Причины создания системы образования СССР и их историческое значение

В 2022 году исполнилось 100 лет с момента образования СССР. Это важная историческая дата, которая до сих пор вызывает много споров. Давайте разберемся в причинах создания системы образования в Советском Союзе и оценим ее историческое значение.

Цели создания советской системы образования

После прихода большевиков к власти в 1917 году, новое правительство поставило перед собой амбициозную цель - построить социалистическое общество. Для этого требовались грамотные граждане, разделяющие коммунистическую идеологию. Поэтому одной из первостепенных задач стало реформирование системы образования.

Основными целями новой советской системы образования стали:

  • ликвидация безграмотности;
  • распространение коммунистической идеологии;
  • подготовка квалифицированных рабочих и инженерных кадров;
  • создание научной и творческой элиты общества.

Методы реализации этих целей

Для того чтобы реализовать поставленные цели, большевики предприняли ряд конкретных мер.

  1. Было введено всеобщее бесплатное школьное образование, чтобы повысить уровень грамотности в стране.
  2. Создавалась разветвленная сеть профессионально-технических училищ, техникумов и институтов для подготовки рабочих кадров и инженеров.
  3. Разрабатывались новые учебники и методические пособия, призванные прививать молодежи коммунистическую идеологию.
  4. Проводилась активная внеклассная работа с детьми и молодежью (пионерия, комсомол) для их идеологического воспитания.

Такие меры должны были обеспечить подготовку новых советских граждан, преданных идеалам социализма и способных построить новое общество.

Результаты реформирования образования в СССР

Нужно признать, что во многом советская власть добилась поставленных целей в сфере образования.

К концу 1930-х годов уровень безграмотности в СССР снизился до менее 4%, тогда как в дореволюционной России он составлял около 75%.

За первые два десятилетия советской власти была создана разветвленная сеть школ, техникумов, институтов по всей стране. Если в 1913 году в России насчитывалось 117 тыс. студентов вузов, то в 1928 году их было уже 147 тыс., а в 1940 году - 817 тыс.

Год Количество студентов вузов в СССР
1913 117 000
1928 147 000
1940 817 000

Безусловно, советская система образования во многом носила идеологический характер и была нацелена на воспитание "нового человека" коммунизма. Но вместе с тем она позволила добиться колоссальных успехов в ликвидации неграмотности, подготовке рабочих кадров и инженеров, необходимых для индустриализации страны.

Можно сделать вывод, что причины создания советской системы образования во многом диктовались идеологическими соображениями большевиков. Но эта система также позволила в кратчайшие сроки ликвидировать неграмотность в огромной стране и подготовить миллионы грамотных рабочих и специалистов, чьи знания и навыки были востребованы индустриализацией.

В современной России многие достижения советского образования, к сожалению, утрачены. Но опыт 1920-30-х годов по-прежнему заслуживает внимания и изучения.

Достижения советской системы образования

Несмотря на идеологическую составляющую, советская система образования позволила достичь впечатляющих результатов в ряде областей.

Во-первых, СССР удалось в кратчайшие сроки ликвидировать неграмотность среди населения. Если до революции уровень грамотности составлял около 30%, то к 1939 году он достиг 90% среди мужчин и 80% среди женщин.

Во-вторых, советская власть сумела в разы увеличить охват населения образованием. Так, число учащихся общеобразовательных школ выросло с 7,5 млн человек в 1914 году до 36 млн к 1940 году. Были созданы сотни новых вузов по всей стране.

Недостатки советской системы образования

Однако наряду с достижениями советской системе образования были присущи и определенные недостатки.

Главным минусом была чрезмерная идеологизация образования, его подчинение задачам коммунистического воспитания. Учебные планы были перегружены общественными дисциплинами, а преподавание точных наук нередко искажалось в угоду "единственно верному" марксистско-ленинскому учению.

Еще одной проблемой был недостаток свободы и творчества в системе образования. Жесткие рамки идеологии ограничивали возможности для новаторских подходов в науке и исследованиях.

Судьба образования после распада СССР

После распада Советского Союза в 1991 году система образования переживала трудные времена. Многие достижения были утрачены.

Резко сократилось бюджетное финансирование образования, учебные заведения лишились государственной поддержки. Снизилось качество школьного обучения из-за отсутствия средств на ремонт, техническое оснащение, зарплаты учителей.

При этом часть населения получила доступ к образованию за рубежом. Но в целом система образования в постсоветской России столкнулась с большими трудностями, многие из которых не преодолены до сих пор.

Выводы об историческом значении советского образования

Подводя итог, можно констатировать, что советская система образования, несмотря на ее недостатки, сыграла колоссальную историческую роль.

Она позволила ликвидировать неграмотность в огромной стране, обеспечила массовый доступ населения к образованию, подготовила миллионы специалистов, необходимых для модернизации экономики.

Этот уникальный опыт по-прежнему актуален и заслуживает изучения в современном мире, несмотря на идеологическую составляющую советской системы образования.

Комментарии