Первый полет самолета братьев Райт - триумф человеческого гения

17 декабря 1903 года в небо поднялся первый в мире самолет. Это была величайшая победа человеческого разума над стихией воздуха. Два брата-самоучки из Америки совершили невозможное. Их имена навсегда вошли в историю авиации.

Детство и юность братьев Райт

Братья Уилбур и Орвилл Райт родились в семье епископального священника Милтона Райта и учительницы Сьюзан Коернер. У них было еще пятеро братьев и сестер. Уилбур появился на свет в 1867 году, а Орвилл был младше его на четыре года.

С детства мальчики увлекались техническим творчеством, конструировали игрушки, модели. По легенде, отец подарил им вертолет по чертежам французского изобретателя Альфонса Пено. Когда игрушка сломалась, братья сами ее починили.

Образование Уилбура и Орвилла было незаконченным. Уилбур бросил колледж после тяжелой травмы в хоккейном матче, а Орвилл вообще не получил среднего образования. Вместе они занялись бизнесом, открыв магазин и мастерскую по ремонту велосипедов.

Увлечение полетами и авиацией

Еще в детстве братья заинтересовались птицами и полетами. Они читали книги об изобретателях летательных аппаратов, в частности о немецком пионере Отто Лилиентале, погибшем в 1896 году. После его смерти Райты написали в Смитсоновский институт с просьбой порекомендовать литературу по аэродинамике и воздухоплаванию.

Братья активно изучали работы предшественников, вели переписку с другими энтузиастами авиации. Они экспериментировали с воздушными змеями, исследовали аэродинамику, отрабатывали системы управления полетом.

Уже в 1899 году Райты провели испытания модели планера, которым можно было управлять как воздушным змеем. Это натолкнуло их на создание настоящего летательного аппарата.

Создание и испытания планеров

В 1900-1902 годах братья Райт сконструировали несколько моделей планеров. Первые испытания в 1900 году не принесли успеха. Но усовершенствованная модель 1902 года показала отличные результаты.

Летом и осенью 1902 года Райты провели обширные испытания планера в Китти Хоке, штат Северная Каролина. За сезон они совершили более 1000 коротких полетов, добившись полного контроля над аппаратом.

Впервые в мире братьям удалось создать полностью управляемый летательный аппарат тяжелее воздуха. Это стало их главным прорывом.

Освоив аэродинамику и управление, теперь Райты были готовы сделать следующий шаг — оснастить свой планер двигателем.

Поиск подходящего двигателя

Для самолета братьям нужен был легкий и мощный двигатель. Они обращались к производителям, но те не могли удовлетворить жесткие требования по весу.

Тогда Райты решили создать мотор сами. Они привлекли своего механика Чарли Тейлора, и за 6 недель он сконструировал 4-х цилиндровый бензиновый двигатель.

  • Вес двигателя - 77 кг.
  • Мощность - 9 кВт.
  • Основные детали из алюминия.
  • Примитивная система впрыска топлива.

Этот компактный и экономичный двигатель стал сердцем первого самолета братьев Райт.

Создание пропеллера для самолета

Еще одной сложной задачей было создание оптимального пропеллера. У братьев не было готовых расчетных формул, и они решили применить данные о крыльях из своих аэродинамических испытаний.

Итоговый двухлопастный пропеллер имел следующие характеристики:

  • Диаметр - 2,6 м.
  • Материал - ель.
  • КПД - более 75%.

Это было выдающееся достижение в пропеллеростроении того времени.

Таким образом, к 1903 году у братьев Райт были готовы все ключевые компоненты для создания первого самолета - крылья, фюзеляж, система управления, двигатель и пропеллер.

Конструкция и особенности "Флайера-1"

Первый самолет братьев Райт, получивший название "Флайер-1", имел следующие характеристики:

  • Размах крыльев - 12 м.
  • Вес - 283 кг.
  • Стоимость - менее 1000$.
  • Материал - дерево и муслин.

Уникальными особенностями самолета были:

  1. Система управления тремя осями.
  2. Сдвоенный противовращающийся пропеллер.
  3. Высокотехнологичный легкий двигатель.
  4. Аэродинамически оптимизированное крыло.

"Флайер-1" обладал всеми чертами современного самолета, опередив свое время на десятилетия.

После завершения конструирования и изготовления братья отправились испытывать самолет в Китти Хок, где у них уже был опыт полетов на планерах.

Первая попытка полета 14 декабря 1903 г.

14 декабря 1903 года состоялась первая попытка поднять в воздух "Флайер-1". Бросив монетку, братья решили, что первым полетит Уилбур.

Самолет сумел оторваться от земли, но тут же упал. Причиной неудачи стали малый опыт пилотирования и ошибка при разгоне.

К счастью, ни летчик, ни самолет серьезно не пострадали. Братья были уверены, что в следующий раз им обязательно удастся подняться в воздух.

Так началась последняя фаза работы над осуществлением их заветной мечты - совершить полноценный управляемый полет на самолете тяжелее воздуха.

Исторический полет 17 декабря 1903 г.

17 декабря 1903 года в 10 часов 35 минут братья Райт предприняли вторую попытку поднять в воздух "Флайер-1". На этот раз пилотировал самолет Орвилл.

В условиях сильного встречного ветра самолет разогнался по рельсам и плавно оторвался от земли. За 12 секунд Орвилл пролетел 36,5 метров и благополучно приземлился.

Этот 12-секундный полет вошел в историю как первый в мире полет самолета с человеком на борту на собственной тяге.

Затем в этот день последовали еще два полета: Уилбур пролетел 53 метра за 13 секунд, а Орвилл - 60 метров за 15 секунд. Высота полетов составляла 3-4 метра.

Очевидцы первых полетов

Историческим событием стали свидетелями пять человек:

  • Адам Этэридж, Джон Дэниелс, Уилл Дау - члены спасательной станции.
  • Бизнесмен У.С. Бринкли.
  • Мальчик Джонни Мур из деревни.

Таким образом, полеты братьев Райт можно считать первыми официально зафиксированными публичными полетами в истории.

Ажиотаж в прессе

Новость о полетах моментально разнеслась по округе. Уже на следующий день в газетах появились заметки, правда с массой неточностей.

Оператор телеграфа, передававший отцу братьев информацию о полетах, стал источником утечки в прессу.

Сообщения вызвали большой ажиотаж и привлекли внимание известных бизнесменов и политиков, в том числе президента Теодора Рузвельта.

Дальнейшая судьба "Флайера-1"

К сожалению, первый самолет братьев Райт больше не поднялся в воздух. Сильным порывом ветра его опрокинуло и серьезно повредило.

В дальнейшем вокруг машины разгорелся спор - Смитсоновский институт отказывался признавать приоритет братьев Райт в создании самолета.

Лишь через 45 лет после полетов "Флайер-1" занял почетное место в Национальном музее авиации в Вашингтоне.

Признание заслуг братьев Райт

Несмотря на первоначальный скепсис, вскоре вклад братьев Райт в создание самолета был оценен по достоинству. В 1908 году последовали публичные полеты во Франции и США.

Демонстрация полетов вызвала восторг и принесла изобретателям мировую известность. Их имена навсегда вошли в историю как пионеров авиации.

Так скромные велосипедные мастера из Огайо совершили величайший технологический прорыв, открыв эру авиации.

Коммерциализация изобретения

После успеха братья Райт решили коммерциализировать свое изобретение. В 1909 году они основали авиастроительную компанию Wright Company и наладили производство самолетов.

Однако бизнес по производству самолетов в то время был убыточным. Компания братьев так и не смогла стать прибыльной.

Патентные войны

Главной проблемой Wright Company стала острая конкуренция. Многие компании начали выпускать копии самолета братьев Райт.

Чтобы защитить свои права, Уилбур и Орвилл затеяли патентные войны. Они подали множество исков к конкурентам.

На судебные разбирательства уходило много сил и времени. Это негативно сказалось на развитии компании.

Продажа Wright Company

В 1915 году Wright Company была продана инвесторам из Нью-Йорка. Те переименовали компанию в Wright-Martin Aircraft Corporation.

Орвилл Райт остался в компании на должности консультанта. Но вскоре разочаровался и ушел на пенсию в возрасте 45 лет.

Гибель Уилбура

Еще до продажи компании трагически оборвалась жизнь Уилбура Райта. В 1912 году, в разгар судебных тяжб, он заболел брюшным тифом.

Несмотря на усилия врачей, 30 мая 1912 года, в возрасте 45 лет, Уилбур Райт скончался от тифа в гостинице в Бостоне.

Наследие братьев Райт

Несмотря на трудности в бизнесе, братья Райт навсегда вошли в историю как пионеры авиации, осуществившие невозможное.

Их именами названы аэропорты, улицы, учреждения. А 17 декабря отмечается как День авиации.

Человечество навсегда в долгу перед этими блестящими самоучками и изобретателями.

Дальнейшие эксперименты

После первых исторических полетов в 1903 году братья Райт продолжили совершенствовать свои летательные аппараты.

Они экспериментировали с разными типами крыльев, хвостовых стабилизаторов, методами управления. Целью было увеличить надежность и управляемость самолета.

Рекордные полеты:

  • В 1904-1905 годах братья установили ряд мировых рекордов на своих новых моделях самолетов.
  • В сентябре 1904 года Уилбур пролетел 3,6 км за 1 минуту 45 секунд. Это был первый полет длительностью более минуты.
  • В 1905 году рекорд дальности достиг 24,5 км, а время полета - 38 минут 3 секунды. Самолеты Райт значительно опередили достижения конкурентов.
  • В 1906-1907 годах братья продемонстрировали свои самолеты во Франции и Германии. Эти показательные полеты произвели фурор.
  • В 1908 году Уилбур совершил полет продолжительностью 2 часа 20 минут. Этот рекорд выглядел фантастическим для того времени.

Европейская публика и пресса признали братьев Райт пионерами создания управляемого самолета.

Передача опыта

Братья Райт охотно делились своим опытом с другими энтузиастами авиации.

Они обучили летному мастерству многих первых пилотов, в том числе свою сестру Кэтрин. А в 1909 году открыли собственную летную школу.

Так знания и навыки Райтов по управлению самолетом начали распространяться по миру.

Новые модели самолетов

Вплоть до Первой мировой войны братья продолжали конструировать и выпускать новые модели самолетов.

Они постоянно улучшали аэродинамику, увеличивали мощность и надежность двигателей, совершенствовали органы управления.

Каждая новая модель отличалась все большей скоростью, высотой полета и грузоподъемностью.

Комментарии