Синдром "отличника": как проявляется это психологическое расстройство

Синдром «отличника» - распространенное психологическое расстройство, основным проявлением которого является стремление человека к неоправданно высоким достижениям в учебе, карьере, творчестве, спорте или других сферах деятельности. Это сопровождается потребностью в постоянном одобрении и положительных оценках со стороны окружающих. Такое поведение влечет за собой перенапряжение сил, хроническую усталость и в итоге может обернуться серьезными психологическими проблемами.

Синдром «отличника» чаще формируется в детском и подростковом возрасте, когда ребенок пытается соответствовать завышенным требованиям родителей и педагогов к успеваемости в школе. Однако нередко это расстройство сохраняется и во взрослой жизни, осложняя карьеру, взаимоотношения в семье, состояние здоровья.

Коррекция синдрома «отличника» возможна при правильно подобранной психотерапии. Еще на стадии формирования личности ребенка важны профилактические меры со стороны родителей и педагогов.

Первопричины синдрома «отличника» кроются в особенностях воспитания

Синдром отличника это комплекс психологических особенностей личности, проявляющийся в стремлении человека к совершенству во всем. Его первопричиной чаще всего становится стиль воспитания в семье. Родители «отличников», как правило, предъявляют к ним завышенные требования, оценивая исключительно внешние достижения и успехи.

  • Ребенок растет в атмосфере постоянного давления, когда его принимают и ценят не за личные качества, а за отличные оценки, медали и грамоты.
  • Такое воспитание формирует у ребенка убеждение, что только выдающиеся результаты в учебе или других сферах дают ему право на любовь и одобрение.

В итоге «отличникам» недостаточно просто хорошо выполнять какую-либо деятельность и получать удовольствие от процесса. Им нужно непременно быть лучшими, затмить других, получить самую высокую оценку своих результатов. Так формируется комплексное психологическое нарушение с сопутствующими ему симптомами.

Мы видим, что корни синдрома отличника кроются именно в особенностях семейного воспитания. Чтобы предотвратить развитие этого синдрома у ребенка, родителям важно принимать и любить его безусловно.

Завышенные амбиции, истощение сил и потребность в одобрении - основные симптомы

Основными симптомами синдрома "отличника", или синдрома совершенства как его еще называют в психологии, являются завышенные амбиции человека, быстрое истощение его сил и постоянная потребность в одобрении окружающих.

  • «Отличники» ставят перед собой нереалистично высокие цели в учебе, карьере, творчестве или других сферах жизни. При этом они не ориентируются на свои реальные возможности и желания, а лишь хотят превзойти других.
  • Они прилагают максимум усилий для достижения поставленных целей, полностью истощая свои физические и эмоциональные ресурсы в угоду успеху.
  • После завершения очередного грандиозного проекта у них не остается сил на отдых и восстановление. Вместо этого они сразу берутся за следующую непосильную задачу.

Еще одним важнейшим симптомом синдрома отличника является постоянная, неутолимая потребность таких людей в одобрении и похвале окружающих.

Для «отличника» недостаточно просто хорошо справиться с задачей. Ему важнее всего, чтобы окружающие оценили, насколько блестяще он это сделал, превзошел других, затмил конкурентов.

Он жаждет быть в центре внимания, получать постоянные комплименты и восхищение своими достижениями. Без этого чувствует себя опустошенным и никчемным.

Такая амбициозность, истощение жизненных сил и зависимость от внешних оценок - три ключевых симптома синдрома отличника. Чем дольше человек живет с ними, тем сильнее ухудшается его психоэмоциональное состояние.

Тщательный опрос и психодиагностическое тестирование помогают распознать синдром

Для того чтобы распознать у человека синдром отличника, необходимо провести тщательный сбор анамнеза (опрос о симптомах) и психодиагностическое тестирование.

  1. На первом этапе врач или психолог детально расспрашивает пациента и его близких о том, какие цели он перед собой ставит, как к ним стремится, как реагирует на успехи и неудачи в разных сферах жизни.
  2. Это позволяет составить предварительное представление о наличии характерных для синдрома отличника симптомов:
    • завышенные, нереалистичные амбиции;
    • быстрое истощение сил;
    • потребность в постоянном одобрении;
    • тяжелые эмоциональные переживания из-за неудач.
  3. После сбора анамнеза проводится психодиагностическое тестирование - заполнение специальных опросников, проективных методик, которые позволяют объективно оценить выраженность симптомов.
  4. Основные из них:
Название теста Что позволяет оценить
Опросник перфекционизма Хьюитта-Флетта Степень перфекционизма (чрезмерного стремления к совершенству)
Шкала потребности в одобрении Крауни-Марлоу Уровень потребности во внешней положительной оценке
Опросник уровня субъективного контроля Роттера Склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним обстоятельствам или собственным качествам

Анализируя результаты опроса и тестирования в совокупности, специалист может точно определить, есть ли у человека синдром отличника.

Таким образом, тщательная диагностика, включающая беседу с пациентом и психометрические тесты, крайне важна для распознавания этого расстройства. Она помогает отличить синдром отличника от схожих состояний.

Проведение качественной дифференциальной диагностики - обязательное условие для назначения адекватного лечения и профилактики негативных последствий этого синдрома.

Индивидуальная и семейная психотерапия - основной метод лечения

Если по результатам диагностики у человека обнаружен синдром "отличника", основным методом его лечения является психотерапия в индивидуальном или семейном формате.

Она позволяет поработать над изменением установок и ценностей «отличника», сформировавшихся под влиянием особенностей воспитания в детстве.

  1. На первых сессиях психотерапевт помогает пациенту осознать деструктивность его убеждений, что только выдающиеся достижения дают ему право на любовь и принятие.
  2. Далее идет работа по постепенной замене этих установок на более конструктивные - что его ценят за человеческие качества, а не только за результаты деятельности.
  3. Психотерапевт обучает приемам саморегуляции, чтобы пациент мог лучше распределять силы, не впадая в истощение. Также отрабатываются навыки получения удовольствия от процесса, а не только от результата.

Наряду с индивидуальной, проводится и семейная психотерапия - с участием родителей или других близких «отличника»:

  • Это позволяет скорректировать стереотипы воспитания, из-за которых у ребенка сформировался синдром отличника.
  • Родственники учатся адекватно реагировать на его успехи и неудачи, поддерживать и одобрять не только достижения, но и личностные качества.

Ключевым моментом является принятие и одобрение «отличника» значимыми людьми таким, какой он есть. Это постепенно снижает его потребность доказывать свою ценность выдающимися результатами.

Психотерапевтическая работа по коррекции деструктивных установок и стереотипов может занимать довольно длительное время. Но в случае успеха она полностью меняет жизнь человека с синдромом отличника.

Синдром часто осложняется депрессией, психосоматическими заболеваниями

Если синдром "отличника" остается нераспознанным и не лечится своевременно, со временем он приводит к серьезным осложнениям.

В подростковом и юношеском возрасте на фоне хронического эмоционального перенапряжения и истощения нервной системы развивается депрессия. Ее основные симптомы:

  • постоянно подавленное, тоскливое настроение;
  • утрата интереса к деятельности, которая раньше приносила удовольствие;
  • нарушения сна, аппетита;
  • чувство вины, бесполезности, отсутствие перспектив.

У взрослых на первый план выходят психосоматические расстройства - когда эмоциональный стресс вызывает функциональные нарушения в органах и системах организма.

Наиболее частые психосоматические осложнения синдрома отличника:

  1. Сердечно-сосудистые - повышенное артериальное давление, ишемическая болезнь сердца, нарушения сердечного ритма.
  2. Желудочно-кишечные - хронический гастрит, колит, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки.
  3. Дыхательной системы - бронхиальная астма, хронические бронхиты.
  4. Нервной системы - рассеянный склероз, миопатия, полинейропатии, мигрени.

Без адекватного лечения течение психосоматических заболеваний прогрессирующее, они значительно снижают качество и продолжительность жизни.

Только комплексный подход с использованием психотерапии и медикаментозного лечения психосоматических симптомов позволяет предотвратить инвалидизацию и значительно улучшить прогноз у таких пациентов.

Для профилактики важно адекватное отношение родителей к способностям и достижениям ребенка

Как уже отмечалось, синдром отличника обычно формируется в детстве под влиянием особенностей семейного воспитания.

Чтобы предотвратить развитие этого расстройства, родителям крайне важно выстраивать адекватные отношения с ребенком, а именно:

  1. Не предъявлять к нему завышенных требований, соответствующих скорее взрослому, чем ребенку.
  2. Не требовать от него исключительно отличных результатов в учебе, спорте или творчестве - достаточно хороших, соответствующих его возрасту и способностям.
  3. Интересоваться не только его достижениями и оценками, но и другими аспектами жизни, эмоциональным состоянием.
  4. Уделять внимание и одобрение не только успешности ребенка, но и его человеческим качествам - отзывчивости, чуткости, умению сопереживать.

Важно помнить: то, что родители безоговорочно любят и ценят ребенка не за «значки отличия», а за то, какой он человек, является фундаментом психологического здоровья и формирования гармоничной личности.

Ребенок с синдромом отличника плохо представляет, кем он является без своих выдающихся достижений в школе или хобби. Родительская задача - помочь ему понять, что, кем бы он ни стал, он достоин любви и уважения просто за то, что он есть.

Формирование у ребенка адекватной самооценки и представлений о собственной ценности, независимо от внешних достижений, - ключевой фактор профилактики синдрома отличника.

Безусловная родительская любовь и одобрение личных качеств ребенка снижают риск формирования синдрома

Синдром отличника может развиться, если ребенок растет с ощущением, что родители ценят в нем только объективные достижения - результаты и победы.

Чтобы этого не произошло, взрослым важно:

  1. Демонстрировать безусловную любовь - независимо от успехов или неудач ребенка.
  2. Выражать одобрение и гордость не только конкретным отлично выполненным заданиям, но и его личностным качествам.
  3. Отмечать такие черты, как доброта, отзывчивость, честность, трудолюбие, умение сопереживать.
  4. Проводить с ребенком время, общаясь на разные темы, интересуясь его мнением, переживаниями, чувствами.

Таким образом родители дают понять: «Мы тебя любим не за то, что ты - отличник или победитель. Мы тебя любим за то, что ты - это ты».

Выражение любви и одобрения сущности ребенка, а не отдельным его достижениям, - мощная профилактика синдрома отличника и залог психического здоровья.

Свободное время для игр и хобби вне учебы и достижений также играет профилактическую роль

Одним из ключевых факторов профилактики синдрома «отличника» является наличие в режиме дня ребенка свободного времени для игр, увлечений и хобби, не связанных с учебой и достижениями. Это позволяет сбросить накопившееся напряжение, получить удовольствие от процесса, а не только от результата.

Родителям рекомендуется выделять для ребенка время на занятия спортом, музыкой, рисованием без каких-либо требований, нормативов и соревнований.

Если родители научат ребенка радоваться каждому этапу в любимом занятии, а не только финальной победе или оценке, то вероятность развития синдрома снизится.

При правильном подходе прогноз по излечению синдрома в целом благоприятный

Синдром «отличника» при своевременной диагностике и комплексном лечении имеет хороший прогноз. Главное - это правильно подобрать методы психотерапии и вовремя начать коррекцию личностных установок.

Одним из ключевых моментов является изменение системы ценностей человека. Необходимо сформировать представление о том, что сам процесс деятельности и личностный рост важнее внешних атрибутов успеха в виде оценок, наград, одобрений.

Хорошо зарекомендовали себя методы когнитивно-поведенческой терапии, позволяющие скорректировать искаженное мышление, лежащее в основе синдрома. Также применяют семейную психотерапию для исправления ошибок воспитания, которые зачастую являются первопричиной проблемы.

Если проводить регулярные психокоррекционные мероприятия и одновременно вносить изменения в стиль воспитания ребенка или подростка, можно достичь стойкой ремиссии. Постепенно симптомы станут все менее выраженными, пока не исчезнут совсем. Это позволит избежать многих осложнений и улучшить качество жизни.

Комментарии