Сравнение в стихотворениях: что придает красоту произведению?
Сравнение - один из самых распространенных литературных приемов в поэзии. С его помощью создаются яркие художественные образы, передается настроение, выражаются чувства. Особенно активно сравнения использовали поэты 19-20 веков, от Пушкина и Лермонтова до Есенина и поэтов Серебряного века.
В статье рассматривается роль сравнений в стихотворениях русских поэтов, анализируются разные функции этого приема. Показано, как с помощью сравнений создается портрет человека, выражается отношение к нему, передаются гнев, презрение, восхищение. Особое внимание уделено политической поэзии 19 века, где сравнение часто использовалось как оружие в литературной борьбе.
Сравнение для создания образов и настроения
Сравнение - один из самых распространенных приемов в поэзии для создания ярких образов и передачи определенного настроения. С помощью неожиданных и оригинальных сравнений поэты рисуют перед читателем зримые картины, вызывают эмоции. Часто в стихотворениях встречаются развернутые сравнения, охватывающие целые строки или строфы.
Многие классики русской поэзии активно использовали сравнения для создания образности. У Пушкина мы находим: "И гроб опущен уж в могилу, // Как в море опускают якорь - // Надежду вечную". У Лермонтова читаем сравнение: "Как хищник, ждущий полночи, // Чтоб кинуться в овечью стаю, // Кровавый заревом очи // Светило гибельное глядя..." Образные сравнения помогали авторам передать нужное настроение стихотворения.
- «И ветер, печальный укор» (Н.Некрасов) – сравнение ветра с укором передает грустное настроение.
- «Мчатся тучи, вьются тучи; // Невидимкою луна // Осребряет их летучи, // Дальний путь им освещая» (А.Пушкин) – динамичная картина облаков, освещенных луной.
Таким образом, сравнение - мощный поэтический инструмент создания ярких образов и настроения. Благодаря неожиданным сопоставлениям, поэты передают читателю свое видение мира.
Сравнение в портретной характеристике человека
Еще одна важная функция сравнения в поэзии - создание словесного портрета человека. С помощью удачного сравнения можно метко охарактеризовать внешность, характер, поведение, привычки конкретного человека.
Яркие примеры использования сравнения в портретной характеристике мы находим у А.С. Пушкина. Вот как он описывает Петра I в поэме «Полтава»: «Был чудный муж. В лице высоком, в его глубоких очах // Кипела мысль. Вкруг губ сияли // Речей живые силы. В нем // Сей властитель слабый и лукавый // И поселянин бодрый был...». А вот портретное сравнение Евгения Онегина: «Онегин был, по мненью многих (Судей решительных и строгих), // Ученый малый, но педант...».
В стихотворениях поэтов XIX века нередко встречаются сравнения, характеризующие исторических личностей. Так, Лермонтов пишет о Наполеоне: «Как червь, посыпанный солью, // В сучках ползущий черной мглы, // Он все ползет с своей душой // Сквозь мрак и хлад к иной земле!..» Это сравнение передает представление поэта о великом полководце в последние годы жизни.
Интересно, что сравнение активно применялось и для самохарактеристики поэтов. К примеру, К.Н. Батюшков так описывает себя в стихотворении «Мои пенаты»: «Я сам - как дуб уединенный, // Расту на сельской стороне...» А А.С. Пушкин в стихотворении «Поэт» сравнивает себя с «птичкой Божией». Такие сравнения помогали поэтам раскрыть свое мироощущение, жизненную позицию.
Сравнение как оружие в политической борьбе поэтов
Сравнение часто использовалось поэтами как оружие в политической борьбе. С помощью точных и едких сравнений поэты выражали свое отношение к власти, критиковали недостатки общественного строя.
Ярким примером может служить творчество декабристов. В их стихотворениях мы встречаем резкие, обличительные сравнения. Так, К.Ф. Рылеев пишет о царе: «Не мучьте лишь его, оставьте // Цареубийце позор жить! // Пускай узнают поздны внуки, // Когда их бедствия коснутся, // Кого должны они проклясть // И чьи неправды их доконали!».
Другой декабрист В.К. Кюхельбекер в стихотворении «К декабристам» использует резкое сравнение: «Простите, витии! вам цепи, // А нам, пигмеям, лавры цены». Здесь декабристы сравниваются с витязями, а их противники - с пигмеями.
Подобные обличительные сравнения можно найти и у А.С. Пушкина. В стихотворении «Арион» поэт сравнивает власть с «чудовищем», которое «правит бал». А в «Герое» Пушкин пишет: «Мы все глядим в Наполеоны; // Двуногих тварей миллионы // Для нас орудие одно...» - резкая критика стремления власти к завоеваниям.
Таким образом, сравнение нередко служило оружием поэтов в их противостоянии с властью. Благодаря метким сопоставлениям, поэты доносили до читателя свои политические взгляды и идеи.
Роль сравнения в выражении разных чувств
Сравнение - универсальный поэтический инструмент, позволяющий выразить самые разные чувства и переживания лирического героя. С помощью точного сравнения поэты передают читателю весь спектр эмоций - от любви и нежности до гнева и отчаяния.
Одна из самых распространенных тем в поэзии - любовь. И здесь сравнение помогает создать яркие образы возлюбленной/возлюбленного. «Очи черные, очи страстные, // Очи жгучие и прекрасные! / Как люблю я вас! Как боюсь я вас! / Знать, увидел вас я в недобрый час!» - пишет Ф.И. Тютчев. Сравнивая глаза любимой с «опалом черным», поэт передает всю силу своего чувства.
Сравнения помогают выразить и грусть разлуки, тоску по любимому человеку. У Н.А. Некрасова читаем: «Не ветер бушует над бором, // Не с гор побежали ручьи, // Мое сердце, сердце несчастное // Плачет, как плачет ребенок угрюмый, // Утомленный, сонный». Здесь сравнение передает всю силу душевных страданий.
С помощью сравнения поэты умело рисуют и драматические, трагические чувства. Вспомним строчки М.Ю. Лермонтова: «И я поник главою; // И образ твой немой, // Печальный и прекрасный, // Возник в душе моей... // Как тень он обо мне // Тоской томимой страстной // Склонился и угас...» Здесь сравнение образа возлюбленной с тенью передает горечь утраты.
Таким образом, благодаря широкому спектру сравнений, поэзия способна отобразить весь мир человеческих чувств и переживаний.