Эксперимент - это работа мысли
Социальный эксперимент все больше находит применение в мире. И Россия в этом плане - не исключение. Так что такое эксперимент? Это слово имеет латинские корни и в смысловом понимании обозначает пробу чего-нибудь, другое значение «испытание». Это процесс исследования, только более глубокого, даже больше подойдет слово «познание». В социальном эксперименте могут принимать участие как несколько человек, так и организация. Проведение возможно при участии всего общества в целом, либо отдельных групп людей. Сам организатор может принимать непосредственное участие или наблюдать со стороны за его проведением.
- исследователь;
- теория или гипотеза, которая подлежит проверке;
- используемые методы проведения;
- приборы или какие-либо предметы (если существует необходимость);
- исследуемый объект.
Также он несет в себе две функции:
- предварительная проверка теории или гипотезы;
- получение нового знания об объекте, который подлежит изучению.
Из вышесказанного мы видим, что социальный эксперимент невозможен без поддержки теории.
Простейшим примером может быть исследование группы людей в обычных условиях жизни. Социальная инженерия - это малые масштабы эксперимента. В этой тематике особое место занимают работы философа из Великобритании К. Попиера. Социальные реформы, которые затрагивают политическую, экономическую жизнь, культурную, следует отнести к средним масштабам социального эксперимента. Научную революцию, социальную следует отнести к крупномасштабным социальным экспериментам.
Полное изменение жизни несет социальная революция. Та часть населения
Научная революция изменяет стратегию исследований, помогает по-другому воспринимать мир. Повышается ответственность ученых перед обществом, так как их открытия могут привести к катастрофам и катаклизмам. Эксперимент - это то, что может изменить мир.
Изменение педагогического процесса в определенных условиях - это педагогический эксперимент. Он носит созидательный характер. Создаются новые формы учебно-воспитательной работы. Участвует группа учащихся, школа, класс. Научная гипотеза является определяющей. Условия проведения эксперимента определяют надежность результатов.
В зависимости от цели, педагогические эксперименты делятся на виды;
- констатирующий, который изучает педагогические явления, какие уже есть;
- созидательный, формирующий, преобразующий – создает педагогические явления нового типа;
- эксперимент уточняющий, проверочный, после осмысления проблемы проверяет гипотезу.
Он различается также по месту проведения и может быть лабораторным или естественным.
Эксперимент - это, прежде всего, исследование.