Отличительные признаки государства: определение и основные характеристики
Государство играет важную роль в жизни общества. Но что такое государство и какие признаки отличают его от других общественных институтов? В статье далее мы подробно рассмотрим такие основные характеристики государства как его отличительные признаки, в том числе функции, формы, типы. Давайте детально разберемся в перспективах дальнейшей трансформации этого общественного института в эпоху глобализации XXI века, а также проследим эволюцию представлений о государстве на протяжении истории.
Определение государства
Слово «государство» тесно связано с древнерусским словом «государь», которое восходит к еще более древнему «господарство». Последнее происходит от слова «господь».
Есть множество определений государства. Например, Аристотель считал, что государство — это общение подобных друг другу людей ради достижения возможно лучшей жизни.
В школьном курсе по обществознанию дается такое определение:
Государство — это центральная организация политической власти на определенной территории, обладающая суверенитетом, аппаратом управления обществом и монополией (исключительным правом) на принуждение.
Существует несколько подходов к пониманию государства:
- Теологический - государство дано от Бога
- Классовый - государство является инструментом классового господства
- Патриархальный - государство выросло из семейных отношений
- Договорный - государство возникло на основе общественного договора
- Теория насилия - государство появилось в результате завоеваний
Обязательные признаки государства
Существуют обязательные признаки, которые отличают государство от других общественных институтов:
- Территория - часть земной поверхности, на которую распространяется юрисдикция данного государства.
- Население - постоянно проживающие на данной территории люди, подчиняющиеся власти государства и пользующиеся его защитой. Граждане составляют основную часть населения.
- Публичная власть - система государственных органов, осуществляющих управление обществом. Власть является публичной, то есть обязательной для исполнения всеми.
- Суверенитет - верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во внешних сношениях.
- Налоги и сборы - обязательные платежи, которые государство взимает с физических и юридических лиц, являясь источником его доходов.
Без этих признаков не может существовать ни одно государство. Именно они отличают государство от других общественных организаций и институтов.
Дополнительные признаки государства
Кроме обязательных, существуют дополнительные признаки государства:
- Государственные символы - флаг, герб, гимн
- Государственный язык
- Гражданство
- Конституция
Государственные символы - это знаки отличия данного государства, закрепленные в конституции или специальных законах. Например, для России это трехцветный флаг, двуглавый орел и гимн со словами «Россия — священная наша держава».
Государственный язык определяет язык делопроизводства, законодательства, судопроизводства в стране. В Российской Федерации государственным является русский язык.
Гражданство - это устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в их взаимных правах и обязанностях.
Конституция - основной закон государства, определяющий его устройство и систему правления.
Функции государства
Государство выполняет определенные функции как внутри страны, так и на международной арене. Эти функции также являются отличительными признаками государства.
К основным внутренним функциям относятся:
- Обеспечение безопасности и правопорядка
- Регулирование экономики
- Социальная функция
Функция обеспечения безопасности заключается в охране конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности государства от внешних и внутренних угроз. Также государство обеспечивает личную безопасность граждан и охрану правопорядка.
Регулирование экономики включает создание правовых основ и "правил игры" для всех экономических агентов в виде законов и подзаконных актов.
Социальная функция государства направлена на смягчение социального неравенства и повышение благосостояния менее защищенных слоев общества.
Формы государства
Существует несколько критериев классификации отличительных признаков государства. Один из них - форма государства, то есть его внутреннее устройство.
Форма государства состоит из:
- Формы правления
- Государственного устройства
- Политического режима
По форме правления государства делятся на монархии и республики. Монархия предполагает передачу власти по наследству, а республика - выборность органов власти и ограниченность сроков их полномочий.
По государственному устройству различают унитарные и федеративные государства. Унитарные имеют единую систему законодательства и управления на всей территории. Федерации состоят из отдельных субъектов со своими законами и органами власти.
По характеру политического режима выделяют демократические, авторитарные и тоталитарные отличительные признаки государства. В демократических государствах соблюдаются политические свободы и права граждан. Авторитаризм и тоталитаризм предполагают различную степень ограничения этих свобод и прав.
Типология государств
Отличительные признаки государства позволяют классифицировать их по различным критериям. Рассмотрим основные типы государств.
- По уровню социально-экономического развития выделяют индустриальные и постиндустриальные государства.
- По географическому положению различают морские, континентальные, островные государства.
- По размерам территории и численности населения бывают крупные, средние и малые государства.
Кроме того, можно выделить города-государства, развивающиеся государства, страны "ядерного клуба" и т.д. Таким образом, существует множество подходов к классификации государств.
Происхождение и развитие государства
Основные теории происхождения государства
Существует несколько подходов к объяснению того, как возникло государство:
- Теологическая теория - государство создано Богом
- Патриархальная теория - государство выросло из семейных отношений
- Договорная теория - государство возникло на основе общественного договора
- Теория насилия - государство появилось в результате завоеваний
- Ирригационная теория связывает возникновение государств с необходимостью поддержания оросительных систем в древних цивилизациях
Однако ни одну из этих теорий нельзя считать исчерпывающе объясняющей происхождение такого многоаспектного явления как государство.
Эволюция представлений о государстве
Первые классификации форм государства были предложены еще в античности Платоном и Аристотелем.
В эпоху Просвещения сформировались идеи о естественном праве, общественном договоре и разделении властей, которые легли в основу правового государства.
С развитием индустриального общества государство стало активно участвовать в регулировании экономики и социальных отношений. Так появились социальные государства.
Современные тенденции
Глобализация и переход к постиндустриальному обществу ведут к трансформации традиционных государств. Растет влияние наднациональных структур, мегаполисов, корпораций. Обсуждается концепция глобального мирового правительства.
С другой стороны, идет процесс децентрализации и стремление регионов к большей автономии.
Таким образом, будущее государства как института во многом зависит от того, какие тенденции возобладают.
Перспективы государства в XXI веке
Существуют различные сценарии дальнейшего развития формы государства.
Один из них - формирование наднациональных политических объединений по типу Евросоюза. Такие мегаблоки могут постепенно вытеснить традиционные национальные государства.
Другой вариант - "отмирание" государства как неэффективной структуры и переход властных функций к другим субъектам - ТНК, глобальным городам и т.п.
Наконец, сохранение классической модели национального государства, но с большей ориентацией на решение глобальных проблем.
Роль государства в эпоху глобализации
Несмотря на ослабление влияния традиционных институтов, роль государства в регулировании глобальных процессов пока остается определяющей.
Государства являются основными участниками таких международных организаций как ООН, ВТО, МВФ, определяя повестку и принимая ключевые решения.
Кроме того, именно на национальном уровне принимается большинство нормативных актов в области экономики, экологии, социальной политики.
Новые вызовы для государства
В то же время процессы глобализации ставят перед государствами новые сложные задачи:
- Регулирование мировых финансовых потоков
- Предотвращение глобальных экологических угроз
- Противодействие международному терроризму
Эффективно решать такие проблемы получается только на основе межгосударственного сотрудничества в рамках различных форматов.
Новые модели государственного управления
Под влиянием глобализации и развития информационных технологий происходит реформирование госаппарата и моделей государственного управления.
Растет роль электронного правительства, оказания госуслуг в режиме онлайн, использования цифровых технологий в администрировании.
Однако пока рано говорить об утрате государством своей актуальности как регулятора общественной жизни.
Формы государства в исторической ретроспективе
Ранние формы государства
Первые государства возникли в Древнем Египте, Месопотамии, Индии и Китае в III—II тысячелетии до н.э. Это были восточные деспотии, во главе которых стояли фараоны, цари или императоры с неограниченной властью.
Власть монарха опиралась на разветвленный бюрократический аппарат чиновников, жрецов и военачальников. Основная масса населения не имела политических прав.
Античный полис
В Древней Греции в VIII—VI вв. до н.э. сложился особый тип государства — полис (город-государство). Власть принадлежала собранию свободных граждан.
Полис являл собой образец демократического устройства, хотя правами гражданства обладала лишь часть населения (например, в Афинах — около 10%).
Римская империя
Древний Рим изначально был республикой с выборными органами власти. Однако в результате кризиса республики в I в. до н.э. установилась империя.
Римская империя — образец военной диктатуры, опирающейся на профессиональную армию и чиновничий аппарат. Власть императора была практически неограниченной.
Феодальная раздробленность
Феодальная раздробленность в Средние века
После падения Западной Римской империи в Европе наступил период феодальной раздробленности. Многочисленные удельные княжества и герцогства находились в вассальной зависимости от монархов.
Власть короля опиралась на поддержку феодальной знати и рыцарства. Крестьянская масса была полностью бесправной и зависимой.
Абсолютизм Нового времени
В результате централизации в XVI-XVII вв. в Европе складывается новый тип государства - абсолютная монархия с сильной центральной властью короля.
Опорой абсолютизма был разветвленный бюрократический аппарат, постоянная армия и полиция. Подданные не имели политических прав и свобод.
Правовое государство Новейшего времени
В результате буржуазных революций XVII-XVIII веков абсолютные монархии сменились парламентскими системами. Были провозглашены гражданские права, началось становление правового государства.
Закрепление демократических норм продолжилось в XIX-XX вв. Во второй половине XX в. появились социально ориентированные государства.