Нужна ли промывка двигателя при замене масла

Промывка двигателя при замене масла - тема, которая вызывает много споров среди автовладельцев. Действительно ли она нужна и помогает ли сохранить мотор в чистоте? Давайте разберемся.

Назначение и причины промывки двигателя

Основные причины, по которым рекомендуется промывать двигатель:

  • Удаление отложений - нагара, лака, шлама. Со временем эти загрязнения накапливаются на деталях, мешают нормальной работе и повышают износ.
  • Нейтрализация кислотности несменяемого остатка масла. Часть отработанного масла всегда остается в системе и может испортить свежую смазку.
  • Подготовка двигателя к смене типа или бренда масла, чтобы избежать несовместимости присадок.

Таким образом, регулярные промывки позволяют поддерживать чистоту двигателя и продлить срок службы как самого мотора, так и масла.

Когда промывка не нужна

Есть три основных ситуации, когда промывать двигатель нет необходимости:

  1. При регулярной смене качественного масла с соблюдением рекомендуемых интервалов (например, 1 раз в 5000-7000 км для большинства легковых автомобилей).
  2. Перед заливкой масла того же производителя и той же линейки продукции, что использовалось ранее.
  3. В чистом двигателе без видимых отложений - например, на новом автомобиле.

Однако даже при регулярном обслуживании полезно делать профилактическую промывку хотя бы 1-2 раза в год.

Промывку двигателя перед заменой масла можно сравнить с чисткой зубов перед посещением стоматолога. Даже если вы чистите зубы два раза в день, все равно их надо почистить непосредственно перед процедурой.

Способы промывки двигателя

Существует несколько основных способов, с помощью которых можно промыть двигатель:

  • Промывочными маслами с добавлением моющих присадок. Это наиболее распространенный способ.
  • Специальными промывками-«пятиминутками» - химическими составами, которые заливают в работающий теплый двигатель перед заменой масла.
  • Растворителями и сольвентами вроде керосина, нефраса, ацетона. Опасный метод, возможно повреждение деталей двигателя.
  • Новым моторным маслом в двойном объеме. Дорогостоящий способ, эффективность невысокая.

Остановимся подробнее на самых безопасных вариантах - промывочных маслах и «пятиминутках».

Промывочные масла

Это дешевые минеральные или полусинтетические масла, в состав которых добавлены моющие присадки. Их заливают вместо отработанного масла перед заменой. Двигатель прогревают и оставляют поработать на холостом ходу около 15-20 минут, после чего меняют масло.

За это время промывочная жидкость успевает хотя бы частично растворить и удалить загрязнения, а также нейтрализовать кислотность оставшегося старого масла.

Промывки-«пятиминутки»

Это моющие присадки для добавления в работающий двигатель незадолго до замены моторного масла. После залива такой присадки двигатель оставляют поработать всего на 5-10 минут, после чего меняют и масло, и фильтр.

«Пятиминутки» эффективно отмывают внутренние полости двигателя от отложений. Главный минус - они не реагируют со старым маслом и нейтрализуют его кислотность не так хорошо, как специальные промывочные составы.

Оба метода имеют свои плюсы и минусы, поэтому их лучше использовать в комплексе, чередуя или комбинируя. Например, раз в год делать полноценную промывку маслом, а перед остальными заменами - «пятиминутками».

Мифы о вреде и пользе промывок

Существует несколько распространенных мифов о промывке двигателя, которые стоит развеять.

  • Промывки вымывают защитную масляную пленку. Это не так. Составы для промывки удаляют только опасные для двигателя отложения - нагар, лак, шлам. А защитную масляную пленку на стенках цилиндров они не затрагивают.
  • При смене типа масла нужна обязательная промывка. Переход, например, с минерального масла на полусинтетику или синтетику не требует предварительной промывки. Современные смазочные материалы отлично смешиваются друг с другом.
  • Нельзя смешивать масла разных производителей. Также миф. Моторные масла разных брендов, как правило, полностью совместимы благодаря схожим базовым основам и присадкам.

Когда промывку применять опасно

Хотя в целом промывки безвредны при правильном применении, есть несколько факторов риска, о которых нужно помнить:

  • Использование промывок при наличии в двигателе крупных отложений, которые могут оторваться и забить масляные каналы.
  • Попытка заменить полноценный капитальный ремонт двигателя одной лишь промывкой в сильно загрязненном моторе.
  • Эксплуатация двигателя после промывки без замены фильтров - старые фильтры не смогут задержать вымытые отложения.

Также будьте осторожны с сильнодействующими растворителями вроде ацетона или бензина. При неаккуратном применении они могут повредить резиновые уплотнения и пластиковые детали.

Рекомендации по периодичности промывок

Как часто нужно промывать двигатель при замене масла? Вот несколько рекомендаций:

  • 1-2 раза в год при интенсивной езде по городу с частыми "пробками".
  • После длительного (6 месяцев и более) простоя автомобиля.
  • При неизвестной истории техобслуживания и сомнениях в качестве ранее использованного масла.
  • Каждый раз перед установкой нового масляного фильтра.

Оптимально комбинировать полную периодическую промывку маслом с использованием «пятиминуток» перед каждой заменой масла.

Подбор промывочного средства

В зависимости от поставленных целей, выбираем соответствующее промывочное средство:

  • Для полноценной глубокой очистки от отложений - промывочное масло на минеральной основе объемом ~20% от общего объема системы смазки.
  • Для регулярного поддержания чистоты двигателя - промывка-«пятиминутка», рассчитанная на 5-15 минут работы.
  • Для умеренно загрязненных двигателей - комплексные составы, включающие и моющие, и нейтрализующие компоненты.

Подготовка ДВС к промывке

Перед заливкой промывочных жидкостей необходимо:

  1. Прогреть двигатель до рабочей температуры ~90°С.
  2. Слить отработанное моторное масло и заменить масляный фильтр (кроме случаев использования «пятиминуток»).

Залив промывочного состава

Залить в систему смазки выбранный промывочный состав в соответствии с инструкцией к нему. Для масел - в объеме около 20% от всей системы.

Запуск и работа двигателя

Запустить двигатель и дать ему поработать на холостых оборотах около 15-20 минут. Наблюдать за давлением масла, температурой ОЖ и работой двигателя. При появлении подозрительных шумов или стуков - немедленно заглушить.

Слив отработанного состава

Слить отработанный промывочный состав вместе с растворенными загрязнениями. Утилизировать слитые жидкости с соблюдением экологических норм.

Установка новых фильтров

Заменить масляный и, при необходимости, топливный фильтры. Старые фильтры уже не способны задержать частицы грязи, вымытые промывочными жидкостями.

Комментарии