Размещение рекламы в подъездах: правомерность, плюсы и минусы
Незаконная реклама в подъездах - привычное дело для многих российских городов. Но стоит ли игнорировать эту проблему или пора навести порядок? Давайте разберемся.
Правовой статус подъездов и размещения в них рекламы
В соответствии с Жилищным кодексом РФ:
Лифты, лифтовые холлы, а также стены подъездов многоквартирных домов являются общим имуществом собственников помещений.
То есть распоряжаться этим имуществом может только общее собрание жильцов. Однако на практике реклама в подъездах появляется по договоренности управляющих компаний или ТСЖ с рекламными агентствами без ведома собственников.
Формально такое размещение рекламы является незаконным. Например, в Москве для нарушителей предусмотрен штраф до 150 000 рублей. Но мало кто рискует оспаривать сложившуюся практику. А вы как считаете, законно ли размещение рекламы в вашем подъезде?
Причины популярности подъездов для рекламы
Почему же подъезды так привлекательны для рекламодателей?
- Низкая стоимость размещения
- Гарантированный охват целевой аудитории
- Высокая вероятность прочтения рекламы
- Возможность адресного продвижения
- Простота и оперативность размещения
- Сохранность информации
- Легкость обновления и замены материалов
Например, владелец недавно открывшегося продуктового магазина в частном секторе потратил на рекламу в ближайших подъездах всего 9000 рублей. Через месяц выручка выросла на 40%, а еще через 3 месяца магазин полностью окупил вложения в подъездную рекламу. Вот что он рассказывает:
Для нас эта реклама сработала как нельзя лучше. Многие жители района даже не знали, что у них по соседству открылся новый магазин. А когда увидели яркие объявления в подъездах, стали приходить.
Так что не стоит недооценивать эффективность подобной рекламы. А как вы считаете?
Однако есть и минусы. В частности, часть рекламы может нести недостоверную информацию. Кроме того, избыток объявлений портит внешний вид подъездов.
Негативное влияние избыточной подъездной рекламы
К сожалению, жадность некоторых рекламодателей не знает границ. Они развешивают огромное количество однотипных объявлений, зачастую даже прямо на стенах, а не на специальных стендах.
В результате в подъездах скапливается множество ненужной рекламы, которая:
- портит внешний вид подъезда;
- мешает проходу;
- снижает эффективность полезных объявлений.
Права жильцов в отношении подъездной рекламы
Как уже отмечалось, подъезд является общим имуществом жильцов. Соответственно, они имеют право:
- на общем собрании проголосовать за установку информационных стендов и правила размещения на них рекламы;
- потребовать от управляющей компании убрать самовольно размещенную рекламу;
- самостоятельно демонтировать незаконные объявления.
Законные способы борьбы с навязчивой подъездной рекламой
Для наведения порядка жильцы могут воспользоваться следующими способами:
- Обращение в управляющую компанию
- Жалоба в полицию на незаконную рекламу
- Иск в суд с требованием убрать и более не размещать объявления без разрешения
- Проведение общего собрания для решения вопроса с рекламой
- Самостоятельный демонтаж и утилизация незаконной рекламы
Кому выгодна реклама в подъездах
Помимо очевидных плюсов для рекламодателей, есть и скрытые выгоды от подъездной рекламы.
Поддержка местного бизнеса
Как показывает статистика, подавляющее большинство (до 80%) рекламы в подъездах размещается именно местными предпринимателями и компаниями. Это позволяет небольшим фирмам заявить о себе в своем районе с минимальными затратами. А значит, такая реклама косвенно поддерживает развитие малого бизнеса.
Дополнительный доход для управляющих компаний
Хотя формально средства от рекламы должны поступать в общий фонд на нужды дома, на практике их часто присваивают управляющие компании и ТСЖ. Таким образом они получают скрытую прибыль.
Новые рабочие места
Размещением подъездной рекламы занимаются специальные бригады расклейщиков. Для них это возможность подработки. Так, некоторые студенты утверждают, что им удается зарабатывать до 1200 рублей в день, развешивая объявления по подъездам. Хотя зачастую эта работа полулегальна, но тем не менее решает проблему трудоустройства.
Новый канал коммуникации с аудиторией
Подъездные стенды могут служить еще одним эффективным способом оперативно донести до целевой аудитории полезную информацию. Например, объявления от управляющих компаний, городских служб, предупреждения от полиции и т.д.
Потенциал развития городской рекламной инфраструктуры
Несмотря на общие для всей страны правила размещения рекламы, в разных регионах России есть своя специфика. Рассмотрим некоторые примеры.
В столицах, как правило, действуют наиболее жесткие нормы и серьезные штрафы за незаконную рекламу. Например, в Москве за размещение объявлений вне специальных мест в подъездах полагается штраф до 150 000 рублей.
Тем не менее, масштабы подъездной рекламы здесь по-прежнему велики из-за большого количества потенциальных рекламодателей.
В городах-миллионниках подъездная реклама традиционно популярна. Здесь она не только приносит доход управляющим компаниям, но и активно используется местным бизнесом.
В небольших населенных пунктах обычно все друг друга знают, поэтому реклама в подъездах развита слабее. Зато чаще встречаются частные объявления жителей.