Почему глава "Фаталист" стала последней в романе о Печорине?
Новелла "Фаталист" завершает роман М.Ю. Лермонтова "Герой нашего времени", хотя по хронологии событий она не является последней. Этот необычный композиционный ход требует объяснений. Давайте разберем, почему глава "Фаталист" последняя в романе о Печорине.
1. Замкнутая композиция романа
Почему роман завершается главой "Фаталист"? Композиция романа "Герой нашего времени" имеет кольцевую структуру. Действие первой главы "Бэла" и последней главы "Фаталист" происходит в одном и том же месте - крепости на Кавказе. Это придает ощущение завершенности повествования, как будто мы возвращаемся туда, откуда начался путь Печорина.
Так Лермонтов подчеркивает, что судьба героя трагически замкнута, он обречен на одиночество и внутреннюю пустоту. Эта мысль прозвучит в полный голос в конце романа.
Фатализм признается как факт, не исключающий активного вмешательства, свободы действий, человеческого вторжения в заданный ход событий.
Замкнутая композиция позволяет автору показать, что жизнь Печорина заключена в тесных рамках предопределенности. Он пытается вырваться за их пределы, изменить свою судьбу, но все напрасно - в финале он снова возвращается туда, откуда начал свой путь.
2. Тема фатализма - кульминация философских исканий Печорина
Итак, почему роман Лермонтова заканчивается новеллой "Фаталист"? На протяжении всего романа Печорин пытается найти ответ на главный вопрос - в чем смысл его существования и есть ли у него предназначение. Он то отрицает существование судьбы, считая себя полным хозяином жизни, то признает ее власть над собой.
В последней главе "Фаталист" Печорин, наконец, приходит к неким выводам о природе человеческого бытия. Размышляя над гибелью своего друга Вулича, который всю жизнь верил в предопределенность судьбы, Печорин решает, что рок существует, но человек может попытаться ему противостоять.
- Существует предопределенность событий
- Но человек может пойти наперекор судьбе
Так открывается главная идея всего романа - Печорин является "героем своего времени", потому что бросает вызов общественным устоям и судьбе, живет по собственным правилам, пусть и обречен на вечное одиночество при этом.
Так постепенно взгляды Печорина эволюционируют на протяжении романа, а последняя глава становится кульминацией его философских исканий.
3. Образ Печорина в последней главе
На протяжении романа Печорин предстает холодным эгоистом, циником, который играет чувствами окружающих ради развлечения. Но в финальной главе мы видим совсем другого Печорина.
Поймав убийцу офицера, он сделал доброе дело. Основные черты характера героя в части «Фаталист»: храбрость; отвага; смелость; героизм.
Рискуя жизнью, Печорин обезвреживает убийцу. Это первый его бескорыстный поступок на благо других людей.
Герой проявляет лучшие человеческие качества - смелость, решительность, готовность к самопожертвованию. Лермонтов показывает, что Печорин - не только циник и эгоист, в нем есть и положительные черты, он способен на подвиг во имя других.
Таким образом, финальная глава заставляет по-новому взглянуть на этого неоднозначного персонажа, увидеть в нем не только "портрет пороков всего поколения", но и человека, стремящегося преодолеть свои недостатки.
4. Смерть "двойника" как символическая смерть героя
В главе "Фаталист" погибает поручик Вулич. Многие исследователи считают его "двойником" Печорина, его alter ego. Действительно, есть много общего между этими двумя персонажами:
- Оба замкнуты, циничны, разочарованы в жизни
- Единственная радость - азартные игры и игра со смертью
- Вулич также пытается испытать судьбу, стреляя в себя
Убийство Вулича олицетворяет гибель лучшей, "романтической" части души самого Печорина. Герой словно теряет веру в возможность противостоять року и менять свою судьбу. Отсюда и трагическая развязка романа.
5. Решительность Печорина в финале
Несмотря на символическую "смерть" после гибели "двойника", Печорин в финале проявляет недюжинную решительность и мужество. Он один на один обезвреживает вооруженного кинжалом казака.
Это последняя отчаянная попытка героя бросить вызов предопределенности, изменить свою судьбу. Печорин словно проверяет, действительно ли его путь предрешен заранее и ничего уже нельзя исправить. Готовность к самопожертвованию в финале показывает, что герой до конца сохраняет силу духа и стремление к борьбе.
6. Неоднозначность финала
Финал романа полон драматизма, но в то же время не дает однозначных ответов. Эта неопределенность перекликается с философскими размышлениями героя о природе человеческой судьбы.
Так Лермонтов подчеркивает, что однозначно предсказать судьбу невозможно. Человек сам кузнец своего счастья, и Печорин не стал исключением, проявив мужество и стойкость в финальной схватке с роком.
7. Завершение духовных исканий
Глава "Фаталист" завершает роман Лермонтова, так как подводит черту под философскими исканиями не только Печорина, но и самого автора. Печорин приходит к выводу, что судьбу можно попытаться изменить, бросив ей вызов. Это становится итогом его внутренней борьбы на протяжении всего повествования, поиска смысла жизни.
В то же время такой финал отражает и мировоззрение самого Лермонтова как человека своей эпохи. Он верил, что личность может пойти против общественных устоев, против "судьбы", начертанной социумом. Этим идеалом свободы и борьбы проникнуто все творчество великого русского писателя.