Температура вспышки дизельного топлива: важный показатель безопасности
Температура вспышки - важнейший показатель безопасности топлива. От него зависит пожароопасность при транспортировке и хранении, а также работа двигателя. Давайте разберемся, как определяется этот параметр и на что он влияет.
Что такое температура вспышки и как ее определяют
Температура вспышки - это температура, при которой пары топлива, испаряясь с его поверхности, вспыхивают на короткое время от открытого огня, но не воспламеняются. Этот показатель характеризует пожароопасность топлива.
Существует два основных метода определения температуры вспышки дизельного топлива:
- В закрытом тигле
- В открытом тигле
Методика определения в закрытом тигле
При использовании закрытого тигля процедура следующая:
- Топливо наливают в металлический тигель до отметки.
- Тигель устанавливают в специальный прибор и закрывают крышкой.
- Включают нагрев тигля и отслеживают температуру по термометру.
- Через каждые 2°С над топливом поджигают газ из запальника.
- Фиксируют температуру, при которой произошла вспышка паров.
В закрытом тигле пары топлива не рассеиваются в окружающем воздухе, поэтому вспышка происходит при более низкой температуре.
Методика определения в открытом тигле
При использовании открытого тигля процедура такая:
- Топливо наливают в тигель до метки.
- Тигель устанавливают на нагреватель.
- Нагревают топливо, отслеживая температуру.
- Через каждые 2°С подносят открытый огонь к поверхности.
- Отмечают температуру первой вспышки паров.
В открытом тигле часть паров рассеивается, поэтому температура вспышки выше.
Для определения температуры вспышки используют специальные приборы, такие как ТВО, ПТВ-1М и другие. Процедура стандартизована ГОСТами 6356-75 и 305-82.
Нормы температуры вспышки для разных марок дизельного топлива
В зависимости от сферы применения для дизельного топлива устанавливаются следующие нормы температуры вспышки:
Тип топлива | Температура вспышки, °C |
Летнее | 40-60 |
Зимнее | 35-40 |
Арктическое | 30-35 |
Для тепловозных и судовых дизелей нормы температуры вспышки выше:
- Летнее - 62°C
- Зимнее - 40°C
- Арктическое - 35°C
Российские стандарты ГОСТ устанавливают минимальное значение температуры вспышки 55°C. В зарубежных странах допускаются более низкие показатели, вплоть до 38°C.
Влияние температуры вспышки на пожаробезопасность
Низкая температура вспышки дизельного топлива существенно повышает его пожароопасность при хранении, транспортировке и заправке техники.
При хранении в резервуарах температура топлива не должна превышать значения на 10-15°C ниже его температуры вспышки. Иначе пары, скапливаясь над поверхностью, могут воспламениться от случайного источника огня.
При транспортировке в жаркую погоду в цистернах и бочках температура топлива может повыситься. Чем ниже температура его вспышки, тем выше риск возгорания.
При заправке нагретой техники пары топлива с низкой температурой вспышки опасно поджигать от искр двигателя или статического электричества.
Меры предосторожности при работе с топливом
Чтобы снизить пожарные риски при использовании дизельного топлива, рекомендуется:
- Хранить в прохладном, хорошо вентилируемом помещении;
- Использовать взрывобезопасное освещение и оборудование;
- Заправлять остывшую технику, избегая разбрызгивания;
- Применять заземление для снятия статики.
Соблюдение правил пожарной безопасности снижает риски при работе с дизельным топливом.
Влияние температуры вспышки на работу двигателя
Температура вспышки дизельного топлива влияет на устойчивость работы и экономичность дизельного двигателя.
Низкое значение этого показателя говорит о повышенном содержании легких фракций в топливе. Это может привести к перегреву, возникновению детонации, образованию нагара и отложений.
Высокая температура вспышки соответствует оптимальному фракционному составу. Топливо воспламеняется в нужный момент, обеспечивая полноту сгорания и высокий КПД двигателя.
Связь с другими характеристиками топлива
На воспламенение топлива в цилиндре двигателя влияют:
- Цетановое число - способность к самовоспламенению;
- Температура помутнения - выпадение парафинов;
- Температура застывания - потеря текучести.
Чем выше температуры по этим показателям, тем лучше воспламеняемость топлива в двигателе.
Как повысить температуру вспышки дизельного топлива
Существует несколько способов увеличить температуру вспышки дизельного топлива:
- Подбор фракций при производстве;
- Применение специальных присадок;
- Смешивание с топливом с более высоким показателем.
Подбор оптимальных фракций при производстве
При производстве дизельного топлива подбирают оптимальное соотношение легких и тяжелых фракций нефти. Увеличивая долю тяжелых фракций, можно повысить температуру вспышки. Однако это может ухудшить текучесть топлива при низких температурах. Необходим компромисс для конкретных условий применения.
Применение специальных присадок
Существуют присадки-депрессоры, которые снижают испаряемость топлива. Их добавление в небольших концентрациях повышает температуру вспышки на 5-15°C. Однако избыток присадок может привести к образованию отложений в топливной системе.
Смешивание с топливом с более высоким показателем
Простым способом повысить температуру вспышки является смешивание с партией топлива, имеющего более высокий показатель. Соотношение определяется расчетным путем, чтобы получить нужную величину. Этот метод часто используется на нефтебазах для доведения топлива до нормы перед отправкой потребителю.
Примеры присадок для повышения температуры вспышки
Наиболее распространенными присадками-депрессорами являются:
- Дициклогексиловый эфир
- Дифениламин
- N-фенил-альфа-нафтиламин
Они эффективно подавляют испарение легких фракций топлива, повышая его термическую стабильность. Концентрация присадок обычно не превышает 0,1%.
Требования к хранению топлива с повышенной температурой вспышки
При повышении температуры вспышки до 60°C и выше возрастают требования к условиям хранения топлива:
- Температура в резервуаре не должна превышать 40°C
- Необходима хорошая вентиляция помещения
- Освещение и оборудование во взрывобезопасном исполнении
Это позволит минимизировать риск самовоспламенения топлива и обеспечит его безопасное хранение.