Характеристика обломова. Жизнь или существование?

Роман «Обломов» Ивана Александровича Гончарова написан в период крепостничества, общество было довольно разношерстное - помещики и крестьяне, знать и голытьба, дворяне и простолюдины. Кому не приходилось заботиться о хлебе насущном, тот мог и поваляться в постели до полудня. Таким счастливчиком оказался Обломов Илья Ильич, молодой еще мужчина, тридцати двух лет от роду. Портретная характеристика Обломова будет совсем не большой: лицом приятен, но глаза очень уж покойны, ни искорки, ни чертиков, это в тридцать два года-то. Все тело мягкое, изнеженное, руки белые и пухлые.

Получив от почивших отца с матерью имение и более чем триста крепостных в наследство, Илья Ильич обосновался в Петербурге, в самом центре, в просторной квартире. В имение ездить не стал, очень далеко было, да и не хотелось. Всеми делами в отдаленном поместье стал заправлять староста. Поначалу все шло исправно, доходы c имения с лихвой покрывали все жизненные потребности молодого помещика. Но потом староста стал письма присылать с жалобами на неурожай и прочие напасти. Денег с каждым годом становилось все меньше. Любому ясно было бы, что управляющий лукавит да подворовывает, а Обломов ничего, верил, только сетовал на то, что засуха сушит пшеницу на его полях. Краткая характеристика Обломова: доверчивость пополам с безразличием к собственной жизни.

Прожил в Петербурге Илья Ильич Обломов восемь лет, совершенно ни о чем не думая, спал да обедал, неохотно вставал с дивана, одевался с помощью слуги своего, пожилого Захара, который за долгие годы стал с хозяином как одно целое. Характеристика Обломова была бы неполной без описания старого слуги. Это был ворчливый, слегка вороватый и на редкость упрямый человек. Барина своего он любил, но при этом не упускал случая потрепать ему нервы. А поскольку старик Захар был еще и выдумщик изрядный, то сегодня, скажем, он выходит к воротам и всем рассказывает, что его хозяин третью ночь не спит, все к одной вдове бегает, а другие ночи за картами прожигает, а уж выпивает сколько, уму непостижимо.

А назавтра, у тех же ворот, уверяет всех, что барин его про женщин вот уж три года вовсе не вспоминает, все лежит да спит, хоть бы когда в картишки сел, так нет. И что за мужик такой, вина видеть даже не желает, не то что выпить! Такой вот был Захар. Однако вреда от его фантазий было чуть, каждый знал и болтуна самого, и что почем у него. Сам Обломов и ухом не ведет, все равно ему, что «к вдове по ночам», что «лежать да спать». Второе-то как раз было ближе к истине, спал Илья Ильич бесконечно. Был он совершенно здоров, если лень-матушку не считать болезнью.

А характеристика Обломова для него самого вырисовывается нелестная. Был он вялым, малоподвижным человеком, не любил лишнего беспокойства. Хотя до переезда в Петербург вел жизнь обыкновенного молодого человека, не чуждого простых радостей. Но постепенно Обломов и обленился, и вкус к движению потерял, из дома не выходил годами, круг друзей у него был маленький. Да и друзей своих он в грош не ставил. Они как придут, все тормошат, вставай, мол, Илья Ильич, поедем туда, да поедем сюда. А он, если и встанет с постели, тут же ляжет обратно.

Ничем не интересовался Обломов, однако душу имел открытую, и готов был новых впечатлений из жизни позаимствовать, отчего характеристика Обломова несколько выигрывает. Сонный-то он был, это да, но не дремотный. А однажды, глядя на дерево за окном, даже испытал потрясение, вот как листочки-то живут, распускаются, а потом опадают. И каждый листочек - это часть жизни дерева, каждый нужен. Так и я Обломов, как листочек, часть жизни, нужен значит. Так ему стало хорошо от осознания нужности своей, заплакал даже от счастья. И как раз в эту минуту в комнате находился Штольц, единственный человек, к которому всегда тянулся Обломов.

Удивительно это, поскольку Штольц, немец по происхождению, был прямой противоположностью Обломову, характер имел деловой, занимался окологосударственными делами, постоянно ездил с поручениями министров за границу, образ жизни вел здоровый и спал какую-нибудь ерунду, пять – шесть часов в сутки. И вот на тебе, Штольц при такой вопиющей неугомонности был «светом в окошке» для Ильи Ильича. Однако все попытки Штольца сделать и Обломова более активным, придать ему движения, благополучно разбивались о диван Ильи Ильича, уже продавленный, но все еще крепкий. И вот чем еще может дополниться характеристика Обломова - был он неподатлив.

И все-таки однажды вытащил Штольц друга своего на свет божий и повез в гости к Ильинским, давним своим знакомым. Чтобы послушать божественное пение Ольги Сергеевны Ильинской, дочери хозяина дома. Обломов вовсе не желал никаких светских раутов, и пения домашнего тем более. Но все же послушал пение Ольги и пропал, влюбился. Потом все повернулось так, что и Ольга полюбила его. А он опять стал чего-то выдумывать, все и порушил. Ольга Сергеевна постучалась, постучалась в закрытые двери обломовской души, да и ушла. Через какое-то время стала женой Штольца.

А Обломов, непростой Илья Ильич, переехал на Выборгскую Сторону и поселился у некой вдовы, которая оказалась очень душевной и ласковой женщиной. Илья Ильич и женился на ней. Прожил семь счастливых лет и умер в одночасье от инсульта, как и предрекал ему врач.

Комментарии