Рабочая программа Занкова (1 класс)
Система Л.В. Занкова признана одной из самых эффективных методик развивающего обучения для младших школьников. Несмотря на исключение из ФГОС, она по-прежнему популярна в частных школах и у родителей, желающих развить интеллект и личность ребенка. Давайте разберемся, в чем секрет ее успеха и как устроена рабочая программа Занкова для первоклассников.
1. Краткая биография Л.В. Занкова и история создания системы
Леонид Владимирович Занков родился в 1901 году. Он начинал свою карьеру как учитель сельской школы, затем стал профессором и доктором педагогических наук. Его взгляды формировались под влиянием выдающегося психолога Льва Семеновича Выготского.
С 1957 года Занков вместе с сотрудниками его лаборатории проводил масштабный эксперимент. Он охватывал более 1000 школ по всему Советскому Союзу. Цель эксперимента - выявить, как разные методики обучения влияют на развитие детей младшего школьного возраста.
На основе результатов этого эксперимента Занков и разработал свою систему развивающего обучения. В дальнейшем она начала активно распространяться по всей стране.
2. Базовые принципы системы Л.В. Занкова
Система Л.В. Занкова основана на 5 ключевых принципах:
- Высокий уровень сложности заданий
- Быстрый темп изучения материала
- Ориентация на развитие навыков самообучения
- Развитие разносторонних способностей ребенка
- Индивидуальный подход к каждому ученику
Главная идея Занкова - обучение должно опираться на верхнюю границу возможностей ребенка. Задания подбираются максимально сложные, но посильные. Это стимулирует интерес и интеллектуальное развитие школьников.
"Начальное образование должно дать детям общую картину мира" - Л.В. Занков
3. Структура и содержание рабочей программы
В 1-4 классах по системе Занкова изучаются следующие предметы:
- Русский язык
- Литературное чтение
- Математика
- Окружающий мир
- Изобразительное искусство
- Музыка
- Технология
- Физическая культура
Большое внимание уделяется межпредметным связям. Например, на уроке математики могут рассматриваться вопросы биологии или литературы. Это помогает увидеть общую картину мира.
Особенность программы Занкова - задания повышенной сложности.
Для каждого предмета есть учебник, рабочая тетрадь и методические рекомендации для учителя. Широко применяются разные формы обучения: классные и внеклассные, групповые и индивидуальные.
В программе также есть факультативные курсы, например "Экономика для младших школьников". Они расширяют кругозор детей.
От первого к четвертому классу сложность заданий постепенно возрастает. К концу начальной школы дети должны получить целостную картину окружающего мира и быть готовыми к дальнейшему, более углубленному обучению.
Таким образом, в рабочей программе Занкова для 1 класса заложен мощный потенциал для развития ребенка.
4. Психолого-педагогические основы системы
Система Л.В. Занкова опирается на несколько ключевых положений:
- Обучение строится на верхней границе возможностей каждого ребенка
- Задания подбираются максимально сложные, но посильные
- Темп обучения достаточно высокий, но сочетается с повторением пройденного
- Педагог уделяет внимание каждому ученику
- Развивается самостоятельное критическое мышление
Ключевая роль в реализации системы принадлежит учителю. Он должен обладать развитой эмпатией, уметь заинтересовать каждого ученика и раскрыть его индивидуальные способности.
Такой подход позволяет эффективно развивать детей интеллектуально, творчески и нравственно.
5. Кому подходит система Л.В. Занкова
Система Занкова ориентирована на развитие интеллекта и личности ребенка. Поэтому она больше всего подходит для любознательных, сообразительных и целеустремленных детей.
Обучение по этой системе требует максимальной вовлеченности и от ученика, и от его родителей. Ребенку придется прилагать большие интеллектуальные усилия, а родителям - помогать ему справляться с домашними заданиями повышенной сложности.
Например, чтобы решить нестандартную задачу по математике, вся семья может устраивать «мозговой штурм» и обсуждать разные подходы к решению.
Таким образом, выбор системы Занкова оправдан, если ребенок амбициозен, а родители готовы уделять много времени его развитию.
6. Статус системы Занкова в наши дни
С 1996 по 2014 год система Л.В. Занкова входила в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). По ней обучалось около 13% всех первоклассников в России.
Однако в 2014 году систему исключили из ФГОС и перестали использовать в государственных школах.
Тем не менее, сторонники Занкова продолжают разрабатывать его программу для средней школы (5-11 классы). А в частных школах и при индивидуальном обучении система сохраняет популярность.
Есть инициативы по возвращению методики Занкова в рамки ФГОС. Аргумент - эта система показала свою высокую эффективность в развитии детей.
7. Достоинства и недостатки подхода Занкова
У системы Л.В. Занкова есть ряд несомненных достоинств:
- Высокий уровень подготовки учеников
- Развитие логического мышления и самостоятельности
- Хорошие коммуникативные навыки
- Творческий подход к решению задач
Как отмечают многие педагоги и родители, система Занкова позволяет раскрыть потенциал одаренных детей и дать им мощный образовательный старт.
Вместе с тем, у этого подхода есть и определенные минусы:
- Высокая нагрузка на учеников
- Быстрый темп может создать пробелы в знаниях
- Сложности с домашними заданиями
- Требования к квалификации учителя
По этим причинам систему Занкова исключили из обязательных госстандартов. Однако ее эффективность по-прежнему высоко оценивают многие специалисты.
8. Вызовы реализации системы Занкова
Главный вызов для успешного применения системы Занкова - подготовка квалифицированных педагогических кадров. Учителя должны:
- Обладать гибким мышлением и эрудицией
- Уметь заинтересовать каждого ученика
- Быть готовыми к импровизации на уроке
- Владеть приемами индивидуального подхода
Еще одно препятствие - отсутствие преемственности программы между начальной и средней школой. Пока система Занкова разработана только для 1-4 классов.
Тем не менее, эти проблемы решаемы при поддержке государства и энтузиазме педагогов. Успешный опыт системы Занкова доказывает, что она стоит того, чтобы преодолевать вызовы ее внедрения.