Субъективный идеализм Джорджа Беркли: ключевые идеи

Философия субъективного идеализма Джорджа Беркли сегодня известна лишь узкому кругу специалистов. Однако его идеи о реальности как совокупности ощущений человека были революционными для своего времени и оказали значительное влияние на последующее развитие философии.

1. Биография Джорджа Беркли и формирование его философских взглядов

Джордж Беркли родился 12 марта 1685 года в Килкенни, Ирландия, в семье англиканского священника. Он получил прекрасное образование в Тринити-колледже в Дублине, где изучал классические и современные языки, математику и естественные науки.

Еще во время учебы Беркли познакомился с сочинениями Декарта, Локка и Ньютона, которые оказали большое влияние на формирование его собственной философской системы.

После окончания колледжа Беркли был рукоположен в священники англиканской церкви. Он всегда был глубоко религиозным человеком и этот факт также повлиял на его философские воззрения.

2. Основные положения философии субъективного идеализма Беркли

В основе философской системы Беркли лежит утверждение, что мир является не чем иным, как совокупностью ощущений, идей, существующих в человеческом сознании. Вещи обладают реальностью не сами по себе, а как объекты восприятия.

«Бытие есть воспринимать или быть воспринимаемым», - писал Беркли.

Отсюда следует отрицание самостоятельного бытия материальных вещей и материальной субстанции вообще. Материя по Беркли не существует, есть только духовная субстанция.

Религиозные взгляды Беркли также нашли отражение в его философии. Бог выступает как вечное начало, воспринимающее мир и поддерживающее таким образом его существование.

В отличие от своих предшественников Беркли не признает объективного существования пространства, времени и материальных объектов. Мир состоит только из ощущений, восприятий и идей в сознании субъекта.

3. Основные сочинения Беркли и их содержание

Первым крупным произведением Беркли стал «Опыт новой теории зрения», опубликованный в 1709 году. В нем Беркли критикует возможность объективного чувственного познания.

Главным философским трудом Беркли является «Трактат о принципах человеческого знания», увидевший свет в 1710 году. Именно в нем изложены основные положения субъективно-идеалистической системы философа.

Беркли планировал дополнить «Трактат» еще тремя частями, посвященными духу, физике и математике, однако они были утрачены, и философ так и не восстановил их.

В других произведениях Беркли развивал и обосновывал положения своей оригинальной философской системы - отрицание материи и утверждение приоритета духовного начала.

4. Критика философии Беркли и защита его позиции

Философия Беркли подверглась критике со стороны многих мыслителей его времени. Одним из главных обвинений было то, что его система ведет к солипсизму - признанию реальным только воспринимающего индивидуального сознания.

Также критики указывали на логическое противоречие: если мир состоит только из восприятий субъекта, то при исчезновении всех людей должен исчезнуть и сам мир. Беркли пытался решить эту проблему, указывая на множественность воспринимающих субъектов и роль Бога, постоянно воспринимающего мир.

5. Попытка преодоления солипсизма

Субъективный идеализм Беркли действительно столкнулся с обвинениями в солипсизме, который сам философ считал абсурдной позицией. Чтобы избежать солипсизма, Беркли вводит понятие Бога как вечной духовной субстанции, постоянно воспринимающей мир.

6. Значение философии Беркли

Несмотря на критику, идеи Беркли оказали большое влияние на последующее развитие философии. Они послужили источником вдохновения для Дэвида Юма, Иммануила Канта и многих других мыслителей последующих эпох.

7. Субъективный идеализм сегодня

Идеализм Беркли и сегодня представляет интерес в контексте дискуссий о природе реальности и возможностях ее познания. Его идеи перекликаются с современным конструктивизмом и социальным конструктивизмом, рассматривающими реальность как результат конструирования в сознании и социальных практиках.

8. Кант и немецкий идеализм

Идеи Беркли также повлияли на Иммануила Канта, который стремился преодолеть крайности как материализма, так и субъективного идеализма Беркли. Кант разработал учение о априорных формах чувственности и рассудка.

Гегель дал объективно-идеалистическую трактовку идеям Беркли, утверждая разум как субстанцию, саморазвивающуюся по своим внутренним законам.

9. Влияние на позитивизм и экзистенциализм

Идеи о вторичности материального мира были восприняты позитивистами, махистами, неопозитивистами. Они повлияли и на философию жизни Кьеркегора, Ницше, Шпенглера.

10. Значение Беркли сегодня

Сегодня идеи Беркли перекликаются с постмодернистским отрицанием объективного знания и утверждением о конструируемости реальности в социальных практиках и языке.

Комментарии