Стыд и совесть - два наставника нравственности
Стыд и совесть являются важнейшими механизмами регуляции поведения и нравственного выбора человека. Эти понятия тесно связаны, но не тождественны. В чем их сходство и различие? Какова роль каждого из этих чувств в формировании личности? Попробуем разобраться.
Сущность стыда и совести
Стыд - это эмоциональное переживание, возникающее при осознании несоответствия собственного поведения групповым нормам и ожиданиям. Стыд зависит от реакции социума, мнения окружающих людей. Человек испытывает стыд, когда чувствует на себе порицание, неодобрение, презрение со стороны других.
Совесть - это внутреннее нравственное чувство, позволяющее различать добро и зло. Совесть не зависит от мнения окружающих, она определяется личными моральными установками и ценностями человека.
Например, человек может испытывать угрызения совести из-за содеянного при этом никто не знает о его проступке. А может чувствовать стыд из-за неподобающего внешнего вида, даже если это не зависит от его воли.
Таким образом, совесть - внутренний регулятор, а стыд - внешний. Но оба эти чувства выполняют важную роль - удерживают человека в рамках моральных и социальных норм.
Функции стыда и совести
Какую роль играют стыд и совесть:
- Стыд предупреждает о возможном осуждении со стороны общества.
- Совесть сигнализирует о внутреннем конфликте поступка с моральными принципами.
- Стыд мотивирует вести себя в соответствии с групповыми нормами.
- Совесть побуждает следовать внутренним моральным установкам.
- Стыд регулирует поведение "извне", благодаря механизму социального контроля.
- Совесть контролирует поведение "изнутри" посредством личной ответственности.
Стыд и совесть играют комплементарную роль в формировании личности - стыд обеспечивает соблюдение внешних норм, совесть - внутренних устоев. Человек с развитым чувством стыда и совести способен к самоконтролю и нравственному поведению.
Например, подросток может воздержаться от насмешек над слабым одноклассником, потому что боится осуждения со стороны учителя и одноклассников (действует стыд). А может поступить так из сострадания и нежелания причинять боль другому (работает совесть).
Формирование стыда и совести
Как формируются эти важные регуляторы поведения?
Чувство стыда закладывается под влиянием социума, в процессе социализации. Ребенок учится различать одобряемые и порицаемые формы поведения. Стыд формируется в зависимости от культурного контекста - в разных обществах за разное осуждают.
Совесть также требует воспитания, но основывается на врожденных механизмах эмпатии и справедливости. С раннего возраста ребенок интуитивно различает "хорошее" и "плохое". Задача родителей и общества - развить это чувство.
На формирование стыда и совести влияют:
- культурные традиции
- семейное воспитание
- школьная среда
- религиозные воззрения
- личный опыт
В подростковом возрасте активно формируется чувство стыда, зависимость от мнения группы сверстников. Совесть активно развивается в период юности, когда формируется система ценностей.
Отклонения в развитии могут привести к нежелательным последствиям:
- избыточный стыд вызывает комплекс неполноценности
- дефицит совести ведет к безнравственному поведению
Поэтому воспитание здорового чувства стыда и совести имеет большое значение для становления личности.
Развитие стыда и совести
Как помочь ребенку вырасти человеком с развитым чувством стыда и совести?
Вот несколько советов для родителей по воспитанию здорового стыда:
- Не унижать и не оскорблять ребенка, выражать неодобрение конкретных поступков.
- Объяснять, какие действия вызовут осуждение, а какие - одобрение.
- Демонстрировать уважение к достоинству других людей.
- Показывать пример сдержанности и такта.
Для развития активной совести важно:
- С ранних лет обсуждать моральные дилеммы.
- Поощрять сострадание и великодушие.
- Развивать эмпатию и умение сопереживать.
- Быть последовательным в требованиях и запретах.
Полезно анализировать литературных героев с точки зрения проявления стыда и совести. Яркий пример - история героя романа Ф.М. Достоевского "Преступление и наказание" Родиона Раскольникова.
Историческая эволюция представлений
Нормы и правила, определяющие стыдное поведение, менялись на протяжении истории. Например, в средневековой Европе стыдно было для знатной девушки появляться с непокрытыми волосами. А сегодня в обществе доминирует терпимость к внешнему виду и стилю одежды других людей.
Представления о границах дозволенного также эволюционировали. Если в древние времена многое считалось морально оправданным (рабство, казни), то сегодня это ужасает общественную совесть.
Стыд гораздо более гибок, чем совесть. Совесть изменяется очень медленно, развивается постепенно. А стыд очень чутко реагирует на перемены в обществе (Лев Толстой)
Стыд и совесть в современном мире
Стыд и совесть в условиях глобализации и столкновения культур приобретают особое значение. Усиливается влияние западных либеральных ценностей, что ставит под вопрос традиционные нормы.
С одной стороны, происходит ослабление таких регуляторов поведения как стыд, с другой - возрастает понимание общечеловеческих моральных ценностей.
Важно находить разумный баланс между внешним социальным контролем и внутренним голосом совести. Гармоничная личность объединяет чувство стыда и ответственность перед совестью.