Леонардо да Винчи: биография и творчество
Леонардо да Винчи по праву считается одним из величайших гениев в истории человечества. Этот выдающийся представитель эпохи Возрождения прославился как живописец, скульптор, архитектор, анатом, естествоиспытатель, изобретатель, писатель, музыкант. Его научные открытия и художественные произведения оказали огромное влияние на развитие европейской культуры.
Детство и юность
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в небольшой деревушке Винчи около города Флоренция. Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро и крестьянка Катерина. Ребенок рос с матерью, а в три года был забран отцом на воспитание после того, как тот женился во второй раз.
Уже в раннем возрасте Леонардо проявил незаурядные художественные способности. По преданию, однажды крестьянин попросил отца Леонардо нарисовать для него щит, и тот отдал работу сыну. Мальчик создал настолько пугающее изображение чудовища, что отец не решился отдать щит заказчику.
В 1466 году, в возрасте 14 лет, Леонардо поступил подмастерьем в мастерскую известного флорентийского художника и скульптора Андреа Верроккьо. Там он получил разностороннее художественное образование и познакомился со многими выдающимися мастерами эпохи Возрождения.
Уже на заре своей карьеры Леонардо продемонстрировал, что превзошел своего учителя. Когда Верроккьо поручил ему написать одного из ангелов для картины «Крещение Христа», работа ученика настолько ярко контрастировала со стилем учителя, что Верроккьо якобы бросил заниматься живописью.
Учеба в мастерской Верроккьо
В 1466 году четырнадцатилетний Леонардо поступил учеником во флорентийскую мастерскую известного скульптора и художника Андреа Верроккьо. Эта мастерская была одной из самых прогрессивных в Италии того времени и привлекала многих талантливых людей.
Под руководством Верроккьо Леонардо обучался различным художественным дисциплинам - рисунку, живописи, скульптуре. Он также изучал науки - черчение, геометрию, анатомию, ботанику, что впоследствии очень пригодилось ему в работе над картинами и изобретениями.
Одним из важнейших навыков, полученных в мастерской, было умение работать с различными материалами - красками, гипсом, металлом, деревом. Леонардо научился делать кисти, готовить краски, отливать из гипса, ковать железо.
Общение с другими художниками и мыслителями, бывавшими в мастерской, расширило кругозор будущего гения. Он перенимал знания не только у Верроккьо, но и у таких мастеров, как Гирландайо, Боттичелли, Поллайоло.
Работая в мастерской, Леонардо уже в юные годы проявил свой незаурядный талант. Когда Верроккьо поручил ему написать фигуру одного из ангелов для картины «Крещение Христа», то был настолько поражен работой ученика, что решил больше не браться за кисть.
Так в возрасте 20 лет известный художник и ученый Леонардо да Винчи, биография которого вдохновляет многих людей, закончил обучение у Верроккьо и мог начинать самостоятельную работу, опираясь на полученные обширные знания в самых разных областях. Этот период ученичества заложил фундамент его последующих выдающихся достижений в искусстве и науке.
Самостоятельная работа во Флоренции
После завершения ученичества Леонардо продолжил работать и совершенствовать мастерство во Флоренции. В 1472 году в возрасте 20 лет он был принят в гильдию Святого Луки - цех художников и ремесленников. Это означало признание Леонардо как самостоятельного мастера.
Первые известные работы самостоятельного периода - иллюстрации к «Басням» Эзопа (1480 г.) и «Книге праздника» (1482 г.). Эти иллюстрации отличают тонкость рисунка, виртуозная передача движений.
Около 1478 года Леонардо получил свой первый крупный заказ - алтарный образ «Поклонение волхвов» для монастыря Сан Донато в Скопето. К сожалению, работа не была завершена и сохранилась лишь в набросках.
В 1480-x годах Леонардо создал несколько «Мадонн». Среди них особенно выделяется «Мадонна Бенуа» (1478-1482). Эта работа уже демонстрирует характерный для зрелого творчества Леонардо сфумато и психологизм образов.
Переезд в Милан
В 1482 году 30-летний Леонардо по рекомендации Лоренцо Медичи отправился в Милан, чтобы предложить свои услуги местному правителю Лодовико Сфорца по прозвищу Моро. Он взял с собой письмо Медичи, а также виолу в форме конской головы - собственное изобретение, на которой блистательно играл.
Сфорца оценил талант Леонардо и пригласил его работать при дворе. На протяжении 17 лет Леонардо служил придворным художником, инженером и архитектором. Он работал над военными изобретениями, укреплением крепостей, организовывал праздники и карнавалы.
Леонардо также много времени уделял живописи, создавая портреты членов семьи Сфорца - «Дама с горностаем», «Профиль Изабеллы д’Эсте» и другие. Его мастерская была центром притяжения художников и мыслителей Милана того времени.
Таким образом переезд Леонардо в Милан в корне изменил его жизнь и дал возможность в полной мере проявить свой талант как художника, инженера, организатора масштабных мероприятий.
Работа при дворе Лодовико Сфорца
На протяжении 17 лет службы при дворе Лодовико Сфорца Леонардо выполнял самые разные обязанности - был военным инженером, архитектором, организатором праздников и театрализованных представлений. Он изобретал военные машины, проектировал каналы и плотины.
Однако наиболее известны работы Леонардо-художника миланского периода. Он создал такие шедевры, как «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие, портрет Чечилии Галлерани «Дама с горностаем».
Леонардо также начал работу над гигантской конной статуей Франческо Сфорца, но так и не завершил это произведение. Тем не менее, наброски и эскизы к статуе произвели огромное впечатление на современников.
Таким образом, миланский период стал временем расцвета гения Леонардо да Винчи и принес ему славу выдающегося художника, инженера, изобретателя при дворе Сфорца.
Создание «Тайной вечери»
Самой известной работой Леонардо миланского периода стала фреска «Тайная вечеря» в трапезной монастыря Санта-Мария делле Грацие. Работу заказал Леонардо герцог Сфорца в 1495 году.
Перед Леонардо стояла сложная техническая задача - нарисовать фреску на стене. Он изобрел новый состав красок, позволявший рисовать медленно, смешивая и накладывая многослойные полупрозрачные лессировки.
В композиции «Тайной вечери» Леонардо изобразил Христа и 12 апостолов в момент, когда он возвещает, что один из них предаст его. Фигуры расположены по треугольнику, что придает устойчивость композиции. Это произведение отличается глубоким психологизмом и драматизмом.
Работа над фреской растянулась почти на три года. Леонардо добился поразительной передачи эмоций и характеров персонажей, создав одно из величайших произведений мировой живописи.
Отъезд из Милана
В 1499 году после свержения Лодовико Сфорца французскими войсками Леонардо был вынужден покинуть Милан. Он оставил незаконченной работу над конной статуей Франческо Сфорца и многие другие проекты.
Некоторое время Леонардо скитался по Италии, пока в 1502 году не получил приглашение от Чезаре Борджиа стать его придворным инженером и архитектором. Эта работа также оказалась недолгой - после заболевания Чезаре в 1503 году Леонардо вернулся во Флоренцию.
Там он возобновил работу над картиной «Мона Лиза», над которой трудился с 1503 по 1519 год. Этот шедевр, названный по имени модели - Лизы Герардини, жены флорентийского купца Франческо дель Джокондо, - принес Леонардо мировую славу главным образом уже после его смерти.
Таким образом, вынужденный отъезд из Милана вновь изменил жизнь Леонардо. Хотя ему не удалось завершить многие амбициозные проекты предыдущих лет, именно после возвращения во Флоренцию он создал свой самый известный шедевр - «Мону Лизу».
Последние годы во Франции
В конце 1515 года или в начале 1516 года Леонардо да Винчи переехал во Францию по приглашению короля Франциска I. Последние три года жизни великого художника, ученого и инженера прошли при дворе французского монарха в замке Кло-Люсе близ Амбуаза.
Леонардо пользовался огромным почетом и уважением со стороны короля Франциска I. Ему были предоставлены прекрасные апартаменты в Кло-Люсе, где он мог спокойно работать и творить. Король назначил ему ежегодную пенсию в размере 700 экю и пообещал оплачивать все расходы на материалы для работы. Леонардо был назначен «первым придворным живописцем, инженером и архитектором» короля.
Одна из последних работ Леонардо во Франции - это неоконченная картина «Иоанн Креститель», над которой он трудился в 1513-1516 годах. Это произведение отличается сложной композицией и продуманностью всех деталей, хотя и осталось незаконченным из-за болезни и смерти художника.
Помимо живописи, Леонардо по просьбе короля занимался инженерными проектами - составлял планы дворцов и парков, проектировал канал, соединяющий Луару и Сону. Он также разрабатывал проекты фортификационных сооружений, мостов и других инженерных конструкций для французского короля.
2 мая 1519 года великий художник и ученый Леонардо да Винчи скончался в возрасте 67 лет в объятиях короля Франциска I. Он был похоронен с большими почестями в часовне замка Амбуаз. На надгробии была высечена надпись: «Здесь покоится Леонардо да Винчи, флорентиец, наиболее искусный живописец, скульптор и зодчий, величайший из людей своего времени».