Понятие закона: основы правопорядка

Закон является фундаментом любого цивилизованного общества. Без четкого понимания сути закона невозможно построить справедливый правопорядок. Давайте разберемся, что такое закон, каковы его основные признаки и как правильно применять закон на практике.

1. Понятие закона

С юридической точки зрения закон - это нормативный правовой акт, принимаемый высшим представительным органом государственной власти или референдумом и обладающий высшей юридической силой. Закон регулирует наиболее важные общественные отношения.

Основные признаки закона:

  • Принимается представительными органами власти или народом.
  • Имеет высшую юридическую силу.
  • Регулирует важнейшие сферы общественной жизни.
  • Обладает особым порядком принятия и вступления в силу.
  • Может быть отменен или изменен только органом, принявшим его.

Что такое понятие закона? Закон и право тесно взаимосвязаны, но не тождественны. Если право - это система норм, регулирующих общественные отношения, то закон - форма выражения этих норм, их закрепления в официальных актах государственной власти.

Как подчеркивал выдающийся русский юрист А.Ф. Кони: " Закон есть форма, в которую облекается в государстве право ".

А вот слова другого классика юриспруденции Л.И. Петражицкого: " Закон есть внешнее выражение предписания, исходящего от господствующих в данном обществе лиц и рассчитанного на принудительное осуществление ".

Таким образом, закон занимает центральное место в системе нормативно-правовых актов, являясь основным источником права. Все остальные акты не должны противоречить законам.

2. Виды законов

Существует множество оснований для классификации законов. Рассмотрим наиболее важные.

По юридической силе

Верховенство в этой иерархии принадлежит Конституции РФ - Основному Закону государства. За ней следуют:

  • федеральные конституционные законы;
  • федеральные законы;
  • законы субъектов РФ.

Никакой закон не может противоречить Конституции.

По предмету правового регулирования

По содержанию законы делятся на:

  • конституционные;
  • гражданские;
  • административные;
  • уголовные;
  • процессуальные и др.

Это деление отражает основные сферы правового регулирования.

К гражданским относятся законы, регулирующие имущественные и личные неимущественные отношения. Пример - Гражданский кодекс РФ.

К административным законам относятся те, которые регламентируют управленческие отношения. Сюда входит Кодекс об административных правонарушениях.

Уголовные законы устанавливают ответственность за преступления. Это в первую очередь Уголовный кодекс РФ.

Процессуальные законы регулируют порядок судопроизводства и других юридических процедур.

3. Признаки и структура закона

Любой закон имеет определенную структуру и обязательные реквизиты.

Обязательные реквизиты закона:

  • Наименование;
  • Дата принятия;
  • Номер;
  • Преамбула - вводная часть с обоснованием принятия закона;
  • Статьи, главы, разделы;
  • Порядок вступления в силу.

Внутри закон имеет четкое деление на структурные единицы - разделы, главы, статьи, части, пункты, подпункты. Это обеспечивает логичность и системность изложения правовых норм.

Язык закона должен быть максимально точным, четким, не допускающим неоднозначного толкования. Для законов характерен особый юридический стиль.

Порядок внесения поправок в закон строго регламентирован. Изменить закон может только принявший его орган власти.

Правила юридической техники призваны обеспечить совершенство закона с точки зрения формы и языка.

Рассмотрим структуру Гражданского кодекса РФ, одного из важнейших законодательных актов:

Частей 4
Разделов 18
Подразделов 161
Глав 208
Статей 2284

Такая структура позволяет систематизировать огромный массив норм гражданского права.

4. Порядок принятия законов

Процедура принятия закона включает несколько обязательных стадий.

  1. Законодательная инициатива - внесение предложения о разработке законопроекта.
  2. Разработка законопроекта - составление текста будущего закона.
  3. Обсуждение и согласование законопроекта - проведение экспертиз, общественных слушаний.
  4. Принятие закона парламентом - голосование и одобрение большинством голосов.
  5. Подписание - удостоверение главой государства.
  6. Обнародование - официальное опубликование.

Для федеральных законов инициатива может исходить от депутатов, Совета Федерации, Президента РФ, Правительства РФ, законодательных органов субъектов РФ.

Обсуждение включает проведение экспертиз - антикоррупционной, лингвистической, юридической. Могут проводиться парламентские слушания с участием экспертов и заинтересованных сторон.

Голосование может завершиться принятием закона, отклонением или отправкой на доработку.

После подписания Президентом закон публикуется в официальных изданиях и вступает в силу.

5. Толкование законов

Толкование законов необходимо для уяснения и разъяснения смысла правовых норм.

Основные способы толкования:

  • Легальное (официальное) - осуществляется органами власти.
  • Доктринальное - научным и экспертным сообществом.
  • Судебное - в процессе отправления правосудия.
  • Обыденное - рядовыми гражданами.

Цели толкования:

  • Устранение неясностей и противоречий в тексте закона.
  • Адаптация закона к изменившимся условиям.
  • Раскрытие смысла закона в конкретной ситуации.

Результатом толкования могут быть официальные разъяснения, научные публикации, судебные решения.

6. Систематизация законодательства

Систематизация законодательства необходима для упорядочивания и устранения пробелов в системе нормативных правовых актов.

Основные способы:

  • Инкорпорация - объединение нормативных актов в единый свод законов.
  • Консолидация - упорядочение норм путем исключения устаревших и принятия новых актов.
  • Кодификация - сведение норм в единый нормативный акт по отрасли или институту права.

В России активно используется кодификация - приняты и действуют десятки кодексов, регулирующих различные сферы.

7. Реализация законов

Для эффективности закона важен механизм его реализации на практике.

Причины низкой реализации:

  • Противоречия между законами.
  • Пробелы в правовом регулировании.
  • Несовершенство механизмов реализации.

Пути повышения эффективности:

  • Систематизация и устранение коллизий в законодательстве.
  • Четкое закрепление полномочий и процедур.
  • Экспертиза законопроектов на предмет исполнимости.
Комментарии