Иранские автомобили: история развития и перспективы производства
В последние годы Иран неоднократно заявлял о планах начать поставлять свои автомобили в Россию. Это должно было помочь разнообразить российский авторынок и удовлетворить спрос на недорогие модели. Однако до сих пор массовых поставок так и не произошло.
Тем не менее, в 2023 году в Россию начали поступать первые партии иранских машин. Это седаны Iran Khodro Dena и Iran Khodro Tara. Данная статья анализирует эти модели, рассматривает перспективы иранских автопроизводителей на российском рынке, а также дает обзор развития иранского автопрома.
Характеристики Iran Khodro Dena и Tara
Iran Khodro Dena и Tara - это два седана, которые в конце 2023 года начали поставляться в Россию параллельным импортом. Эти модели принадлежат к наиболее современным в линейке иранского автопроизводителя Iran Khodro (IKCO).
Седан Dena оснащается 1,7-литровым турбомотором мощностью 150 л.с. Коробка передач может быть как 5-ступенчатой механической, так и 6-ступенчатой автоматической. Габариты модели составляют: длина 4558 мм, ширина 1760 мм, высота 1479 мм, колесная база 2600 мм. Автомобиль имеет дисковые тормоза на всех колесах и полузависимую заднюю подвеску. Для России Dena предлагается в довольно богатой комплектации: есть кондиционер, круиз-контроль, камера заднего вида, люк в крыше.
Более компактный седан Tara имеет габариты: длина 4500 мм, ширина 1735 мм, высота 1465 мм, колесная база 2600 мм. Двигатель 1.6 EP5+ мощностью 113 л.с. с 5-ст. механической КПП или 6-ст. автоматом. Комплектация сравнима с Dena, но в Tara нет панорамного люка.
Цены на обе модели в России находятся в пределах 1,5 - 1,7 млн рублей. Это позволяет иранским седанам конкурировать с Lada Vesta, Kia Rio, Hyundai Solaris и другими популярными моделями, аналогичными по габаритам и ценовой категории.
Основные преимущества Dena и Tara на российском рынке - сравнительно невысокая цена, относительно богатое оснащение и традиционно простая конструкция, характерная для иранских автомобилей. Недостатком является отсутствие официальной дилерской сети и гарантийного обслуживания.
Текущее состояние иранского автопрома
Иранский автопром в настоящее время представлен двумя крупными компаниями - Iran Khodro (IKCO) и SAIPA, которые контролируют около 95% внутреннего рынка. Эти компании были основаны в 1960-70-х годах и изначально собирали автомобили по лицензии европейских брендов.
На данный момент IKCO и SAIPA производят преимущественно устаревшие модели, разработанные на базе европейских автомобилей 1980-90-х годов. Например, седан Dena от IKCO базируется на Peugeot 405, а Tara использует платформу Peugeot 301. Это объясняется международными санкциями, которые ограничивают доступ Ирана к современным автомобильным технологиям и комплектующим.
В последние годы Иран активизировал усилия по модернизации автопрома. Компании IKCO и SAIPA пытаются наладить сотрудничество с китайскими производителями, чтобы получить доступ к новым платформам и технологиям. Например, SAIPA с 2020 года выпускает седан SAIPA Shahin на платформе китайского бренда Dongfeng.
Помимо основных игроков IKCO и SAIPA, в Иране действуют небольшие автопроизводители: Kerman Motors, Bahman Group, Rakhsh Khodro и другие. Они выпускают ограниченными партиями китайские автомобили под своими брендами или по лицензии китайских компаний. Например, Kerman Motors собирает модели Jac Motors.
Несмотря на усилия, технологическое отставание остается главной проблемой иранского автопрома. Автомобили иранского производства крайне редко оснащаются современными системами безопасности, имеют устаревшие двигатели, трансмиссии и подвески. Это значительно снижает их конкурентоспособность на мировом рынке.
Тем не менее, в Иране сохраняется значительный неудовлетворенный спрос на относительно дешевые автомобили простой конструкции. Этим и объясняются высокие объемы внутренних продаж IKCO и SAIPA, несмотря на все недостатки их модельного ряда. В 2022 году Иран произвел около 950 тыс. автомобилей, из которых львиная доля пришлась на IKCO и SAIPA.
Перспективы иранских автомобилей в России
В конце 2022 - начале 2023 года в Россию стали поступать первые партии иранских автомобилей после продолжительного перерыва. Это связано с налаживанием экономических отношений между Россией и Ираном на фоне западных санкций. Основные модели - седаны Dena и Tara от Iran Khodro, а также автомобили марки SAIPA.
Главным преимуществом иранских машин для российского рынка является их сравнительно невысокая цена. Например, Dena и Tara стоят 1,5-1,7 млн рублей, что дешевле многих новых автомобилей аналогичного класса. Кроме того, иранские модели отличают простая и неприхотливая конструкция, упрощенное оснащение.
Вместе с тем, иранским автомобилям присущи и серьезные недостатки, которые ограничивают их конкурентоспособность:
- Устаревшие моторы, трансмиссии, ходовые части, разработанные 20-30 лет назад;
- Отсутствие современных систем активной безопасности и вспомогательных систем;
- Устаревший дизайн кузова и салона;
- Невысокое качество сборки и надежность ряда компонентов.
Из-за этих недостатков иранские автомобили вряд ли смогут конкурировать с современными массовыми моделями как российского, так и зарубежного производства. Их целевая аудитория - покупатели с ограниченным бюджетом, которым важна именно низкая цена, а не характеристики и оснащение.
Чтобы расширить присутствие на российском рынке, иранским автопроизводителям необходимо:
- Обновить модельный ряд на базе современных платформ;
- Улучшить качество сборки;
- Адаптировать автомобили под российские условия эксплуатации;
- Наладить поставки запчастей и сервисное обслуживание.
У иранских компаний есть потенциал для успеха в России. Но он может быть реализован только при комплексной модернизации всего производства и повышении качества выпускаемых автомобилей. Пока же перспективы иранских машин ограничены узким сегментом бюджетных моделей.
История развития иранской автомобильной промышленности
Зарождение автомобилестроения в Иране относится к 1960-м годам. Первым иранским автозаводом стал Iran National, основанный в 1960 году. Он собирал автомобили Hillman Hunter по лицензии британской компании Rootes Group.
В 1962 году была учреждена компания Pars Khodro - предшественник нынешнего Iran Khodro (IKCO). Первоначально Pars Khodro выпускала внедорожники Jeep по лицензии американской AMC. А с 1967 года наладила производство седанов Renault под маркой Jyane.
Еще один крупный игрок, SAIPA, появился в 1965 году. Изначально компания собирала малолитражку Citroen 2CV, а затем наладила выпуск моделей Nissan и Kia.
В 1970-80-е годы иранский автопром активно развивался при поддержке западных партнеров. Pars Khodro выпускала автомобили Hillman, Renault, Peugeot, а SAIPA - Citroen и Kia. Был также налажен выпуск грузовиков Mercedes-Benz и MAN.
После Исламской революции 1979 года и введения санкций сотрудничество с западными компаниями прекратилось. Иран был вынужден разрабатывать собственные модели на базе устаревших европейских автомобилей.
В 1980-2000-е годы основу модельного ряда IKCO и SAIPA составляли устаревшие Peugeot 405, Citroen ZX, Kia Pride. Эти модели модернизировались и выпускались по сей день под местными названиями Samand, Soren, Tiba.
В 2000-е Иран пытался наладить партнерства с китайскими и индийскими производителями, чтобы получить доступ к современным технологиям. Однако санкции ограничивали такое сотрудничество.
Лишь в последние годы благодаря сближению с Китаем, Ирану удалось частично модернизировать производство. Но технологическое отставание остается очень значительным. Иранской автопромышленности еще предстоит пройти сложный путь, чтобы начать выпуск конкурентоспособных на мировом уровне автомобилей.