Первый полет самолета братьев Райт - триумф человеческого гения
17 декабря 1903 года в небо поднялся первый в мире самолет. Это была величайшая победа человеческого разума над стихией воздуха. Два брата-самоучки из Америки совершили невозможное. Их имена навсегда вошли в историю авиации.
Детство и юность братьев Райт
Братья Уилбур и Орвилл Райт родились в семье епископального священника Милтона Райта и учительницы Сьюзан Коернер. У них было еще пятеро братьев и сестер. Уилбур появился на свет в 1867 году, а Орвилл был младше его на четыре года.
С детства мальчики увлекались техническим творчеством, конструировали игрушки, модели. По легенде, отец подарил им вертолет по чертежам французского изобретателя Альфонса Пено. Когда игрушка сломалась, братья сами ее починили.
Образование Уилбура и Орвилла было незаконченным. Уилбур бросил колледж после тяжелой травмы в хоккейном матче, а Орвилл вообще не получил среднего образования. Вместе они занялись бизнесом, открыв магазин и мастерскую по ремонту велосипедов.
Увлечение полетами и авиацией
Еще в детстве братья заинтересовались птицами и полетами. Они читали книги об изобретателях летательных аппаратов, в частности о немецком пионере Отто Лилиентале, погибшем в 1896 году. После его смерти Райты написали в Смитсоновский институт с просьбой порекомендовать литературу по аэродинамике и воздухоплаванию.
Братья активно изучали работы предшественников, вели переписку с другими энтузиастами авиации. Они экспериментировали с воздушными змеями, исследовали аэродинамику, отрабатывали системы управления полетом.
Уже в 1899 году Райты провели испытания модели планера, которым можно было управлять как воздушным змеем. Это натолкнуло их на создание настоящего летательного аппарата.
Создание и испытания планеров
В 1900-1902 годах братья Райт сконструировали несколько моделей планеров. Первые испытания в 1900 году не принесли успеха. Но усовершенствованная модель 1902 года показала отличные результаты.
Летом и осенью 1902 года Райты провели обширные испытания планера в Китти Хоке, штат Северная Каролина. За сезон они совершили более 1000 коротких полетов, добившись полного контроля над аппаратом.
Впервые в мире братьям удалось создать полностью управляемый летательный аппарат тяжелее воздуха. Это стало их главным прорывом.
Освоив аэродинамику и управление, теперь Райты были готовы сделать следующий шаг — оснастить свой планер двигателем.
Поиск подходящего двигателя
Для самолета братьям нужен был легкий и мощный двигатель. Они обращались к производителям, но те не могли удовлетворить жесткие требования по весу.
Тогда Райты решили создать мотор сами. Они привлекли своего механика Чарли Тейлора, и за 6 недель он сконструировал 4-х цилиндровый бензиновый двигатель.
- Вес двигателя - 77 кг.
- Мощность - 9 кВт.
- Основные детали из алюминия.
- Примитивная система впрыска топлива.
Этот компактный и экономичный двигатель стал сердцем первого самолета братьев Райт.
Создание пропеллера для самолета
Еще одной сложной задачей было создание оптимального пропеллера. У братьев не было готовых расчетных формул, и они решили применить данные о крыльях из своих аэродинамических испытаний.
Итоговый двухлопастный пропеллер имел следующие характеристики:
- Диаметр - 2,6 м.
- Материал - ель.
- КПД - более 75%.
Это было выдающееся достижение в пропеллеростроении того времени.
Таким образом, к 1903 году у братьев Райт были готовы все ключевые компоненты для создания первого самолета - крылья, фюзеляж, система управления, двигатель и пропеллер.
Конструкция и особенности "Флайера-1"
Первый самолет братьев Райт, получивший название "Флайер-1", имел следующие характеристики:
- Размах крыльев - 12 м.
- Вес - 283 кг.
- Стоимость - менее 1000$.
- Материал - дерево и муслин.
Уникальными особенностями самолета были:
- Система управления тремя осями.
- Сдвоенный противовращающийся пропеллер.
- Высокотехнологичный легкий двигатель.
- Аэродинамически оптимизированное крыло.
"Флайер-1" обладал всеми чертами современного самолета, опередив свое время на десятилетия.
После завершения конструирования и изготовления братья отправились испытывать самолет в Китти Хок, где у них уже был опыт полетов на планерах.
Первая попытка полета 14 декабря 1903 г.
14 декабря 1903 года состоялась первая попытка поднять в воздух "Флайер-1". Бросив монетку, братья решили, что первым полетит Уилбур.
Самолет сумел оторваться от земли, но тут же упал. Причиной неудачи стали малый опыт пилотирования и ошибка при разгоне.
К счастью, ни летчик, ни самолет серьезно не пострадали. Братья были уверены, что в следующий раз им обязательно удастся подняться в воздух.
Так началась последняя фаза работы над осуществлением их заветной мечты - совершить полноценный управляемый полет на самолете тяжелее воздуха.
Исторический полет 17 декабря 1903 г.
17 декабря 1903 года в 10 часов 35 минут братья Райт предприняли вторую попытку поднять в воздух "Флайер-1". На этот раз пилотировал самолет Орвилл.
В условиях сильного встречного ветра самолет разогнался по рельсам и плавно оторвался от земли. За 12 секунд Орвилл пролетел 36,5 метров и благополучно приземлился.
Этот 12-секундный полет вошел в историю как первый в мире полет самолета с человеком на борту на собственной тяге.
Затем в этот день последовали еще два полета: Уилбур пролетел 53 метра за 13 секунд, а Орвилл - 60 метров за 15 секунд. Высота полетов составляла 3-4 метра.
Очевидцы первых полетов
Историческим событием стали свидетелями пять человек:
- Адам Этэридж, Джон Дэниелс, Уилл Дау - члены спасательной станции.
- Бизнесмен У.С. Бринкли.
- Мальчик Джонни Мур из деревни.
Таким образом, полеты братьев Райт можно считать первыми официально зафиксированными публичными полетами в истории.
Ажиотаж в прессе
Новость о полетах моментально разнеслась по округе. Уже на следующий день в газетах появились заметки, правда с массой неточностей.
Оператор телеграфа, передававший отцу братьев информацию о полетах, стал источником утечки в прессу.
Сообщения вызвали большой ажиотаж и привлекли внимание известных бизнесменов и политиков, в том числе президента Теодора Рузвельта.
Дальнейшая судьба "Флайера-1"
К сожалению, первый самолет братьев Райт больше не поднялся в воздух. Сильным порывом ветра его опрокинуло и серьезно повредило.
В дальнейшем вокруг машины разгорелся спор - Смитсоновский институт отказывался признавать приоритет братьев Райт в создании самолета.
Лишь через 45 лет после полетов "Флайер-1" занял почетное место в Национальном музее авиации в Вашингтоне.
Признание заслуг братьев Райт
Несмотря на первоначальный скепсис, вскоре вклад братьев Райт в создание самолета был оценен по достоинству. В 1908 году последовали публичные полеты во Франции и США.
Демонстрация полетов вызвала восторг и принесла изобретателям мировую известность. Их имена навсегда вошли в историю как пионеров авиации.
Так скромные велосипедные мастера из Огайо совершили величайший технологический прорыв, открыв эру авиации.
Коммерциализация изобретения
После успеха братья Райт решили коммерциализировать свое изобретение. В 1909 году они основали авиастроительную компанию Wright Company и наладили производство самолетов.
Однако бизнес по производству самолетов в то время был убыточным. Компания братьев так и не смогла стать прибыльной.
Патентные войны
Главной проблемой Wright Company стала острая конкуренция. Многие компании начали выпускать копии самолета братьев Райт.
Чтобы защитить свои права, Уилбур и Орвилл затеяли патентные войны. Они подали множество исков к конкурентам.
На судебные разбирательства уходило много сил и времени. Это негативно сказалось на развитии компании.
Продажа Wright Company
В 1915 году Wright Company была продана инвесторам из Нью-Йорка. Те переименовали компанию в Wright-Martin Aircraft Corporation.
Орвилл Райт остался в компании на должности консультанта. Но вскоре разочаровался и ушел на пенсию в возрасте 45 лет.
Гибель Уилбура
Еще до продажи компании трагически оборвалась жизнь Уилбура Райта. В 1912 году, в разгар судебных тяжб, он заболел брюшным тифом.
Несмотря на усилия врачей, 30 мая 1912 года, в возрасте 45 лет, Уилбур Райт скончался от тифа в гостинице в Бостоне.
Наследие братьев Райт
Несмотря на трудности в бизнесе, братья Райт навсегда вошли в историю как пионеры авиации, осуществившие невозможное.
Их именами названы аэропорты, улицы, учреждения. А 17 декабря отмечается как День авиации.
Человечество навсегда в долгу перед этими блестящими самоучками и изобретателями.
Дальнейшие эксперименты
После первых исторических полетов в 1903 году братья Райт продолжили совершенствовать свои летательные аппараты.
Они экспериментировали с разными типами крыльев, хвостовых стабилизаторов, методами управления. Целью было увеличить надежность и управляемость самолета.
Рекордные полеты:
- В 1904-1905 годах братья установили ряд мировых рекордов на своих новых моделях самолетов.
- В сентябре 1904 года Уилбур пролетел 3,6 км за 1 минуту 45 секунд. Это был первый полет длительностью более минуты.
- В 1905 году рекорд дальности достиг 24,5 км, а время полета - 38 минут 3 секунды. Самолеты Райт значительно опередили достижения конкурентов.
- В 1906-1907 годах братья продемонстрировали свои самолеты во Франции и Германии. Эти показательные полеты произвели фурор.
- В 1908 году Уилбур совершил полет продолжительностью 2 часа 20 минут. Этот рекорд выглядел фантастическим для того времени.
Европейская публика и пресса признали братьев Райт пионерами создания управляемого самолета.
Передача опыта
Братья Райт охотно делились своим опытом с другими энтузиастами авиации.
Они обучили летному мастерству многих первых пилотов, в том числе свою сестру Кэтрин. А в 1909 году открыли собственную летную школу.
Так знания и навыки Райтов по управлению самолетом начали распространяться по миру.
Новые модели самолетов
Вплоть до Первой мировой войны братья продолжали конструировать и выпускать новые модели самолетов.
Они постоянно улучшали аэродинамику, увеличивали мощность и надежность двигателей, совершенствовали органы управления.
Каждая новая модель отличалась все большей скоростью, высотой полета и грузоподъемностью.