Объясните, почему две прямые, перпендикулярные к третьей, не пересекаются: урок 7 класса

Этот удивительный геометрический факт известен со школьной скамьи: если две прямые перпендикулярны третьей прямой, то они никогда не пересекутся, как бы далеко их ни продолжить. Давайте разберемся, почему так происходит.

Геометрические основы

Для начала давайте определимся с базовыми понятиями.

Прямая – это линия, имеющая одно направление, то есть не изгибающаяся. Прямые могут пересекаться или быть параллельными.

Перпендикулярные прямые – две прямые, которые пересекаются под прямым углом 90 градусов.

Когда две прямые пересекаются, они образуют четыре угла. Эти углы могут быть:

  • прямыми – 90 градусов;
  • острыми – меньше 90 градусов;
  • тупыми – больше 90 градусов.

Напомним также важную теорему о сумме углов треугольника:

Сумма углов треугольника равна 180 градусам.

Еще о параллельных прямых. Они находятся на одной плоскости и никогда не пересекаются, как бы далеко их ни продолжить. Параллельные прямые можно определить по признаку параллельности: если две прямые перпендикулярны к третьей прямой, то они параллельны.

Доказательство теоремы

Итак, сформулируем теорему:

Если две прямые перпендикулярны к третьей прямой, то они не пересекаются.

Докажем эту теорему методом от противного. Предположим, что две прямые AB и CD перпендикулярны прямой MN, но при этом пересекаются в некой точке (см. рисунок). Через точки их пересечения K можно провести отрезки AK и CK. Эти отрезки образуют треугольник AKC.

Угол между AB и MN прямой, равный 90°
Угол между CD и MN прямой, равный 90°
Сумма этих углов 180°

Получается, что в треугольнике AKC уже есть два угла по 90 градусов. Их сумма равна 180°. Значит, третий угол должен быть равен 0, что невозможно.

Таким образом, наше предположение неверно. Прямые AB и CD не могут одновременно пересекать MN под прямым углом и пересекаться между собой. Следовательно, если две прямые перпендикулярны третьей, то они обязательно будут параллельны.

Следствия и применения

Из доказанной теоремы вытекает важное следствие об единственности перпендикуляра, опущенного из точки на прямую:

Из точки, не лежащей на данной прямой, можно опустить на эту прямую только один перпендикуляр.

Это означает, что перпендикуляр к прямой задается однозначно. Рассмотрим на рисунке точку A и прямую n. Из точки A можно опустить на прямую n только один перпендикуляр AP.

Задачи на построение перпендикуляра

На основе теоремы о перпендикуляре можно решать различные задачи на построение. Например, через точку A, не лежащую на данной прямой n, провести прямую, перпендикулярную к n.

Решение будет следующим: из точки A опускаем перпендикуляр AP на прямую n. Тогда прямая p, проходящая через точку A и перпендикулярная отрезку AP, будет искомой прямой, перпендикулярной к n.

Примеры перпендикулярных непересекающихся прямых

Теперь объясните почему две прямые перпендикулярные третьей не пересекаются на конкретных примерах из реальной жизни.

В архитектуре перпендикулярные линии часто используются при планировке зданий и сооружений. Например, если построить два корпуса больницы или школы перпендикулярно к главному корпусу, они никогда при расширении не столкнутся друг с другом.

В технике перпендикулярность двух осей обеспечивает ровное и плавное вращение, например в электродвигателях или станках.

Краткое объяснение

Итак, объясните почему 2 прямые перпендикулярные 3 не пересекаются кратко так: согласно теореме, они становятся параллельными. А параллельные линии, находясь в одной плоскости, не имеют точек пересечения при любом их продолжении. Перпендикулярность одной прямой задает параллельность другой паре прямых относительно нее.

Применение в школьном курсе геометрии

Данная теорема о непересечении перпендикулярных прямых обычно изучается в 7 классе на уроках геометрии. Усвоение этого факта помогает понять свойство параллельности, важное при решении множества задач на построение перпендикуляров, вычисление углов и доказательство геометрических утверждений.

Также в курсе 7 класса рассматриваются частные случаи:

  • перпендикулярность прямой и плоскости в пространстве;
  • перпендикулярность двух плоскостей (они также не пересекаются).

Понимание перпендикулярности и параллельности – основа для изучения стереометрии в старших классах.

Комментарии