Особенности юношеского возраста. Новообразования юношеского возраста

Проблематика подросткового возраста кажется такой несущественной для взрослых, но самой большой проблемой для самих подростков. Знаменитый русский писатель Иван Тургенев определил главные причины недопонимания между поколениями в романе "Отцы и дети". Юношеский максимализм, желание самореализоваться, жизненные планы - главные новообразования юношеского возраста.

Во сколько лет ребенок становится юношей?

Исследователи в области физиологии и биологии до сих пор не сошлись во мнении, во сколько он начинается. Некоторые деятели науки говорят следующее:

  1. Для юношей это 17-21 год.
  2. Для девушек - 16-20 лет.

В этот момент ребенок формируется в личность, с самосознанием, способный к оценке собственных поступков и активно развивающийся физиологически. Все вышесказанное называется периодом взросления.

Западные ученые в области проблематики возрастной морфологии объединяют юношеский и подростковый возраст. В это время молодой человек активно развивается, растет его работоспособность и предпринимаются попытки к самореализации.

Подробнее о периодизации

Ученые так и не сошлись в общем мнении, какое новообразование соответствует раннему юношескому развитию, потому что так и не выделили его периоды. Временные рамки крайне размыты и в разных культурах и учениях дифференцируются отлично от других.

Юношеский период взросления принято рассматривать отлично от подросткового, так как это уже пройденный этап жизни человека. Имеет место и периодизация различных возрастов как зрелость и молодость. И на основе этого психологи выделяют типы личностей, об этом поговорим позже.

В древних культурах, которые сохранились и по сегодняшний день, ранний юношеский возраст наступает в связи с проведением таинственного ритуала. Обыкновенно подростку набивают татуировку или совершают над ним действие публичного характера.

В Средние века рамки юности не были выделены. В то время взросление детей происходило намного быстрее, чем на сегодняшний момент, что связано с низким уровнем и качеством жизни того времени.

С младших лет дети работали в хозяйстве, таким образом они помогали своей семье выживать. Также было принято рожать много детей и вовсе не из-за активной социальной политики по увеличению населения. А с практическим расчетом, ведь чем больше детей, тем больше рабочих рук, и шансы на выживание хоть кого-либо из них резко возрастают.

В Средние века юношей мог называться человек, который не обзавелся женой и проживает один. Социальное развитие юношеского возраста вариативно и имеет несколько верхних границ.

По некоторым данным, период взросления начинается в 11 лет, а заканчивается в 21. А другие исследователи в этой области утверждают, что юность заканчивается в 22 или 23 года. Как несложно заменить, точного мнения по этому поводу нет.

Юность также подразделяется на раннюю (это период обучения в 10-11-м классах) и позднюю, которая начинается после окончания школы и начала обучения в высших учебных заведениях. В исторических рамках юность дифференцируется по разному. Мы взрослеем позже, чем наши предки. Это обусловлено ускоренной акселерацией и долгим обучением в образовательных учреждениях.

Понятие юноши в книге Жан-Жака Руссо

Открытие понятия "юность" относят к Жан-Жаку Руссо, который родился в 1762-м на заре развития индивидуализма. В те годы активно продвигались идеи самосовершенствования, актуализации личности и противоборства против существующих обычаев и порядка вещей.

Новообразования, соответствующие раннему юношескому возрасту того времени, описаны в книге Руссо "Эмиль, или О воспитании". После ее выхода в обществе заговорили о романтизации человека, о важности чувств и эмоций. В ней юность представляется как перерождение личности, возраст накала страстей и необдуманных решений. В общем, все в духе сентиментализма.

Особенности возраста

Физическое развитие отдельного индивида в среднем завершается к 21 году. К этому моменту рост останавливается, половая система больше не терпит реформаций, и перед нами появляется новый член "взрослого" общества.

В психологическом плане новообразование раннего юношеского возраста представляется как практически окончательное развитие личности. Перед этим индивид терпит множество неудобств в виде частой смены настроения и невозможности выбрать для себя единую точку зрения. А также укрепление роли самоопределения и повышение индивидуальности, вплоть до состояния разумного эгоизма.

В этот период активно формируется личность. Создается мировоззрение, появляются цели, задачи и позиция по разным вопросам (общественные, политические, моральные). Если развитию человека ничего не препятствует, то на выходе получается социально зрелая личность.

Во время развития юноши снижается потребность в опеке. Родители больше не выступают в качестве главного авторитета, а также предпринимаются попытки денежной или любой другой независимости.

Предпочтение в групповом общении сменяются стремлением к крепким индивидуальным контактам. Индивид не теряет связь с релевантными для него обществами, однако их количество резко уменьшается, и появляется селективность в выборе круга общения.

Рост и развитие

Физическое и половое созревание индивида делает юность самым интересным и в то же время одним из самых сложных периодов в жизни. Как и было отмечено, вчерашний подросток стремится к независимости во всевозможных областях. Индивид стремится расширить границы сознания и задает себе вопросы познавательного характера:

  • «Кто я? Что я?».
  • «Чего я стою? Что я могу?».
  • «Что мне нравится?».

Человек стремится к осознанию себя как личности, используя социальные роли. В юношеском возрасте индивид воспринимает себя как человека, который взаимодействуют с себе подобными. Начинает формироваться понимание, что каждый выполняет какую-то социальную функцию.

В этот момент он начинает играть определенную роль, которая для него более предпочтительна, также стремительно развивается желание познать собственное тело. Каждая социальная роль накладывает на него круг обязанностей и ответственность.

У человека формируется самооценка, переосмысливаются прошлые ценности и происходит активная проверка ("чего я стою?"). Это выражается в бессмысленной браваде, показной смелости, ранимости, чувствительности и других состояниях.

Незнание, каким ты должен быть, закономерно вызывает эмоциональную нестабильность. Моральные принципы только формируются, а юноша стремится к зрелости и проявляет нетерпеливость в выборе. За это он платится коррелирующей самооценкой, от заниженной и до запредельно завышенной. В один день он может быть веселым и жизнерадостным, а в другой - замкнутым и нелюдимым.

Благоприятные условия для формирования юноши

Ранний юношеский возраст активно развивается в демократических странах, где поощряется индивидуализм, участие в политике и развитии собственной страны. Например, в Соединенных Штатах Америки подростки имеют все необходимые преференции. Проявление инициативности поощряется государством, которое активно формирует благоприятную среду для развития личности и наиболее "мягкого" перехода в эмоциональную зрелость.

В подобных странах к юношам относятся полноправно, и их мнение зачастую учитывается. Подросткам жизненно важно знать, что они пользуются уважением и к ним относятся хорошо. При поручении им важных заданий, таких как планирование или управление, они стараются проявить себя. Таким образом подростки узнают о своих склонностях и оценивают свои достоинства и недостатки.

В СССР жизнь юношей несколько ущемлялась партией, свобода выбора ограничивалась государством. А при попытке выйти за рамки и испытать себя в новом образе, подросток зачастую подвергался грубой критике со стороны родителей и учителей. Это формировало зависимость от общественного мнения, и, соответственно, самооценка индивида коррелировалось от того, что о нем подумают окружающие.

Умелый педагог не приказывает ученику выполнить то или иное действие, а умело подводит его к необходимости его совершения. При этом подросток будет думать, что решение принято им самим. В связи с низкими зарплатами, а это проблема всего СНГ, у учителей пропадает мотивация к новаторству и применению новых методов обучения. А из-за дополнительной письменной нагрузки в виде заполнения ненужных бланков, отчетов, которые никто не читает, мотивация педагога снижается до критической отметки.

Взаимоотношения

Общение в юношеском возрасте сводится к более узкому, чем это было раньше. Если подросток особо не стремился к ограничению общения, то юноша более избирателен в этом плане. Поскольку связь с родителями практически утрачивается, индивид начинает восполнять ее посредством общения с другими.

Психолог М. Е. Литвак выделял три стадии социального взаимодействия:

  • Ребенок (инфантильный, безответственный).
  • Взрослый (рациональный человек).
  • Родитель (нравоучитель, опекун).

В период взросления подросток примеряет на себя различные маски и в общении с младшими предпочитает позицию родителя, отчего отношения с братьями или сестрами ухудшаются.

Несмотря на потребность в независимости, некоторые подростки, которых воспитали авторитарные родители, стараются не покидать их и сохраняют уважение к ним на протяжении всей жизни. Рассматривать это положительно никак нельзя, даже с позиции родителя.

Индивид, который зависит от мнения родителей, остается на позиции ребенка и не стремиться брать на себя ответственность. И в мировой практике существует множество случаев, когда на первый взгляд взрослые люди, которые по определению должны брать на себя ответственность, не могут этого сделать.

Роли в юношеском возрасте могут распределяться неравномерно, что вызвано социальным расслоением общества. И контакты между индивидами из разных групп практически сведены к минимуму. Это не из-за высокой самооценки одного из них, а из-за разницы в мировоззрении, социальном положение и т. п.

Отношения между мужчиной и женщиной

По статистике, в Соединенных Штатах Америки половая жизнь молодых людей начинается до 18 лет. В странах постсоветского пространства в этом возрасте подросток только первый раз пробует возможности своего тела. Хотя тенденции говорят об обратном, поколение, которое родилось в начале XX века, более склонно с ранним сексуальным отношениям.

Это приводит к беременности, заражению опасными половыми заболеваниями и низкой социальной ответственности. Обычно это сексуальные контакты с малознакомыми людьми, при этом подросток находится в состоянии алкогольного опьянения.

Власти США тратят большие средства, чтобы предотвратить распространение ВИЧ-инфекции, задействуя все административные ресурсы. Религиозные адепты также участвуют в пропаганде безопасного секса. На уроках в школах юным американцам рассказывают о контрацептивах, сексуальных игрушках и половом воздержании.

В СНГ дела пока обстоят плачевно, в одном только Санкт-Петербурге количество ВИЧ-инфицированных составляет 1 % от всех жителей города. И с каждым годом их показатель растет. На данный момент лечение ВИЧ невозможно, для поддержания нормальной жизни государство закупает или производит препараты, которые способны сдерживать инфекцию.

И это далеко не все проблемы юношеского возраста в половой сфере. Доступность для одних вызывает зависть у других. И чтобы как-то компенсировать это, индивид прибегает к просмотру откровенных видео. Частый просмотр такого контента вызывает зависимость, а отношение к девушкам меняется с "заинтересованного" на "инертное".

Проблемы в поведении

Исследователи поведенческих проблем у подростков говорят о 20 % негативных вариаций поведения индивида. Что вызвано сильными эмоциональными колебаниями из одной крайности в другую, аскетизмом, уходу от проблем в мир фантазий, отказом от реализации намерений, проблемами с половым развитием или наоборот, активной сексуальной жизнью.

Важной особенностью юношеского возраста является формирование личности, связанное с социализацией. И в зависимости от группы общения, которую выбирает индивид, выстраиваемая им поведенческая модель изменяется, подстраиваясь под интересы объединения подростков.

Эмоциональная нестабильность вытекает из невозможности идентифицировать собственное "Я". Также из-за внешних раздражителей психики подростка в качестве катализатора может выступать недопонимание между родителем и ребенком.

Жизнь большинства подростков однообразна, и она не подвержена частым изменениям. Появление в его зоне внимания нового вызывает неопределенность в действиях и отношение к ситуации, из-за банального незнание того, как поступить.

Самоубийства

Стремительное социальное, политическое и экономическое развитие и увеличения количества преференций для подростков не вызывают всеобщее чувство счастья у молодых людей. По официальной статистике США, количество смертей по собственной воле среди подростков с 1955 по 1985 годы выросло в 3 раза.

В подростковом и юношеском возрасте индивид стремится познать себя, а при неудаче выбирает самый легкий путь избавления от проблем. В 1990-х годах причина смерти "самоубийство" обгоняла несчастные случаи и занимала "почетное" второе место.

И при этом большинство юношей не смогли удачно покончить со своей жизнью и фактически обрекали себя на перманентное хождения к психологам в центры реабилитации. Возникали трудности с поиском работы, наниматели не желали видеть в штате сотрудников с психической неустойчивостью.

По статистике, девушки более склонны к суицидальным мыслям. Однако парни показывают себя эффективней, они в четыре раза чаще совершают самоубийства. Психологи юношеского возраста выделяют три причины, почему подросток желает наложить на себя руки:

  1. Частые депрессии, вызванные гормональным дисбалансом или индивидуальной слабохарактерностью.
  2. Проблема отцов и детей, когда родители не принимают эффективных методов воспитания своего чада, а надеются на школу, институт, друзей и т. д.
  3. Безнадежность в семье.

Какое новообразование соответствует раннему юношескому возрасту?

Первые признаки начала развития начинаются в 10-м и 11-м классах. Личность стремится к познанию себя через осознание других. Претенциозность в отношении к жизни, как правило, снижается. Профессии выбираются более реалистичные, а не фантастические и нереализуемые в данный период времени.

Актуализация личности становится главным приоритетом подростка. Также начинаются поиски смысла жизни, заветной цели, к которой надо стремиться. С более осознанным подходом к себе у индивида возникают потребности в интеллектуальном и социальном развитии.

Но не каждый подросток переживает период взросления, с сопутствующими негативными эмоциями. Их развитие происходит постепенно, и затем они легко интегрируются с окружающей средой. В романе "Обыкновенная история" Ивана Гончарова, главный герой представлял собой типичного романтика, ждущего от всех "искренних излияний". Некоторые подростки не ощущают потребности в столь откровенных действиях, они более рациональны и практичны.

Несмотря на благоприятное протекание юности, у выше описанных индивидов возникает ряд недостатков. Как правило, они не доказывают свою точку зрения и имеют дружественные отношения с родителями и учителями. Это приводит к пассивности личности, малой увлеченности происходящим. Главный показатель успешности для них - это личный авторитет и мнение окружающих.

Их штиль в эмоциональной сфере не способствует личностному развитию. Многие психологи утверждают, что становление личности возможно только через моральные страдания. Избавившись от них, перед обществом предстает совершенно новый человек. Его характеризует творческий подход к делам, гибкость мышления, высокий социальный интеллект и стремление брать на себя ответственность за свою жизнь.

Не обошлось и без третьего варианта становления личности. Новообразованием юношеского возраста в этом случае выступает саморегуляция, которая контролирует эмоциональные процессы. Обычно такой подросток рано определяет свою цель и следует к ней. Он выступает авторитетом среди одногодок, характеризуется как дисциплинированный и уравновешенный. Однако такой тип неспособен расслабиться, палитра его эмоций ограничена.

Отношение к взрослым

Еще одной отличительной особенностью юношеского возраста выступает общение с более мудрыми людьми. Подросток считает, что через диалог со взрослым человеком он получит важную информацию. Такая тенденция активно развивается в старших классах.

Как отмечалось ранее, юноша стремится ограничиться от родителей с целью получения независимости. Однако при взрослении индивид понимает важность родственных контактов. И они выступают на принципиально новом уровне, когда встречаются две личности со сформированными взглядами. Во взрослых юноша видит "эталон", то есть то, кем он хочет быть в будущем.

Хотя отношения со взрослыми выстраиваются дружественно, до фамильярностей они не доходят. Старшее поколение выступает неким хранилищем ценной информации, откуда подростки черпают необходимую информацию. А нерелевантные данные отбрасываются.

Юношеский максимализм

Поиски идеала - это хождение по мукам. Подросток желает видеть в себе несочетаемые качества или имеет абсолютно нереальное представление о других людях. Более успешных он выделяет как абсолют, к которому надо стремиться. При этом он может не обладать необходимыми качествами, и его личностный рост остановится.

Личность юношеского возраста желает все самое лучшее и все, что меньше вызывает у него недоумения. У уверенных в себе людей это выражается в погоне за самой красивой девушкой, лучшей одеждой и т. п. В этот период подростки, как правило, бескомпромиссны по отношению к себе, следуют принципам "все или ничего".

Однако максимализм имеет существенные достоинства. Он выступает стартовой платформой для карьерного роста. Подросток считает, что он может практически все, и с завидным упорством стремится к этому, не отвлекаясь на детали.

Максималисты легко делают карьеру при авторитарных режимах как, например, в Третьем Рейхе или Советском Союзе. Период правления диктаторов Сталина и Гитлера характеризовался бескомпромиссностью и неуступчивостью.

Свою точку зрения юноша считает единственно правильной, в чем его подстегивает максимализм. Он и придает решимости индивиду в полемических спорах с учителями или сверстниками. Переубедить такого человека практически невозможно, но его взгляды со временем претерпевают изменения.

Подобные личности эгоистичны и самонадеянны, а отсутствие жизненного опыта компенсируется "здравыми" рассуждениями о жизни. Такому подростку кажется, что он познал жизнь и никто не вправе учить его. Он сам способен выступать в роли учителя.

С возрастом подросток забывает о своих "верных" убеждениях и все больше понимает, как был неправ. Начинается период попытки осознания себя с переходом к особой форме роста - психологической зрелости.

Комментарии