Априорное знание - что такое
Априорное знание - это знание, которое существует до всякого опыта и не зависит от него. Такое знание противопоставляется эмпирическому, или апостериорному знанию, которое человек получает из опыта. Вопрос об априорном знании волновал многих философов на протяжении истории.
В статье мы рассмотрим, что представляет собой априорное знание, в чем его отличие от эмпирического знания, а также какие взгляды на природу априорного знания существовали в истории философии.
Определение априорного знания
Априорное знание - это знание, которое предшествует опыту и не зависит от него. Оно противопоставляется эмпирическому знанию, получаемому из опыта. Априорные знания имеют всеобщий и необходимый характер, в отличие от случайных и изменчивых эмпирических знаний.
Термин "априорное знание" ввел Иммануил Кант. Согласно его философии, априорным является не само знание, а форма, посредством которой оно получается. Априорные формы задают необходимые условия всякого опыта и эмпирического познания.
Априорное знание имеет внутренний, умозрительный характер. Оно является продуктом мышления, а не прямого отражения действительности. Поэтому априорные истины носят всеобщий и необходимый характер, не зависят от конкретного опыта.
К примерам априорного знания можно отнести математические и логические истины, принцип причинности, некоторые основополагающие понятия науки и философии.
Априорное и эмпирическое знание
Априорное знание противопоставляется эмпирическому, основанному на опыте. Эмпирические знания приобретаются в процессе практической деятельности человека, путем непосредственного изучения явлений окружающего мира.
В отличие от априорных знаний, эмпирические знания носят вероятностный, приблизительный и изменчивый характер. Они зависят от конкретных условий места и времени. Эмпирически установлено, например, что все лебеди белые. Но это не абсолютная истина: может существовать порода черных лебедей.
Для превращения эмпирических знаний в строгую науку, по Канту, необходимо подвести их под априорные формы чувственности и рассудка. Тогда получаемые научные законы приобретают характер всеобщности и необходимости.
Несмотря на различия, априорное и эмпирическое знания тесно взаимосвязаны. Априорные формы без эмпирического содержания пусты, а эмпирические данные без априорных форм случайны и неупорядоченны.
Априорное знание в истории философии
Идея априорного, доопытного знания возникла еще в античной философии. Платон различал мир вечных идей и изменчивый мир вещей, доступный чувственному восприятию. Познание идей, по Платону, и есть подлинное знание.
В философии Нового времени понятие априорного знания развивали рационалисты. Декарт и Лейбниц считали, что с помощью одного только разума, без обращения к опыту, можно постигнуть самые фундаментальные истины.
Кант внес наиболее весомый вклад в понимание природы и значения априорных знаний. Он показал, что априорными являются не сами знания, а их форма. Пространство, время и категории, по Канту, задают априорную форму любого возможного опыта.
В дальнейшем в философии априоризм подвергся критике. Согласно диалектическому материализму, любое знание в конечном итоге возникает из практики, а разделение на априорное и апостериорное условно.
Значение априорного знания для познания
Априорные формы познания играют важную роль, обеспечивая всеобщность и необходимость научного знания. Без априорного знания всякое познание было бы ограничено рамками отдельных эмпирических обобщений.
Априорные принципы задают первоначальную структуру и «каркас» для всякого возможного опыта. Так, принцип причинности позволяет упорядочивать события в причинно-следственные цепочки и выявлять закономерные связи между явлениями.
Категории и законы формальной логики также имеют априорное происхождение. Они определяют основные формы мышления и правила рассуждений, делающие возможным получение строгих научных знаний.
Вместе с тем абсолютизация априорного знания и противопоставление его опыту неправомерны. Всякое знание в своей основе имеет отражение объективной реальности. Априорные формы должны наполняться эмпирическим содержанием. Только их взаимодействие дает подлинно научное знание.