Эразм Роттердамский
Один из крупнейших гуманистов Северного Возрождения, Эразм Роттердамский, родился в Голландии, в 1469 году. Он был незаконнорожденным сыном служанки и священника, которые умерли очень рано. Первое образование он получил в 1478-1485 годах в латинской школе в Девентере, где преподаватели ориентировались на внутреннее самосовершенствование человека через подражание Христу.
Эразм Роттердамский, биография которого переписана тысячи раз, был интереснейшей личностью. Сочинения Лоренцо Виллы, как и других итальянцев, произвели на него большое впечатление. В результате Эразм стал активно поддерживать гуманистическое движение, стремившееся возродить античные идеалы красоты, истины, добродетели и совершенства.
Дальнейшее образование Эразм Роттердамский получал в Париже, в период между 1492 и 1499 годами. Он числился на богословском факультете, однако занимался изучением античной литературы. В 1499 году Эразм переехал в Англию. Там он был принят в Оксфордский кружок гуманистов. Здесь он сформировал свою философско-этическую систему. В 1521-1529 годах Эразм жил в Базеле. Здесь он сформировал кружок гуманистов. Кроме этого, он много путешествовал и интересовался культурой разных народов.
Основные вопросы, которыми интересовался Эразм Роттердамский, касались филологии, этики и религии. Он изучал и издавал работы раннехристианских писателей и древних авторов. Эразм создавал и развивал различные приемы толкования и критики. Большое значение имеет сделанный им перевод «Нового завета». Исправляя христианские источники и толкуя их, он надеялся обновить богословие. Однако, вопреки своим намерениям, дал начало рационалистической критике Библии.
Таких результатов не ожидал даже сам Эразм Роттердамский.
Философия его была достаточно проста и доступна любому человеку. Основой благочестия он считал божественное начало, которое кроется в духовно-нравственной жизни и земном мире.
Свои взгляды он называл «философией Христа» - это означало, что каждый должен сознательно следовать высокой нравственности, законам благочестия, как бы подражая Христу.
Проявлением божественного духа он считал все лучшие человеческие качества. Благодаря этому, Эразм смог найти образцы благочестия в разных религиях, у разных народов.
Наряду с этим, античная культура была взята им за образец и основу.
Эразм беспощадно и с некоторой иронией обличал невежество и пороки всех сословий, в том числе и духовенства.
Также он был категорически против междоусобных войн. Он видел в них препятствие для развития культуры. Зачинщиками войн он считал знать, монархов и священников.
Эразм стремился исправить недостатки общества, распространяя образование и новую культуру.
В основе его деятельности лежала педагогика. Он рекомендовал наставникам максимально развивать активность и самостоятельность детей, при этом учитывать их индивидуальные и возрастные особенности.
Творчество Эразма Роттердамского имело огромное влияние на культуру Европы.
Его можно назвать интеллектуальным лидером Европы того времени.