Управление государственными финансами - ключ к экономической стабильности

Эффективное управление государственными финансами - залог стабильности экономики любой страны. Давайте разберемся, какие механизмы используются для управления бюджетом и финансами, чтобы обеспечить развитие экономики и благосостояние граждан.

1. Сущность государственных финансов и их роль в экономике

Государственные финансы представляют собой денежные отношения по формированию и использованию централизованных фондов денежных средств для реализации задач и функций государства. Они включают доходы и расходы бюджетов всех уровней, государственные целевые внебюджетные фонды, финансы госпредприятий.

Основными источниками формирования государственных финансов являются:

  • налоговые поступления
  • неналоговые доходы (пошлины, сборы)
  • государственные займы
  • прибыль госпредприятий

Роль государственных финансов состоит в обеспечении реализации экономической политики страны путем эффективного использования мобилизуемых финансовых ресурсов. От состояния госфинансов зависит инвестиционная активность в экономике, уровень социальной защищенности граждан, темпы научно-технического прогресса.

Например, в период с 2009 по 2012 гг., когда в России был профицит бюджета, активно велось строительство олимпийских объектов в Сочи, модернизировались Вооруженные Силы, развивались новые научно-технические направления.

2. Принципы и методы управления государственными финансами

Управление государственными финансами базируется на таких основополагающих принципах, как целевая направленность, эффективность, ответственность, открытость, подотчетность.

Система управления включает следующие элементы:

  1. финансовое планирование и прогнозирование;
  2. оперативное управление исполнением бюджетов;
  3. финансовый контроль.

Важнейшим инструментом реализации финансовой политики является бюджетно-налоговая политика. С ее помощью регулируется уровень налоговой нагрузки на экономику и структура государственных расходов.

Применяются различные методы мобилизации, распределения и использования финансовых ресурсов. К примеру, в период кризиса 2008-2009 гг. правительства многих стран (США, Китая, Германии) активно использовали инструменты бюджетного стимулирования экономики за счет увеличения госрасходов и снижения налогов.

3. Финансовая политика государства и ее задачи

Финансовая политика представляет собой часть экономической политики государства, связанную с использованием государственных финансов для достижения поставленных целей.

Различают стратегическую финансовую политику, рассчитанную на долгосрочный период, и тактическую — для решения текущих задач.

Ключевыми задачами финансовой политики являются:

  • обеспечение сбалансированности бюджета;
  • содействие экономическому росту;
  • поддержание ценовой стабильности;
  • снижение уровня социального неравенства.

Например, в Китае в период с 1980 по 2010 гг. проводилась финансовая политика, направленная на поддержку экспортно-ориентированных отраслей. Это позволило добиться двузначных темпов экономического роста.

Годы 1980-1990 1991-2000 2001-2010
Темпы роста ВВП 10,3% 10,6% 10,5%

Таким образом, грамотно выстроенная финансовая политика позволяет государству оказывать стимулирующее и регулирующее воздействие на экономику для достижения намеченных целей развития.

4. Инструменты реализации финансовой политики

Для проведения финансовой политики государство использует различные инструменты. К основным из них относятся:

  • Бюджетно-налоговые инструменты — изменение ставок налогов, льгот, государственных расходов по различным направлениям;
  • Денежно-кредитные инструменты Центрального банка — регулирование учетной ставки, норм обязательных резервов, операции на открытом рынке;
  • Таможенно-тарифное регулирование — изменение пошлин на импорт и экспорт товаров;
  • Операции с государственным долгом — эмиссия ценных бумаг, погашение, реструктуризация.

Например, в период кризиса 2008-2009 гг. правительства использовали такие инструменты, как снижение ставки налога на прибыль компаний, увеличение расходов на инфраструктурные и оборонные программы, докапитализация банков.

5. Регулирование финансовых рынков

Финансовые рынки (валютный, фондовый, страховой) играют важную роль в экономике, обеспечивая распределение инвестиционных ресурсов и хеджирование рисков. Госрегулирование этих рынков призвано:

  • Защищать права и интересы инвесторов и потребителей финансовых услуг;
  • Поддерживать доверие к финансовому сектору;
  • Предотвращать возникновение системных рисков.

Для этого используются такие меры, как лицензирование участников, установление пруденциальных нормативов, введение гарантий возмещения убытков.

После кризиса 2008 г. многие страны ужесточили регулирование деятельности банков и фондовых бирж, повысив требования к достаточности капитала и ликвидности.

6. Управление государственной собственностью

Эффективное управление объектами государственной собственности преследует такие цели:

  • Повышение капитализации и инвестиционной привлекательности госкомпаний;
  • Увеличение доходов от использования госактивов;
  • Решение социальных задач.

Для этого применяются методы корпоратизации, внедрения KPI для менеджмента, стимулирования инновационной деятельности, прозрачности закупок.

Ярким примером успешного реформирования системы управления госактивами может служить Китай. Там с начала 2000-х годов проводилась политика укрупнения госкомпаний с одновременным сокращением их общего числа и повышением операционной эффективности.

7. Цифровизация управления госфинансами

Процессы цифровой трансформации затрагивают все аспекты управления государственными финансами. Основные направления здесь:

  1. Переход на электронный формат финансовой отчетности и документооборота;
  2. Внедрение технологий Big Data и искусственного интеллекта для аналитики данных;
  3. Использование цифровых технологий в налоговом администрировании;
  4. Развитие систем дистанционного оказания госуслуг.

Лидером цифровизации управления госфинансами является Эстония. Там внедрены электронный документооборот, подача отчетности в онлайн-режиме, цифровая идентификация налогоплательщиков и получателей льгот.

8. Пути совершенствования управления финансами

Существует ряд направлений развития системы управления государственными финансами:

  • Повышение результативности бюджетных расходов на основе их оптимизации и приоритизации;
  • Совершенствование налогового администрирования для увеличения собираемости доходов;
  • Более широкое применение программно-целевых методов управления госпрограммами;
  • Развитие механизмов государственно-частного партнерства для реализации инфраструктурных проектов.

К примеру, в рамках реформы бюджетного процесса предлагается закрепить на законодательном уровне процедуры оценки эффективности бюджетных расходов с постепенным переходом к формированию бюджета, ориентированного на результат.

9. Зарубежный опыт управления госфинансами

Полезным представляется изучение и адаптация передового зарубежного опыта в сфере управления государственными финансами. Например:

  • Бюджетирование, ориентированное на результат (США, Великобритания);
  • Независимый аудит эффективности госпрограмм (Франция);
  • Электронные торговые площадки для госзакупок (Южная Корея).

Главными критериями при отборе мер для имплементации должны стать их соответствие российским реалиям и способность устранить текущие пробелы в системе управления финансами.

10. Риски и вызовы на пути совершенствования

Наряду с очевидными плюсами, существуют и риски на пути реформирования системы управления госфинансами:

  • Сопротивление бюрократического аппарата;
  • Недостаточность ресурсов для масштабирования успешных пилотных проектов;
  • Киберугрозы при внедрении цифровых технологий;
  • Снижение социальной поддержки населения.

Для минимизации этих рисков необходим комплексный подход с учетом лучших практик проектного управления и поэтапного внедрения изменений с тщательным мониторингом эффективности на каждом этапе.

Комментарии