувствительность снижается, а пороги ощущений повышаются. И наоборот, при прекращении действия раздражителя повышается чувствительность.
Благодаря адаптации расширяется диапазон эффективно воспринимаемых сигналов при изменении условий среды.
Влияние опыта и культуры
На восприятие оказывают большое влияние прошлый опыт человека, его знания, ожидания, установки, а также культурные особенности.
Люди с разным жизненным опытом могут по-разному интерпретировать одни и те же объекты, явления. Представители иных культур выделяют другие значимые признаки.
Такие эффекты связаны с действием апперцепции и социально-культурной детерминации восприятия.
Восприятие времени
Время не имеет специальных рецепторов, но переживается человеком как особое свойство реальности.
Восприятие времени основано на оценке длительности, последовательности и скорости различных явлений по отношению к регулярным биологическим ритмам организма.
Экспериментальные методы изучения
Для изучения закономерностей восприятия применяют различные экспериментальные методы:
- Регистрация порогов чувствительности
- Метод сигнального обнаружения
- Исследование оптических и других иллюзий
Проводятся также полевые исследования в естественных условиях жизни и деятельности.
Связь восприятия и внимания
Восприятие тесно переплетено с процессом внимания. Внимание выполняет функцию селекции наиболее важных стимулов и их углубленной переработки.
Различают непроизвольное внимание, возникающее при действии сильных раздражителей, и произвольное - управляемое волевым усилием в соответствии с задачей.
Внимание модулирует все параметры восприятия: повышая остроту, контрастность, обеспечивая сосредоточенность на объекте при игнорировании отвлекающих факторов.
Индивидуальные различия
Существуют устойчивые индивидуальные различия людей в особенностях протекания перцептивных процессов.
Они проявляются в таких показателях, как скорость восприятия, его объем, избирательность, точность образов и др. Зависят от типологических свойств нервной системы и личностных факторов.
Применение в искусстве
Знание особенностей зрительного восприятия пространства, формы, цвета широко используется художниками, архитекторами для создания произведений искусства.
В частности, оптические иллюзии лежат в основе многих техник изобразительного искусства для передачи глубины, объема, движения на плоскости.