История становления и развития профессионального технического образования в России

Профессиональное техническое образование открывает путь к успешной карьере для миллионов людей. Как ПТО помогает строить свое будущее?

История профессионального технического образования в России

Зарождение профессионального технического образования в царской России относится к 19 веку. Развитие промышленности и рост городов привели к потребности в квалифицированных рабочих различных специальностей. До этого навыки передавались от мастера к ученику в индивидуальном порядке.

В первой половине 19 века стали создаваться ремесленные училища и воскресные школы. В них применялась так называемая "предметная система" - обучение путем изготовления конкретных изделий. Однако в большинстве училищ мало внимания уделялось теоретической подготовке.

К.Д. Ушинский в 1868 г. писал о необходимости ремесленных школ, чтобы обеспечить страну собственными квалифицированными кадрами вместо приглашения иностранцев.

В 1860-1870-х гг. инженеры во главе с Д.К. Советкиным разработали новую "операционную систему" производственного обучения. Она была признана лучшей на международных выставках и предусматривала:

  • последовательное освоение всех операций по профессии;
  • использование передовых приемов и методов работы;
  • изготовление сложных полезных изделий.

Операционная система совершенствовалась инженерами Владимирским, Устиновым и др. Однако многие профучилища по-прежнему страдали от нехватки оборудования, слабой теоретической базы, эксплуатации детского труда.

Становление советской системы профтехобразования

После Октябрьской революции 1917 г. началось реформирование профессионального технического образования. Было введено обязательное профобучение рабочих 15-17 лет на предприятиях. Создавались многочисленные курсы и школы.

В 1920 г. основан Главный комитет профобразования, принят ряд декретов о мерах по распространению профтехзнаний в "широких народных массах". Цель - ликвидировать техническую безграмотность и удовлетворить нужды промышленности в квалифицированных кадрах.

Из декрета 1919 г.: "Наиболее быстрым и верным способом поднятия производительности труда является распространение в широких народных массах профессионально-технических знаний".

В 1920 г. введено обязательное профтехобразование рабочих 18-40 лет на предприятиях без фабзавшкол. В 1924 г. утверждены положения о школах фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) - новом типе профучилищ.

К концу 1920-х гг. школы ФЗУ, сочетая обучение с производительным трудом, подготовили для народного хозяйства 2,5 млн квалифицированных рабочих. Однако существовала разобщенность школ, затруднявшая централизованное управление.

Для решения этих проблем в 1940 г. создана система Государственных трудовых резервов СССР, которой переданы реорганизованные школы ФЗУ. В годы Великой Отечественной войны училища трудрезервов обеспечивали оборонную промышленность рабочими кадрами, за что 20 000 их учащихся были награждены орденами и медалями.

Совершенствование ПТО в послевоенный период

После победы в Великой Отечественной войне началось восстановление системы профессионально-технического образования. Большое внимание уделялось качеству подготовки рабочей молодежи. Были повышены требования к теоретической и практической части обучения.

В конце 1940-х - начале 1950-х годов появились технические училища для подготовки рабочих на базе среднего образования. Это позволило углубить изучение специальных дисциплин и освоить более сложные профессии.

В 1958 году на базе системы государственных трудовых резервов была создана Государственная система профессионально-технического образования. Ее основу составили городские и сельские профтехучилища, готовившие квалифицированных рабочих со средним образованием.

Современная система ПТО в России

В настоящее время подготовка рабочих кадров в России осуществляется в профессиональных учебных заведениях разных типов. Это могут быть техникумы, колледжи, училища, лицеи, центры обучения.

Обучение построено по операционно-комплексной системе, предусматривающей изучение отдельных операций и приемов работы, а затем - выполнение комплексных заданий по специальности. Большую роль играет производственная практика на предприятиях.

Подготовкой педагогических кадров для системы ПТО занимаются инженерно-педагогические факультеты вузов и техникумы. Повышение квалификации преподавателей и мастеров организуют специальные институты.

Зарубежный опыт профессионального образования

В разных странах существуют свои подходы к организации профессионально-технического образования. Например, в США и Японии профподготовка интегрирована в средние школы. В европейских государствах распространена сеть профессиональных училищ и лицеев.

Общей проблемой многих капиталистических систем ПТО является коммерциализация образования. Получение рабочей профессии часто требует значительных финансовых затрат от семьи.

В то же время скандинавские страны демонстрируют позитивный опыт бесплатного профессионального обучения, интегрированного в общую систему среднего образования.

Выбор профессии и поступление в колледж

Перед окончанием 9 класса подросток сталкивается с необходимостью выбора дальнейшего пути. Одним из вариантов является поступление в колледж или техникум для получения рабочей профессии.

При выборе профессии важно учитывать свои интересы, склонности, а также перспективы трудоустройства по данной специальности. Популярные сферы - строительство, машиностроение, транспорт, информационные технологии.

Для поступления необходимо подать документы - заявление, аттестат об основном общем образовании, медсправки. Многие колледжи проводят вступительные испытания - собеседование, тестирование, проверку физподготовки.

Успешное овладение профессией в колледже

Обучение в колледже имеет свою специфику. На первом курсе важно быстро адаптироваться к новым условиям жизни в общежитии, распорядку учебного заведения, повышенным нагрузкам.

Большой объем занимает практическая подготовка в мастерских, лабораториях, а также производственная практика на предприятиях города. Здесь студенты овладевают профессиональными навыками под руководством опытных наставников.

Многие учащиеся с первого курса принимают активное участие в конкурсах профмастерства. Это позволяет проверить уровень своих знаний и добиться высоких результатов.

Стажировка на рабочем месте

После успешного окончания колледжа выпускник получает диплом о профессиональном образовании. Часто молодой специалист возвращается на предприятие, где ранее проходил практику, устраивается там на работу.

Первые месяцы - испытательный срок. Нужно быстро адаптироваться к рабочему коллективу, включиться в трудовые будни, показать свои профессиональные навыки.

При желании и старании молодой рабочий быстро осваивает новое оборудование, передовые методы, повышает разряд, начинает продвижение по карьерной лестнице.

Комментарии