Рабочая программа Занкова (1 класс)

Система Л.В. Занкова признана одной из самых эффективных методик развивающего обучения для младших школьников. Несмотря на исключение из ФГОС, она по-прежнему популярна в частных школах и у родителей, желающих развить интеллект и личность ребенка. Давайте разберемся, в чем секрет ее успеха и как устроена рабочая программа Занкова для первоклассников.

1. Краткая биография Л.В. Занкова и история создания системы

Леонид Владимирович Занков родился в 1901 году. Он начинал свою карьеру как учитель сельской школы, затем стал профессором и доктором педагогических наук. Его взгляды формировались под влиянием выдающегося психолога Льва Семеновича Выготского.

С 1957 года Занков вместе с сотрудниками его лаборатории проводил масштабный эксперимент. Он охватывал более 1000 школ по всему Советскому Союзу. Цель эксперимента - выявить, как разные методики обучения влияют на развитие детей младшего школьного возраста.

На основе результатов этого эксперимента Занков и разработал свою систему развивающего обучения. В дальнейшем она начала активно распространяться по всей стране.

2. Базовые принципы системы Л.В. Занкова

Система Л.В. Занкова основана на 5 ключевых принципах:

  1. Высокий уровень сложности заданий
  2. Быстрый темп изучения материала
  3. Ориентация на развитие навыков самообучения
  4. Развитие разносторонних способностей ребенка
  5. Индивидуальный подход к каждому ученику

Главная идея Занкова - обучение должно опираться на верхнюю границу возможностей ребенка. Задания подбираются максимально сложные, но посильные. Это стимулирует интерес и интеллектуальное развитие школьников.

"Начальное образование должно дать детям общую картину мира" - Л.В. Занков

3. Структура и содержание рабочей программы

В 1-4 классах по системе Занкова изучаются следующие предметы:

  • Русский язык
  • Литературное чтение
  • Математика
  • Окружающий мир
  • Изобразительное искусство
  • Музыка
  • Технология
  • Физическая культура

Большое внимание уделяется межпредметным связям. Например, на уроке математики могут рассматриваться вопросы биологии или литературы. Это помогает увидеть общую картину мира.

Особенность программы Занкова - задания повышенной сложности.

Для каждого предмета есть учебник, рабочая тетрадь и методические рекомендации для учителя. Широко применяются разные формы обучения: классные и внеклассные, групповые и индивидуальные.

В программе также есть факультативные курсы, например "Экономика для младших школьников". Они расширяют кругозор детей.

От первого к четвертому классу сложность заданий постепенно возрастает. К концу начальной школы дети должны получить целостную картину окружающего мира и быть готовыми к дальнейшему, более углубленному обучению.

Таким образом, в рабочей программе Занкова для 1 класса заложен мощный потенциал для развития ребенка.

4. Психолого-педагогические основы системы

Система Л.В. Занкова опирается на несколько ключевых положений:

  1. Обучение строится на верхней границе возможностей каждого ребенка
  2. Задания подбираются максимально сложные, но посильные
  3. Темп обучения достаточно высокий, но сочетается с повторением пройденного
  4. Педагог уделяет внимание каждому ученику
  5. Развивается самостоятельное критическое мышление

Ключевая роль в реализации системы принадлежит учителю. Он должен обладать развитой эмпатией, уметь заинтересовать каждого ученика и раскрыть его индивидуальные способности.

Такой подход позволяет эффективно развивать детей интеллектуально, творчески и нравственно.

5. Кому подходит система Л.В. Занкова

Система Занкова ориентирована на развитие интеллекта и личности ребенка. Поэтому она больше всего подходит для любознательных, сообразительных и целеустремленных детей.

Обучение по этой системе требует максимальной вовлеченности и от ученика, и от его родителей. Ребенку придется прилагать большие интеллектуальные усилия, а родителям - помогать ему справляться с домашними заданиями повышенной сложности.

Например, чтобы решить нестандартную задачу по математике, вся семья может устраивать «мозговой штурм» и обсуждать разные подходы к решению.

Таким образом, выбор системы Занкова оправдан, если ребенок амбициозен, а родители готовы уделять много времени его развитию.

6. Статус системы Занкова в наши дни

С 1996 по 2014 год система Л.В. Занкова входила в федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). По ней обучалось около 13% всех первоклассников в России.

Однако в 2014 году систему исключили из ФГОС и перестали использовать в государственных школах.

Тем не менее, сторонники Занкова продолжают разрабатывать его программу для средней школы (5-11 классы). А в частных школах и при индивидуальном обучении система сохраняет популярность.

Есть инициативы по возвращению методики Занкова в рамки ФГОС. Аргумент - эта система показала свою высокую эффективность в развитии детей.

7. Достоинства и недостатки подхода Занкова

У системы Л.В. Занкова есть ряд несомненных достоинств:

  • Высокий уровень подготовки учеников
  • Развитие логического мышления и самостоятельности
  • Хорошие коммуникативные навыки
  • Творческий подход к решению задач

Как отмечают многие педагоги и родители, система Занкова позволяет раскрыть потенциал одаренных детей и дать им мощный образовательный старт.

Вместе с тем, у этого подхода есть и определенные минусы:

  • Высокая нагрузка на учеников
  • Быстрый темп может создать пробелы в знаниях
  • Сложности с домашними заданиями
  • Требования к квалификации учителя

По этим причинам систему Занкова исключили из обязательных госстандартов. Однако ее эффективность по-прежнему высоко оценивают многие специалисты.

8. Вызовы реализации системы Занкова

Главный вызов для успешного применения системы Занкова - подготовка квалифицированных педагогических кадров. Учителя должны:

  • Обладать гибким мышлением и эрудицией
  • Уметь заинтересовать каждого ученика
  • Быть готовыми к импровизации на уроке
  • Владеть приемами индивидуального подхода

Еще одно препятствие - отсутствие преемственности программы между начальной и средней школой. Пока система Занкова разработана только для 1-4 классов.

Тем не менее, эти проблемы решаемы при поддержке государства и энтузиазме педагогов. Успешный опыт системы Занкова доказывает, что она стоит того, чтобы преодолевать вызовы ее внедрения.

Комментарии