Как проверить исправность генератора в автомобиле ВАЗ
Неисправность генератора - одна из самых распространенных проблем в автомобиле ВАЗ. Особенно актуальна тема для владельцев старых моделей: 2105, 2107, 2108. Вовремя проверить и отремонтировать генератор поможет избежать серьезных поломок электрооборудования. В этой статье подробно расскажем, как самостоятельно проверить генератор в автомобиле ВАЗ и определить его исправность.
Как устроен генератор в автомобиле ВАЗ 2107
Генератор в автомобиле ВАЗ 2107 предназначен для выработки электроэнергии и подзарядки аккумуляторной батареи. Он приводится в действие от двигателя с помощью клинового ремня.
Основные элементы генератора:
- Статор – неподвижная часть, представляет собой электромагнит с обмоткой, которая создает магнитное поле при прохождении тока.
- Ротор (якорь) – вращающаяся часть, на которой расположена обмотка. При вращении в магнитном поле статора в обмотке ротора наводится электрический ток.
- Щеточно-коллекторный узел – щетки скользят по коллектору ротора и снимают вырабатываемый переменный ток.
- Выпрямительный диодный мост преобразует переменный ток от обмотки ротора в постоянный для питания бортовой сети.
- Регулятор напряжения поддерживает стабильное напряжение на выходе генератора.
- Ремень привода соединяет шкив генератора со шкивом на двигателе и передает вращение от коленвала.
При работе двигателя вращение передается на ротор генератора. В его обмотках наводится переменный электрический ток. Диодный мост выпрямляет ток, а регулятор стабилизирует напряжение на уровне 14-14,2 В. Этот постоянный ток подается в бортовую сеть автомобиля для питания потребителей и подзарядки аккумулятора.
Признаки неисправности генератора ВАЗ
Чтобы вовремя заметить, что с генератором что-то не так, нужно обращать внимание на косвенные признаки:
- Недозаряд или полное отсутствие зарядки аккумулятора
- Перегрев корпуса генератора во время работы
- Посторонние звуки, скрип, вибрация при работе генератора
- Нестабильное напряжение в бортовой сети, скачки показаний на вольтметре
- Горит лампочка разряда аккумулятора на приборной панели
- Повышенный расход топлива из-за дополнительной нагрузки на двигатель
При появлении одного или нескольких из этих признаков стоит как можно скорее проверить исправность генератора, чтобы избежать более серьезных поломок.
Как проверить натяжение ремня генератора ВАЗ
Перед проверкой генератора обязательно нужно проверить натяжение ремня привода. Ослабленный ремень может стать причиной нестабильной работы генератора.
Проверить натяжение можно визуально и на ощупь:
- Ремень должен быть натянут, но не перетянут
- При нажатии с усилием провисание в середине ремня должно составлять 10-15 мм
- Ремень не должен проскальзывать или издавать скрип при работе
Если ремень ослаблен или сильно изношен, его нужно подтянуть или заменить на новый. Для регулировки натяжения ослабляют крепеж генератора и перемещают его на несколько миллиметров.
Последовательность проверки генератора ВАЗ мультиметром
Для проверки исправности генератора в условиях гаража или на обочине дороги пригодится простой цифровой мультиметр, который есть в арсенале каждого автолюбителя.
Порядок проверки генератора на ВАЗ:
- Подготовка к проверке:
- Зарядить аккумулятор до полной емкости Подключить приборы для измерения напряжения
- Замер напряжения на холостых оборотах двигателя:
- Запустить двигатель Измерить напряжение на клеммах аккумулятора Должно быть 14-14,2 В при номинальной частоте вращения холостого хода (около 850 об/мин)
- Замер напряжения на повышенных оборотах:
- Увеличить обороты двигателя до 2000-3000 об/мин Измерить напряжение повторно на аккумуляторе Оно должно быть в пределах 14-14,5 В
- Проверка работы регулятора напряжения:
- Подключить дополнительную нагрузку (фары, обогрев заднего стекла) Напряжение должно остаться в пределах нормы (не ниже 13,5 В)
- Проверка диодного моста мультиметром в режиме "прозвонки"
- Измерение сопротивления обмоток статора и ротора
- Диагностика подшипников и контактных колец
По результатам этих проверок можно сделать вывод о техническом состоянии генератора и выявить конкретную неисправность.
Как снять генератор на ВАЗ 2107 с двигателя
Чтобы осмотреть генератор и определить причину неисправности, его нужно демонтировать с автомобиля. Порядок снятия генератора на ВАЗ 2107:
- Обесточить бортовую сеть, сняв клемму с аккумулятора
- Отсоединить провод от плюсовой клеммы генератора
- Ослабить натяжение ремня генератора
- Отвернуть болты крепления генератора к двигателю
- Отсоединить оставшиеся разъемы и провода от генератора
- Вынуть генератор из моторного отсека
После этого можно приступать к диагностике генератора в удобных условиях, а не в тесном подкапотном пространстве.
Разборка генератора ВАЗ 2107 для ремонта
Чтобы определить какой узел вышел из строя, генератор разбирают в следующем порядке:
- Снять крышку корпуса генератора
- Извлечь ротор из статора
- Отсоединить выводы обмотки статора
- Демонтировать плату выпрямительного диодного моста
- Снять регулятор напряжения
- Проверить состояние щеток и контактных колец на роторе
- Оценить степень износа подшипников
После разборки визуально определяют какие элементы вышли из строя и подлежат замене.
Замена неисправных деталей генератора ВАЗ
В большинстве случаев ремонт генератора заключается в замене изношенных деталей:
- Подшипники меняют при сильном шуме, заклинивании или большом люфте
- Щетки заменяют, если графит стерт больше чем на 50%
- Обмотку статора или ротора меняют в случае обрыва или короткого замыкания
- Диодный мост чаще всего приходится менять целиком при выходе из строя одного или нескольких диодов
- Регулятор напряжения заменяют, если он перестал выполнять свои функции
Для ремонта генераторов ВАЗ выпускаются специальные ремонтные комплекты с наиболее часто выходящими из строя деталями.
Сборка отремонтированного генератора ВАЗ 2107
После установки новых деталей можно приступать к сборке генератора:
- Установить ротор в статор, предварительно смазав подшипники
- Подсоединить выводы обмоток статора
- Собрать плату диодного моста
- Установить регулятор напряжения
- Проверить изоляцию токоведущих частей
- Закрыть крышкой корпуса и закрепить болтами
После сборки генератор готов к установке на автомобиль.
Установка генератора ВАЗ на место после ремонта
После того, как генератор отремонтирован и собран, его можно устанавливать обратно на автомобиль:
- Установить генератор в моторный отсек, закрепив крепежными болтами
- Подсоединить разъемы и провода к генератору
- Натянуть и отрегулировать ремень привода генератора
- Проверить работу генератора на холостых оборотах двигателя
- Проверить выдачу напряжения под нагрузкой (включив фары, обогрев и т.д.)
Если отремонтированный генератор работает нормально и выдает стабильное напряжение 14-14,2 В, значит, ремонт прошел успешно.
Профилактика и предупреждение поломок генератора ВАЗ
Чтобы продлить срок службы генератора и избежать дорогостоящего ремонта, рекомендуется проводить регулярное техобслуживание и соблюдать правила эксплуатации:
- Периодически проверять натяжение приводного ремня
- Не допускать длительную работу с проскальзыванием ремня
- Следить за показаниями вольтметра во время движения
- Проверять выходное напряжение на разных оборотах двигателя
- Поддерживать чистоту коллектора, своевременно зачищать его
- Менять изношенные щетки, не допуская выработки графита более 50%
- Не перегружать бортовую сеть, отключать мощных потребителей тока на стоянке
- Своевременно ремонтировать генератор при появлении неисправностей
Часто задаваемые вопросы по проверке и ремонту генератора ВАЗ
Вопрос: Можно ли мерить напряжение на выключенном генераторе ВАЗ?
Ответ: Нет, замер напряжения производится только на работающем генераторе при включенном двигателе. Иначе показания будут некорректными.
Вопрос: Нужно ли снимать генератор с автомобиля для проверки?
Ответ: Нет, большинство проверок можно выполнить на установленном генераторе. Снимать нужно только для разборки и ремонта.
Вопрос: Можно ли запускать двигатель без генератора?
Ответ: Можно на короткое время, но долго эксплуатировать автомобиль без генератора нельзя - это приведет к разрядке аккумулятора.
История генераторов в автомобилях ВАЗ
Первые модели ВАЗ оснащались генераторами мощностью 28 ампер. С 1970-х годов начали устанавливать усиленные генераторы мощностью 35 ампер. На классике с карбюраторным двигателем стоял генератор модели 3302.3701. Впоследствии его заменила модель 37023701-10 мощностью 55 ампер.
На инжекторных модификациях стали использовать генераторы 37023701-20 (65А) и 37023701-30 (75А). С 2000-х годов устанавливают генераторы с электронным регулятором напряжения.
Юмор и неожиданные аналогии про генератор
Генератор не заряжает? Не беда! Включите заднюю передачу и едьте назад - он заработает как новый.
Генератор похож на домашнюю электростанцию, которая вырабатывает энергию для питания дома. Только в автомобиле он питает бортовую сеть вместо квартиры.
Проверка напряжения на генераторе - все равно что измерение температуры больному. Помогает определить, здоров ли генератор или ему нужно лечение в виде ремонта.