Политическая философия Аристотеля: взгляд на идеальное государство

Политическая философия Аристотеля до сих пор актуальна и интересна всем, кто изучает историю и теорию государства. Великий мыслитель древности подробно рассмотрел проблемы государственного устройства и идеальной формы правления. Его взгляды и по сей день вызывают дискуссии среди исследователей.

Общая характеристика политических взглядов Аристотеля

Аристотель родился в 384 году до н.э. в городе Стагире. Он был учеником Платона и преподавал в его Академии. В 335 г. до н.э. Аристотель основал собственную школу - Ликей. Он написал множество трудов по разным отраслям знаний, в том числе "Политику" и "Афинскую политию".

В отличие от идеализма Платона, Аристотель в своих политических воззрениях был большим прагматиком и реалистом. Он опирался на анализ реально существующих государственных форм и политических процессов своего времени.

Политическая теория Аристотеля, в противоположность Платону «идеальное государство», в основную очередь основывается на общественные и политические отношения и конструкты, которые реально существуют.

Наряду с "Политикой", значительное влияние на взгляды Аристотеля оказала его этика. Он рассматривал политику как практическое воплощение этических добродетелей в жизни государства.

Представление Аристотеля о возникновении государства

По мнению Аристотеля, государство зародилось из более простых форм человеческого общежития. Первой такой формой была семья:

Аристотель определяет государство (греч. πόλις) как общину (греч. κοινωνία), организованную ради общего блага. Этим государство противопоставляется семье (греч. οἰκία) — общению, естественным путем возникшему для удовлетворения повседневных надобностей (с. 377, 1252b).

Аристотель выделял три типа отношений внутри семьи:

  • господин и раб
  • муж и жена
  • родители и дети

По его мнению, власть в патриапксальной семье принадлежит мужчине-домохозяину. Это своего рода "монархия в миниатюре".

Несколько семей объединялись в селения, а те в свою очередь - в государство. Аристотель видел в этом процессе реализацию врожденного стремления человека к политической жизни. Он называл человека "политическим животным". Целью создания государства философ считал достижение общего блага, безопасности и справедливости.

Классификация форм правления

Аристотель различал три "правильные" и три "извращенные" формы правления в государстве:

Правильные Извращенные
Монархия Тирания
Аристократия Олигархия
Полития Демократия

Под монархией Аристотель понимал власть одного правителя. Аристократия - правление лучшей, добродетельной части общества. Полития представляла собой "смешанную" форму с элементами демократии и аристократии.

Тирания, олигархия и демократия, по мнению Аристотеля, являлись извращенными формами, поскольку преследовали частные интересы правителей, а не общее благо.

Наилучшей формой государственного устройства Аристотель считал политию. В ней должен преобладать средний класс, уравновешивающий интересы богатых и бедных. Это позволит избежать крайностей олигархии и демократии.

Аристотель подверг критике представление Платона об идеальном государстве, в частности его идеи об обобществлении собственности и упразднении семьи. Сам Аристотель был сторонником рабовладения, что также отличало его воззрения от взглядов Платона.

Элементы государства по Аристотелю

По Аристотелю, государство состоит из следующих основных элементов:

  1. Территория и население
  2. Система законов и суд
  3. Государственные должности
  4. Армия

Важнейшим элементом является население, которое Аристотель делил на граждан и не-граждан. Гражданами считались только свободные мужчины-воины, имеющие право участвовать в управлении государством.

Законы должны исходить из принципа справедливости и быть одинаковыми для всех. Для их применения необходим независимый суд.

Важнейшей опорой государства Аристотель называл армию. По его мнению, "тяжеловооруженные" должны составлять основу власти в государстве.

Таким образом, Аристотель дал довольно развернутый анализ ключевых элементов, из которых складывается государство.

Разделение властей

Аристотель предложил разделить власть в государстве на три части:

  1. Законодательная власть
  2. Исполнительная власть
  3. Судебная власть

Законодательная власть принимает законы, определяющие устройство государства. Исполнительная власть проводит эти законы в жизнь и управляет текущими делами. Судебная власть следит за соблюдением законов и разрешает споры.

По мнению Аристотеля, такое разделение властей позволит избежать злоупотреблений и установления тирании. Ветви власти будут уравновешивать друг друга.

Воспитание граждан

Отдельное внимание Аристотель уделял вопросам воспитания и образования граждан. Он считал, что правильное воспитание молодежи имеет ключевое значение для благополучия государства.

Философ выделял четыре основных предмета обучения:

  1. Грамматика
  2. Гимнастика
  3. Музыка
  4. Рисование

Эти предметы призваны развивать умственные и физические способности, а также формировать высокие этические качества будущих граждан.

Цели государства

По Аристотелю, главными целями государства являются:

  • Достижение общего блага
  • Установление справедливости
  • Материальное обеспечение граждан
  • Защита от внешних угроз
  • Нравственное совершенствование людей

Для реализации этих целей необходим досуг, позволяющий гражданам заниматься философией и участвовать в управлении государством.

Отношение к рабству

В отличие от Платона, Аристотель оправдывал рабство, считая его естественным и необходимым элементом общества.

Он полагал, что существует природное неравенство людей. По его мнению, варвары от рождения предназначены к подчиненному положению и могут стать полезными для общества в качестве рабов.

Кроме того, Аристотель видел и экономическую выгоду от использования рабского труда. Таким образом, рабы рассматривались им как необходимый и полезный элемент государства.

"философия" Аристотеля и его влияние

Идеи Аристотеля оказали колоссальное влияние на всю последующую политическую мысль.

Его реалистический подход, внимание к конкретным деталям государственного устройства послужили основой для многих теорий в этой области.

Многие положения Аристотеля, такие как разделение властей, роль среднего класса, воспитание граждан, не потеряли актуальности и в наши дни.

Взгляды Аристотеля на проблему рабства и неравенства людей подвергались справедливой критике на протяжении веков. Но в целом его "философия" государства и по сей день вызывает интерес и дискуссии среди исследователей.

Комментарии