Жанры средневековой литературы: разнообразие и специфика
Средневековая литература удивляет разнообразием жанров. Давайте разберемся в основных направлениях и откроем для себя это увлекательное литературное наследие.
Эпос как отражение героического духа
Эпос - это совокупность произведений народного творчества: песен, героических сказаний и т.д. Народный эпос раннего Средневековья представляет особый интерес как наиболее древний. Он идеализирует родовые отношения, а героика произведений народного эпоса связана с прославлением подвигов героев рода.
Выделяют несколько основных ветвей средневекового эпоса:
- Кельтский эпос;
- Скандинавский эпос;
- Англосаксонский эпос.
Сочинителями и исполнителями кельтских саг были барды, друиды и филиды. Барды – музыканты и поэты, филиды – сказители, друиды – жрецы. Особый интерес представляет уладский цикл ирландских саг о герое Кухулине.
Наиболее ярким образцом скандинавского эпоса является «Старшая Эдда». Ряд сюжетов «Старшей Эдды» впоследствии стал основой для более поздних художественных произведений, например «Песни о Нибелунгах».
Англосаксонская «Поэма о Беовульфе» относится к числу древнейших эпосов. До наших дней это произведение дошло в рукописи 10 века. Хотя общий фон поэмы языческий, в тексте встречаются упоминания о библейских персонажах, что свидетельствует о начале христианизации англосаксонского эпоса.
Народно-героический эпос зрелого Средневековья
В эпоху зрелого Средневековья с развитием письменности на национальных языках возникает народно-героический эпос. Этот эпос создавался на более прочной исторической основе и отражал процессы этнической и государственной консолидации, становление феодальных отношений.
Французский героический эпос отражает своеобразие развития нации в период ее становления. До нас он дошел в виде «песен о деяниях». Самым совершенным памятником французского эпоса считается поэма «Песнь о Роланде». Главная тема этого произведения - верность богу, родине и королю.
Тематика испанских героических песен чаще всего связана с реконкистой. Одним из героев испанского эпоса был Родриго Диас, прозванный Сид. О нем сложена «Песнь о моем Сиде», где подчеркивается не только храбрость, но и хитрость героя.
Немецкий героический эпос развивался на фоне раздробленности Германии, поэтому в нем не акцентируется идея национального единства. Наиболее известный памятник - «Песнь о Нибелунгах», основанная на древних германских сказаниях.
Рыцарский роман: идеалы любви и приключений
Наряду с эпосом в литературе зрелого Средневековья получает развитие жанр рыцарского романа. В отличие от эпоса, прославляющего воинские подвиги, роман ориентирован на идеалы придворной культуры.
Главной добродетелью рыцаря считалась любовь к Даме Сердца. Эта "куртуазная" любовь носила платонический характер и выражалась в верности и служении возлюбленной.
Еще одна важная черта рыцарского романа - поиск приключений ради славы и доблести. Герой бросается в путешествия, чтобы совершить подвиги и доказать свое мастерство.
Наконец, рыцарство как идеал эпохи также нашло отражение в романах. Рыцарь должен быть верным, храбрым, великодушным, следовать кодексу чести.
Самые известные авторы рыцарских романов - француз Кретьен де Труа, немец Вольфрам фон Эшенбах, англичанин Томас Мэлори. Их произведения пользовались огромной популярностью вплоть до XVII века.
Жанр новеллы и творчество Боккаччо
Еще один новый для средневековой литературы эпический жанр - новелла. Он зарождается в Италии XIV века как отражение развития городской культуры и роста индивидуального авторского сознания.
Новеллы отличаются от эпоса и романа более реалистичным изображением действительности, интересом к частной жизни простых людей, а не только деяниям героев и рыцарей.
Основоположником жанра новеллы стал итальянский писатель Джованни Боккаччо, автор знаменитого «Декамерона». Его новеллы посвящены любовным историям, приключениям, анекдотам из городской жизни.
Основные жанры латинской литературы
В Средние века латынь оставалась языком образования, науки и церкви. Поэтому одну из ведущих ролей играли жанры латинской литературы.
Среди них можно выделить жития святых, оказавшие влияние на формирование агиографических жанров на национальных языках. Также популярностью пользовались лапидарии - описания магических свойств минералов и драгоценных камней.
Еще один распространенный жанр латинской словесности - бестиарий, собрание символических описаний реальных и вымышленных животных. Бестиарии часто иллюстрировались яркими миниатюрами.
На латыни создавались и объемные энциклопедические труды, призванные собрать и систематизировать универсальные знания средневекового человека о мире.
Церковная драма и мистерии
Одним из важнейших жанров средневековой литературы была драма, получившая развитие из церковных представлений.
Истоки средневекового театра - литургическая драма, небольшие действа, включаемые в богослужение. Со временем они переросли в зрелищные мистерии - представления на библейские сюжеты, исполнявшиеся для всех жителей города.
Наиболее известные циклы мистерий сложились во Франции и Англии. Они воспроизводили ключевые эпизоды Священной истории - от Сотворения мира до Страшного суда.
Народная сатира в жанре шванков и фаблио
Особое место в средневековой литературе занимают сатирические жанры фольклора, отражавшие взгляды простого люда.
В Германии были популярны шванки - короткие юмористические рассказы о хитрых простолюдинах, дураках, плутоватых монахах.
Во Франции распространен жанр фаблио - небольшие стихотворные повести, высмеивавшие недостатки людей. Фаблио часто служили средством критики церкви и духовенства.
Жанр басни в средневековой литературе
Еще одной формой народного творчества была басня - короткий стихотворный рассказ о животных с моралью. Басня развивала традицию эзоповского жанра в новых исторических условиях.
С помощью аллегорических сюжетов с участием зверей басни доносили мирскую мудрость и поучительный смысл, важные для средневекового человека.
Поэзия трубадуров и труверов
Важное место в средневековой литературе занимала лирическая поэзия. Ее расцвет связан с творчеством трубадуров на юге Франции в XI-XIII веках.
Для трубадуров были характерны культ Прекрасной Дамы, мотивы куртуазной любви, природы, рыцарства. Они писали песни, серенады, пасторали в форме канцон, сонетов, баллад.
В Северной Франции сложилась школа труверов, более демократичная по духу. Их поэзия была проникнута городскими мотивами, иронией, сатирой.
Духовная лирика на латыни и на народных языках
Наряду со светской лирикой развивалась и духовная поэзия. На латыни создавались гимны, молитвы, псалмы. На национальных языках бытовали духовные песни и сказания.
Известные авторы духовной лирики Средневековья - Роберт ВАселлин, Фома Аквинский, Якопоне да Тоди, Жак де Камбре, францисканские монахи.
Темы их произведений - слава Богу и святым, размышления о грехе, страданиях Христа, Творце и творении.
Жанр хроники как форма историописания
Важнейший исторический жанр в средневековой литературе - хроника. Хроники велись на латыни и на народных языках.
Ранние латинские хроники носили церковный характер. Позднее появляются светские хроники на национальных языках - например, англосаксонская хроника.
Наиболее значимые хроники были созданы в эпоху Каролингов и освещали историю франкских королей. Этот жанр получил широкое распространение и в позднее Средневековье.
Мемуары и автобиографии
Еще один важный исторический жанр - мемуары. Зарождается он в эпоху Крестовых походов в виде записок участников.
Позднее появляются мемуары известных государственных деятелей, полководцев, церковных иерархов. Тесно с мемуарами связан жанр автобиографии ученых и богословов.
Особый интерес представляет жанр исповеди, получивший развитие под влиянием христианской традиции.
Особенности средневекового романа
Рыцарский роман, появившийся в эпоху Средневековья, имел ряд характерных особенностей.
Во-первых, центральное место в сюжете занимали любовная линия и приключения главного героя. Война и политика отходили на второй план.
Во-вторых, для рыцарского романа была характерна идеализация действительности. Рыцари и дамы наделялись совершенными чертами.
В-третьих, сюжет строился вокруг странствий рыцаря, который отправлялся на поиски приключений. Путешествия служили поводом для испытаний героя.
В-четвертых, пространство и время в романе были условными, не привязанными к конкретной географии и истории.
В-пятых, роман был рассчитан на аристократическую аудиторию и пропагандировал рыцарские идеалы.
Новелла как жанр городской литературы
В отличие от рыцарского романа, новелла возникла как жанр городской литературы. Для нее было характерно:
Во-первых, внимание к современности, а не идеализированному прошлому.
Во-вторых, интерес к жизни мещан и простолюдинов, а не дворянства.
В-третьих, реалистичность, а не условность в изображении характеров и обстоятельств.
В-четвертых, преобладание сатирического или комического начала.
В-пятых, наличие одного автора, а не коллективное анонимное творчество.
Развитие драматургии
Драматургия прошла путь от церковной мистерии к светскому представлению.
Первоначально это были краткие действия в рамках богослужения. Затем мистерии превратились в зрелищные представления на библейские темы.
С XIII века появляется светская драма на исторические и бытовые сюжеты. Возникают первые профессиональные труппы.
К концу Средневековья драматургия приобретает черты театрального искусства в современном понимании.
Эволюция эпоса
Эпос прошел долгий путь развития в средневековой литературе.
Сначала это был устный героический эпос, воплощавший архаичное языческое мировосприятие.
Затем появляется народно-героический эпос, связанный с формированием наций и государств.
В эпоху рыцарства эпическая традиция продолжается в рыцарских романах.
К концу Средневековья функции эпоса переходят к историческим хроникам и мемуарам.