Мораль басни "Волк и ягненок": взаимопонимание невозможно из-за лжи
Басня «Волк и ягненок», написанная Иваном Крыловым в начале XIX века, до сих пор не теряет актуальности. В ней показан конфликт между сильным и слабым, который заканчивается трагически для последнего. Хотя ягненок пытается апеллировать к справедливости, доказывая свою невиновность, волк его не слышит и в конце концов съедает.
Мораль произведения заключается в том, что в подобных конфликтах побеждает сила, а не правда. При этом волк, олицетворяющий власть, даже не ищет объективных причин для обвинения ягненка, а просто оправдывает свои действия ложью. Так Крылов показывает, что взаимопонимание между слабым и сильным невозможно из-за лжи последнего.
История создания басни «Волк и ягненок»
Басня «Волк и ягненок» была написана Иваном Андреевичем Крыловым в 1808 году. Она вошла в первый сборник басен Крылова, опубликованный в 1809 году. Эта басня сразу же принесла автору славу и успех.
По одной из версий, сюжет для басни Крылов почерпнул из басни французского поэта Жана де Лафонтена «Волк и Ягненок». Однако Крылов внес свои изменения – если у Лафонтена волк в конце отпускает ягненка, то у Крылова он его съедает. Таким образом, русский баснописец усилил социальную направленность своего произведения.
Создавая басню «Волк и ягненок», Крылов в аллегорической форме выразил свое возмущение произволом власть имущих. Образ волка олицетворяет жестокость и беззаконие царской власти, а ягненок – бесправие и беззащитность простого народа.
Басня «Волк и ягненок» стала одним из самых известных произведений Крылова. Ее мораль «У сильного всегда бессильный виноват» приобрела пословичный характер и не потеряла актуальности по сей день.
Образы волка и ягненка в басне
Образы главных героев басни «Волк и ягненок» - волка и ягненка - глубоко символичны. В них воплощены две противоположные социальные силы.
Волк воплощает жестокость, алчность и беззаконность сильных мира сего. Он уверен в своей безнаказанности и поэтому действует нагло и цинично. Сначала волк пытается обвинить ягненка в том, что тот якобы мутит ему воду. Но когда ягненок логично доказывает свою невиновность, хищник отбрасывает всякие попытки соблюсти законность и прямо заявляет, что съест ягненка просто потому, что хочет есть.
Ягненок олицетворяет простой беззащитный народ. Он пытается апеллировать к разуму волка, взывает к справедливости. Но все его слова напрасны - сильный заведомо прав. Мораль басни "Волк и ягненок" заключается в том, что в неравном противостоянии побеждает тот, у кого больше власти, а не тот, кто прав.
Таким образом, через сатирическое противопоставление хищника и жертвы Крылов разоблачил несправедливость самодержавно-крепостнического строя России начала XIX века. Поэтому образы волка и ягненка приобрели огромную общественно-политическую значимость.
В художественном плане образы волка и ягненка созданы очень выразительно и запоминающе. Крылов точно подметил и передал характерные черты этих животных. Речь героев также передает их сущность. Волк говорит грубо и цинично, а ягненок – смиренно и наивно.
Анализ диалога между волком и ягненком
Одним из важнейших элементов басни «Волк и ягненок» является диалог между ее героями. Этот диалог показывает контраст между циничной жестокостью волка и наивной беспомощностью ягненка.
С самого начала волк обвиняет ягненка в том, что тот якобы мутит ему воду. Это обвинение абсурдно, ведь ягненок пьет ниже по течению. Однако хищнику нужен любой предлог, чтобы оправдать свои притязания на жертву. Поэтому он грубо оскорбляет ягненка: «Как смеешь ты, наглец, нечистым рылом Здесь чистое мутить питье мое?».
Ягненок в ответ на обвинения волка пытается доказать свою невиновность. Он вежливо и почтительно обращается к хищнику: «Когда светлейший Волк позволит...». Ягненок приводит веские аргументы, объясняя, что питье мутить он никак не мог, так как пил ниже по течению.
Однако волк не признает очевидных фактов и логики. Он переходит к новым надуманным обвинениям - мол, ягненок оскорблял его в прошлом году, это был его брат или другой родственник и т.д. Мораль басни "Волк и ягненок" в том, что сильный может обвинить слабого в чем угодно, ему не нужны факты и аргументы.
Наконец, волк прямо заявляет о своих истинных намерениях: «Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать». Он не собирается соблюдать даже видимость законности, для него ягненок – лишь объект для утоления голода. А все разговоры о «правде» были лишь лицемерным прикрытием истинных целей хищника.
Актуальность морали басни в современном мире
Несмотря на то, что басня «Волк и ягненок» была написана более 200 лет назад, ее мораль до сих пор не потеряла актуальности. Ситуации, когда сильный безнаказанно угнетает слабого, встречаются и в наше время.
К сожалению, мораль басни "Волк и ягненок" о том, что прав всегда сильный, а слабый виноват по определению, подтверждается во многих сферах современной жизни. Например, на работе начальник может задать подчиненному невыполнимую задачу, а затем обвинить его в провале и уволить. Или силовики могут превысить полномочия при задержании, а потом приписать задержанному несуществующее сопротивление.
К сожалению, неравенство возможностей сильных и слабых проявляется и в международных отношениях. Экономически и политически могущественные государства навязывают свою волю более слабым странам, используя различные рычаги давления. Принципы международного права при этом часто нарушаются.
Тем не менее, в современном демократическом обществе существуют определенные механизмы для защиты прав слабых членов социума. Это конституционные гарантии равенства граждан, разделение властей, независимая судебная система, институт уполномоченного по правам человека и другие. Благодаря этим демократическим институтам, мораль басни "Волк и ягненок" о безграничном произволе сильных не может реализовываться в полной мере.
Тем не менее, несмотря на правовые и социальные механизмы современного общества, слабый по-прежнему остается в невыгодном положении в конфликте с сильным. Поэтому мораль басни Крылова до сих пор не утратила своей актуальности и остроты.