Новая система оплаты труда учителей: ждать ли перемен к лучшему?

Система образования в России переживает не лучшие времена. Учителя вынуждены работать на нескольких работах, чтобы свести концы с концами. При этом государство не раз заявляло о планах ввести единую справедливую систему оплаты труда педагогов. Но когда она заработает на практике и принесет ли долгожданные плоды? Давайте разберемся.

История вопроса реформирования оплаты труда учителей в России

Вопрос справедливого вознаграждения за нелегкий труд учителя волнует российское общество уже давно. Еще в советские времена существовала единая система оплаты труда педагогов с учетом квалификации и стажа. Однако она имела свои минусы:

  • Медленный карьерный рост и низкая зарплата на начальном этапе
  • Отсутствие стимулов для профессионального развития

После распада СССР система рухнула, а новая так и не была выстроена. Попытки реформирования предпринимались неоднократно, в частности в 2006-2007 годах была введена НСОТ (новая система оплаты труда). Тогда много говорилось о том, что благодаря подушевому финансированию зарплаты учителей существенно вырастут. Однако на практике это не подтвердилось. Профессор Наталья Горлова прокомментировала ситуацию так:

Анализ показывает существенные межрегиональные различия условий оплаты труда, включая размеры ставок заработной платы (должностных окладов) по одинаковым должностям не только в разных регионах, но и в образовательных организациях одного и того же субъекта Российской Федерации.

То есть фактически неравенство только усугубилось. В итоге знаменитая формула "работать на две ставки, чтобы на одну ставку жить" появилась именно после экспериментов 2000-х годов.

Ситуация вызывает тревогу у всех участников образовательного процесса. Профсоюзы, эксперты и сами учителя не раз поднимали этот вопрос. И в 2021 году власти вновь заговорили о реформах. Было заявлено о разработке единых стандартов оплаты труда педагогов по всей России. Должны ли мы ожидать на этот раз положительных перемен к лучшему для учителей? Что известно о новой системе и как она будет работать - разберем далее.

Текущее состояние оплаты труда учителей: проблемы и вызовы

Прежде чем говорить о будущем, давайте разберемся с настоящим. Как обстоят дела с оплатой труда российских учителей сейчас? К сожалению, ситуация оставляет желать лучшего. Данные Росстата за 2022 год показывают следующее:

Регион Средняя з/п учителя, руб.
Москва 97 304
Санкт-Петербург 84 592
Республика Карелия 42 184

Как видно из таблицы, разрыв огромный - более чем в 2 раза между столицами и регионами. При этом данные зачастую приукрашены, так как усредняются с высокими зарплатами чиновников из региональных министерств образования. Еще одна проблема - непрозрачность начисления заработной платы рядовым учителям. Так министр просвещения Сергей Кравцов признал:

Не всегда учителю, особенно молодому, понятно, как начисляется заработная плата.

В результате многие талантливые педагоги разочаровываются и уходят из школ. А те, кто остается, вынуждены подрабатывать репетиторством, в ущерб основной работе. В конечном счете страдает качество российского образования.

Тревожные тенденции подтверждает и статистика. За 2022 год численность учителей сократилась на 65 000 человек. Эксперты связывают отток кадров в том числе с низким уровнем зарплат. Таким образом, вопрос справедливого вознаграждения учителей стоит остро как никогда.

Новая система оплаты труда учителей: обещают ли перемены к лучшему?

Итак, подходим к главному вопросу - что же сулит новая реформа системы оплаты труда учителей и оправдает ли она возложенные ожидания?

Согласно заявлениям Минпросвещения, новая система оплаты труда учителей будет базироваться на нескольких ключевых принципах:

  1. Единые федеральные стандарты оплаты труда для всех регионов
  2. Учет квалификационной категории педагога
  3. Стимулирующие выплаты за профессиональное развитие и успехи учеников

Кроме того, вводятся новые категории: педагог-методист и педагог-наставник. Это должно мотивировать опытных учителей делиться знаниями с молодыми коллегами.

Плюсы и потенциал

Безусловно, единые федеральные стандарты - это шаг вперед по сравнению с нынешней ситуацией. Как отмечают сторонники реформы, новая система позволит:

  • Сократить разрыв в оплате труда между регионами
  • Сделать начисление зарплат более прозрачным для учителей
  • Стимулировать повышение квалификации педагогов

Помимо этого, единые подходы обещают частично решить проблему нехватки кадров в школах. Поскольку сейчас в одних регионах избыток учителей, а в других их катастрофически не хватает.

Возможные подводные камни

Однако у новой системы оплаты труда учителей есть и потенциальные риски, о которых пока предпочитают не говорить чиновники:

  1. Сохранится ли прежний уровень финансирования или произойдет его секвестирование?
  2. Насколько прозрачными и справедливыми будут критерии оценки для стимулирующих выплат?
  3. Смогут ли регионы уйти от порочной практики "цены ученика"?

Пока что однозначных ответов на эти вопросы нет.

Комментарии