Что нужно, чтобы открыть аптеку с нуля: путь к мечте

Мечта об открытии собственной аптеки может показаться недостижимой, но на самом деле этот бизнес вполне реален при грамотном подходе. В статье мы рассмотрим все этапы с нуля: от получения лицензии до запуска продаж и выхода на прибыль.

Прежде чем открывать аптеку, важно изучить все требования законодательства в этой сфере. Нужно определить оптимальный формат, место расположения, ассортимент. Рассмотрим подробно каждый из этих вопросов.

Получение лицензии на фармацевтическую деятельность

Для того, чтобы открыть аптеку с нуля, необходимо получить лицензию на фармацевтическую деятельность. Это основное требование, без которого сколько стоит открыть аптеку - не имеет значения.

  • Что нужно для открытия аптеки - подать заявление и пакет документов в лицензирующий орган.
  • Дождаться проверки соответствия условий осуществления деятельности.
  • Получить бланк лицензии.
  • Оплатить госпошлину.

Лицензия выдается бессрочно. Проверка возможна 1 раз в 3 года. При смене адреса или реквизитов нужно внести изменения в реестр.

Выбор помещения и его обустройство

Одним из важных этапов при открытии аптеки является подбор подходящего помещения. Прежде всего, оно должно соответствовать санитарно-эпидемиологическим нормам.

Помещение для аптеки желательно арендовать на цокольном этаже в жилом районе рядом с поликлиникой, больницей или детским садом. Это обеспечит постоянный поток клиентов. Также важно удобное транспортное сообщение.

Площадь помещения рассчитывается из количества оборудования и рабочих мест. Минимальная площадь для аптеки составляет 60 кв. м. На каждого провизора нужно не менее 4 кв. м, а на фармацевта - 3 кв. м.

Помещение аптеки должно иметь несколько функциональных зон: торговый зал, подсобные помещения, административно-бытовые помещения, производственные участки. Кроме того, нужно предусмотреть складские зоны.

Отдельно выделяется место для хранения наркотических и психотропных лекарств. Оно должно быть оборудовано сигнализацией и решетками на окнах. Также обязателен сейф для хранения рецептурных бланков.

Все производственные и складские помещения нужно оборудовать стеллажами и системой вентиляции. Пол должен быть теплым, стены - гладкими и допускающими влажную уборку.

Приобретение торгового и медицинского оборудования

Открывая аптеку, нужно позаботиться о приобретении необходимого оборудования. Это довольно затратная статья расходов. Обойдется она примерно в 500-800 тыс. рублей.

В первую очередь, нужно купить торговое оборудование: витрины, стеллажи, прилавки, холодильники. Рекомендуется выбирать металлические конструкции, так как они более долговечны.

Также потребуется контрольно-кассовая техника. Сегодня в аптеках используют online-кассы, которые автоматически формируют фискальный чек и отсылают отчетность в налоговую.

Из медицинского оборудования обязательны: холодильники для хранения вакцин и инсулина, стерилизационное оборудование, шприцы. Также может понадобиться оборудование для изготовления лекарств.

Все оборудование должно соответствовать санитарным требованиям. При выборе поставщика лучше обращаться в проверенные компании, предлагающие гарантийное обслуживание.

Комплектование штата сотрудников

Открывая аптеку «с нуля», нужно позаботиться о наборе персонала. От компетентности и вежливости фармацевтов напрямую зависит успех бизнеса.

В аптеке должны работать специалисты с фармацевтическим образованием: провизоры и фармацевты. Их количество рассчитывается исходя из площади торгового зала и пропускной способности.

Провизор организует работу аптеки, следит за ассортиментом, ценообразованием, сроками годности медикаментов. Фармацевты консультируют покупателей и отпускают лекарства.

Также в штат могут входить: администратор, кассир, грузчики, уборщицы, охранники, бухгалтер. Эти специалисты не обязательно должны иметь медицинское образование.

Все сотрудники аптеки обязаны регулярно повышать квалификацию и проходить аттестацию. Это требование лицензионных условий.

Перед тем, как нанимать персонал, нужно разработать штатное расписание и должностные инструкции для каждой позиции. Это поможет распределить обязанности и избежать конфликтов.

Заключение договоров с поставщиками

Открывая аптеку, важно заранее определиться с поставщиками медикаментов и товаров. Желательно иметь 2-3 надежных поставщика на каждую группу товаров.

Поставки лекарственных препаратов могут осуществлять оптовые фармацевтические компании, имеющие лицензию на этот вид деятельности. С ними заключаются прямые договоры.

Также существуют дистрибьюторские фирмы, которые сотрудничают сразу с несколькими производителями и могут предложить бóльший ассортимент. Но цены через них обычно выше.

При выборе поставщиков лекарств стоит обращать внимание на: наличие всех разрешительных документов и лицензии, ассортимент, систему скидок, формы оплаты, возможность отсрочки по платежам.

С поставщиками медизделий, оборудования, инвентаря тоже будут заключены прямые договоры. Условия можно прописать в типовом двустороннем соглашении.

Требования к вывеске и витринам

Вывеска и витрины играют большую роль в привлечении посетителей в аптеку. К ним предъявляется ряд обязательных требований.

Так, на вывеске должно быть указано полное или сокращенное название организации, а также организационно-правовая форма..

Шрифт должен быть четким и хорошо читаемым. Размер вывески не регламентируется, главное, чтобы она была видна с улицы и не нарушала общий архитектурный облик здания.

Кроме наименования аптеки, на вывеске можно указать режим работы, логотип или слоган. Но нельзя размещать рекламу и информацию о лекарствах и ценах.

Оформление витрин тоже строго регламентировано. В них запрещается выставлять конкретные наименования и цены на лекарства, препараты без рецептов и БАДы.

Установка фискального регистратора

В аптеке для оформления продажи товаров и учета выручки используется контрольно-кассовая техника (ККТ) - онлайн-кассы и фискальные регистраторы.

Согласно требованиям законодательства, применять ККТ обязаны все организации и ИП при осуществлении расчетов. Для аптек используются фискальные регистраторы.

Чтобы установить фискальный регистратор, нужно:

  • Купить или взять в аренду ККТ у официального представителя производителя;
  • Подключить ККТ к сети Интернет для передачи фискальных данных в налоговые органы;
  • Зарегистрировать ККТ в личном кабинете налогоплательщика. После этого можно начинать оформлять продажи.

Все оборудование должно иметь фискальный накопитель для хранения данных. При выходе ККТ из строя информация из фискального накопителя должна сохраняться в течение 5 лет.

Регистрация в качестве страхователя

C 2023 года организациям и ИП не нужно подавать заявление для регистрации в качестве страхователя. Сейчас Социальный фонд на основании данных от ФНС самостоятельно открыть аптеку с нуля зарегистрирует предпринимателя в качестве страхователя в течение 3 рабочих дней. Единственное исключение — сколько стоит открыть аптеку это регистрация в качестве страхователя по травматизму.

Для регистрации в качестве страхователя по травматизму нужно подать заявление в Фонд социального страхования. В заявлении указываются: наименование организации, ИНН, ОГРН, виды экономической деятельности, количество работников, лицо для контактов. К заявлению прилагается копия приказа о назначении ответственного лица.

После регистрации страхователь получает «что нужно для открытия аптеки» страховой номер и формирует в личном кабинете реестр сотрудников. На каждого работника заполняется анкета, куда вносятся персональные данные, ИНН, СНИЛС, должность.

Ежеквартально страхователь предоставляет в Фонд отчетность по формам 4-ФСС. В отчетности указывается фактическая численность работников за отчетный период, суммы начисленной заработной платы, сумма страховых взносов к уплате.

  • Регистрация в качестве страхователя в ФСС происходит автоматически, за исключением страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний
  • Для регистрации страхователем по травматизму подается заявление в ФСС с указанием реквизитов организации
  • После регистрации формируется реестр сотрудников и ежеквартально сдается отчетность в ФСС

Правила маркировки лекарств

С 2020 года все, что нужно, чтобы открыть аптеку - это лекарства должны маркироваться специальными кодами для отслеживания движения от производителя до конечного потребителя. Эта мера призвана пресечь оборот фальсифицированной продукции.

Маркировке подлежат все лекарственные препараты, за исключением лекарственных средств, изготавливаемых аптеками. На каждую упаковку лекарства наносят Data Matrix — двухмерный штрих-код, содержащий уникальный идентификатор препарата.

В Data Matrix закодирована вся информация о лекарстве: наименование, дозировка, производитель, страна происхождения, номер серии и срок годности. Эти данные затем заносятся в единую государственную информационную систему мониторинга за оборотом лекарственных средств.

При поступлении маркированных лекарств аптека регистрирует коды в системе мониторинга. Затем при отпуске лекарств покупателям фармацевт с помощью сканера считывает Data Matrix и отправляет информацию в систему о выбытии препарата.

Таким образом, на каждом этапе движения лекарства операторы могут в онлайн-режиме видеть его местонахождение, что исключает возможность подмены или фальсификации. Это повышает прозрачность всей фармацевтической отрасли и обеспечивает контроль качества лекарственных препаратов.

Объект маркировки Лекарственные препараты, за исключением изготавливаемых в аптеках
Тип маркировки Data Matrix — двумерный штрих-код
Закодированные данные Наименование, дозировка, производитель, страна, номер серии, срок годности

Для работы с маркированной продукцией аптеке необходимо иметь терминал сбора данных со встроенным сканером штрих-кодов и подключением к интернету для интеграции с государственной информационной системой мониторинга.

Персонал аптеки должен в обязательном порядке пройти обучение правилам работы с маркированными товарами. Особое внимание уделяется сканированию штрих-кодов, регистрации товаров в системе мониторинга и информированию клиентов.

Минимальный ассортимент

Согласно законодательству, в каждой аптеке обязательно должны присутствовать определенные лекарственные средства и медицинские изделия. Это так называемый минимальный ассортимент.

В него входят жизненно необходимые и наиболее востребованные лекарства, перевязочные средства и медицинские изделия. Полный перечень утвержден приказом Минздрава.

Обязательный ассортимент в первую очередь включает доступные по цене анальгетики и жаропонижающие препараты (парацетамол, ибупрофен), средства для лечения простуды и кашля (ацетилцистеин, амброксол), антигистаминные и гипотензивные средства.

Также в перечне представлены растворы для инфузий, перевязочные средства, дезинфицирующие растворы для обработки ран, тест-полоски для определения сахара крови, шприцы и другие изделия медицинского назначения.

Кроме того, в каждой аптеке должны быть в наличии базовые безрецептурные препараты для лечения распространенных заболеваний: средства для коррекции функции желудочно-кишечного тракта, витамины и биологически активные добавки, глазные и назальные капли.

Не менее 5% ассортимента должны составлять лекарства и изделия медицинского назначения отечественного производства в целях импортозамещения.

Штрафы за отсутствие обязательного ассортимента

За несоблюдение требований к минимальному ассортименту аптеке грозит административный штраф:

  • от 5 до 10 тыс. рублей для должностных лиц;
  • от 30 до 50 тыс. рублей для юридических лиц.

Дополнительные товары для продажи

Помимо лекарственных препаратов, разрешена продажа некоторых дополнительных товаров, которые расширяют ассортимент и повышают рентабельность.

К таким товарам относятся медицинские изделия: предметы санитарно-гигиенического назначения (ватные палочки, марлевые салфетки), перевязочные средства (бинты, лейкопластыри), грелки, пузыри для льда.

Также разрешена продажа изделий медицинской техники, не требующей специального обучения и навыков в работе: тонометры, глюкометры, весы, ростомеры, ингаляторы, термометры и т.п.

В дополнение к основному ассортименту аптека может реализовывать биологически активные добавки, витамины, средства гигиены полости рта, косметические средства, минеральную воду и другие продукты.

Однако категорически запрещается торговля в аптеках продуктами, не имеющими отношения к фармацевтической и медицинской деятельности. К таким товарам относятся табачная и алкогольная продукция, ювелирные изделия, одежда, обувь и другие непрофильные группы.

Все реализуемые товары обязательно должны иметь соответствующие регистрационные удостоверения и сертификаты качества. За нарушения правил торговли предусмотрены штрафы.

Выкладка товаров

Дополнительные товары рекомендуется выкладывать на отдельных стеллажах, витринах или стойках, чтобы они не перекрывали основной ассортимент. Лекарственные препараты должны находиться в фокусе посетителя при входе.

Выкладка должна быть интуитивно понятной. Сопутствующие товары могут группироваться по разделам: профилактика, гигиена, медтехника, витамины и БАДы, детские товары и т. д.

Оформление заказов и доставка

Для привлечения дополнительных клиентов «что нужно чтобы открыть аптеку» рекомендуется организовать службу приема заказов по телефону с последующей курьерской доставкой или возможностью самовывоза.

Заказы принимает дежурный администратор или фармацевт. При оформлении заказа он уточняет у клиента перечень необходимых препаратов, их форму выпуска и количество, адрес и время доставки или визита за товаром.

Информация о заказе вносится в специальную электронную систему управления, где каждому заказу присваивается уникальный номер. Это позволяет в дальнейшем отслеживать статус исполнения заказа.

Для удобства клиентов рекомендуется разработать мобильное приложение для оформления онлайн-заказов или интегрировать функционал интернет-аптеки, если таковая имеется.

Курьерская доставка

Для доставки заказов необходимо наладить взаимодействие с транспортными (курьерскими) компаниями или содержать собственных курьеров.

Курьеры должны быть экипированы сумками-холодильниками, чтобы гарантировать соблюдение температурного режима при транспортировке препаратов.

Водители обязаны иметь опрятный внешний вид и вежливо общаться с клиентами. При вручении заказа курьер помогает клиенту проверить комплектность.

Обслуживание посетителей и консультации

Одна из главных задач персонала аптеки – качественное обслуживание посетителей. От профессионализма и вежливости сотрудников напрямую зависят продажи и лояльность клиентов.

Фармацевт или провизор проконсультирует покупателя о свойствах, показаниях, противопоказаниях, способе применения и хранения лекарственного препарата, а также о возможных побочных эффектах и взаимодействиях.

Особое внимание уделяется потребителям с хроническими заболеваниями, у которых часто возникают вопросы по поддерживающей терапии. Четкие рекомендации по применению препаратов помогут достичь лучших результатов лечения.

Каждый посетитель в аптеке должен получить исчерпывающую консультацию и чувствовать заботу о своем здоровье. Это ключ к успешным продажам и постоянному клиентскому трафику.

Важные нюансы обслуживания

Персонал обязан приветствовать каждого входящего посетителя и предложить помощь в выборе товара. Нельзя игнорировать или отвлекаться на посторонние дела в присутствии покупателей.

Работники аптеки должны следить за своим внешним видом, соблюдать правила гигиены. Опрятность и аккуратность внушают доверие и располагают к себе.

Бухгалтерия и налогообложение

Для ведения бухгалтерского и налогового учета в аптеке необходимо нанять бухгалтера или заключить договор с аутсорсинговой компанией. Бухгалтер будет вести учет товаров, расходов, доходов, отчитываться перед налоговой инспекцией.

Аптека платит налоги: открыть аптеку с нуля на прибыль, на добавленную стоимость, на имущество (если есть недвижимость). Расходы на аренду, зарплату, рекламу и другие можно учесть для уменьшения налогооблагаемой базы.

На УСН можно перейти, сколько стоит открыть аптеку если выручка за год не превышает 150 млн рублей, на ЕНВД — при обороте не более 1 млн рублей в месяц. Эти специальные режимы налогообложения позволяют платить меньше налогов.

  • Вести книгу учета доходов и расходов с разбивкой по месяцам и кварталам.
  • УСН: уплачивать налог 6% от доходов, 15% от разницы между доходами и расходами.
  • ЕНВД: платить вместо налогов на прибыль, имущество и НДС — 15% от вмененного дохода.

Реклама и продвижение аптеки

Открытие собственной аптеки - это ответственное решение, которое требует тщательной подготовки и планирования. Конкуренция в этой сфере высока, поэтому эффективная реклама и грамотное продвижение. Без этого ваш бизнес может не выдержать конкуренции

Перед тем, как разрабатывать рекламную стратегию и план продвижения, определите целевую аудиторию аптеки и ее уникальное торговое предложение (УТП). К примеру, вы планируете открыть доступную аптеку для пенсионеров или занимаетесь продажей органических препаратов и БАДов открыть аптеку с нуля. Подберите каналы коммуникации, интересные именно вашей целевой аудитории

Вот несколько способов продвижения аптеки:

  • Создание и продвижение сайта аптеки. Сайт будет полезен не только для онлайн-продаж, но и для привлечения клиентов в офлайн. Разместите на нем подробную информацию о товарах, услугах, ценах, акциях, способах оплаты и доставки
  • Контекстная реклама в поисковиках по запросам, связанным с лекарствами, витаминами, БАДами. Укажите в объявлениях адрес аптеки, чтобы привлечь клиентов, которые ищут, где купить нужный препарат
  • Таргетированная реклама в соцсетях. С помощью точного таргетинга можно показывать объявления людям, живущим рядом с аптекой или интересующимся здоровьем и фармацевтикой
  • Раздача листовок около поликлиник, больниц и других мест скопления целевой аудитории. Укажите в них адрес аптеки, часы работы, актуальные акции и скидки
  • Размещение рекламы на радио, особенно если вы нацелены на пожилых клиентов

Для продвижения аптеки также используйте сколько стоит открыть аптеку:

  • Участие в городских ярмарках здоровья с раздачей образцов товаров
  • Проведение офлайн-мероприятий: дней открытых дверей, мастер-классов, встреч с экспертами
  • Размещение рекламных материалов в подъездах и почтовых ящиках жилых домов поблизости
  • Сотрудничество с врачами: распространение визиток аптеки в клиниках, выдача скидочных карт по их рекомендации

Также эффективно использовать для продвижения в интернете:

  • Ведение аккаунтов аптеки в соцсетях с полезным контентом о здоровье и размещением постов о товарах и акциях
  • Размещение отзывов о товарах на тематических сайтах и форумах
  • Сотрудничество с медицинскими и фармацевтическими порталами: публикация статей от имени аптеки, размещение баннеров

Для оценки эффективности мероприятий по продвижению анализируйте такие показатели, как охват аудитории, переходы на сайт, звонки и посещения аптеки, конверсия в продажи. Корректируйте рекламную стратегию, опираясь на эти данные, и со временем вы найдете оптимальный набор каналов для привлечения целевых клиентов.

Комментарии