Почему роман "Герой нашего времени" считают первым психологическим в русской литературе

"Герой нашего времени" М.Ю. Лермонтова - первый психологический роман в русской литературе. Погрузимся в историю создания этого произведения, узнаем, почему автор сосредоточил внимание на внутреннем мире героя, и что повлияло на появление нового жанра.

История создания романа "Герой нашего времени"

Роман "Герой нашего времени" создавался М.Ю. Лермонтовым в период с 1837 по 1839 год. Изначально произведение публиковалось отдельными главами в журналах "Отечественные записки" и "Современник". Полностью роман был издан только после смерти автора в 1841 году.

Уже в "Предисловии" Лермонтов формулирует замысел своего творения: создать

"портрет, составленный из пороков всего нашего поколения в полном их развитии"

. То есть Печорин задумывался как обобщенный образ современника писателя.

Неоднозначный характер главного героя вызвал непонимание публики. Образ Печорина казался слишком противоречивым. Тем не менее, роман прошел цензуру благодаря главе "Максим Максимыч", которую прочитал император Николай I.

Черты психологизма в изображении Печорина

Новаторство Лермонтова как раз и заключалось в том, что он в отличие от предшественников сосредоточил основное внимание не на внешних событиях и поступках героя, а на его внутренней жизни, психологических мотивах, эмоциональных состояниях. Роман пронизан глубоким психологическим анализом.

Автор показывает Печорина под разными углами зрения - со стороны повествователя, Максима Максимыча и через личный дневник самого героя. Такое смешение различных ракурсов позволяет многогранно раскрыть его личность, заглянуть в самые сокровенные уголки души.

Печорин постоянно анализирует собственные мысли, чувства и поступки. Он признается:

"Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, другой мыслит и судит его..."

. Эта рефлексия и самокопание и делают Печорина героем психологического романа.

Лермонтов неоднократно противопоставляет Печорина другим персонажам - чтобы лучше высветить его характер. Например, Максим Максимыч воплощает традиционные ценности, такие как верность долгу, тогда как Печорин от них отказывается. А юнкер Грушницкий служит контрастом бунтарскому духу главного героя своей наивностью и заурядностью.

Такое пристальное внимание к внутреннему миру, а не только внешним проявлениям личности, и позволяет назвать роман Лермонтова психологическим.

Новаторство художественной формы

Помимо глубокого психологизма, роман "Герой нашего времени" революционен и с точки зрения формы. Лермонтов экспериментирует с повествовательной структурой и композицией текста.

Во-первых, главы романа расположены вне хронологической последовательности. Это позволяет постепенно раскрывать характер Печорина, подобно мозаике собирая его портрет из разрозненных фрагментов прошлого.

Во-вторых, повествование ведется от трех рассказчиков: автора, Максима Максимыча и самого героя. Такая полифония взглядов многогранно освещает личность Печорина. Мы видим его в разных ракурсах - изнутри и со стороны.

В-третьих, форма дневника главного героя приоткрывает завесу над его внутренним миром, делая читателя свидетелем сокровенных раздумий и переживаний Печорина. Это ключевой прием психологизма, отличающий роман Лермонтова от классицизма с его внешней объективностью повествования.

Соединение романтизма и реализма

Почему роман Лермонтова считают психологическим? Потому что он не укладывается в рамки одного литературного направления. В образе Печорина синтезированы черты как романтического героя, так и героя реалистического, что в сумме и создает его неоднозначность, трудноуловимость.

С одной стороны, Печорин наделен такими романтическими чертами, как разочарованность, чувство внутреннего одиночества, мятежность, презрение к пошлой толпе. В то же время реалистически достоверно показана его связь с конкретно-исторической эпохой."

Значение романа для литературного процесса

Новаторство и многоплановость романа "Герой нашего времени" оказали большое влияние на последующую русскую литературу.

Во-первых, именно это произведение заложило традицию углубленного психологического анализа внутреннего мира героев, развитую впоследствии Достоевским, Толстым и другими классиками.

Во-вторых, яркий, запоминающийся образ Печорина положил начало галерее "лишних людей" в русской литературе - Онегина, Рудина, Бельтова.

В-третьих, в романе отразились характерные духовные искания эпохи, ее социальные и нравственные противоречия. Лермонтов как бы подвел черту под уходящей романтической парадигмой, одновременно устремив взгляд в сторону назревающего реализма.

Комментарии