Что это такое - схоластика?
Схоластика - это направление в средневековой философии, которое ставило целью рациональное обоснование и систематизацию догматов христианской религии. Ее представители опирались на логику, рассудочные доводы и авторитет античных мыслителей для теоретического оправдания церковных догм.
Зародившись в 9-10 веках, схоластика достигла расцвета в 13 веке благодаря таким мыслителям как Фома Аквинский и Альберт Великий. Однако уже в 14 веке она пришла в упадок из-за чрезмерных абстракций и отрыва от реальности.
Истоки и этапы развития схоластики
Схоластика берет свое начало в поздней античной философии, в частности у неоплатоника Прокла. От него схоластика унаследовала стремление вывести ответы на все вопросы из авторитетных текстов, а также склонность к энциклопедизму и соединению мистицизма с рациональными построениями. Схоластика - это направление религиозной мысли, стремящееся рационально обосновать догматы веры.
Важную роль в становлении схоластики сыграла христианская патристика. Когда основные догматы церкви были сформулированы, возникла потребность в их систематизации и концептуализации при помощи философии. Схоластика период своего расцвета переживает в эпоху средневековья, в особенности в 9-14 веках, когда схоластическая мысль господствует в европейских университетах.
Впоследствии под влиянием гуманизма и Реформации схоластика приходит в упадок, однако в 19-20 веках переживает частичное возрождение в виде неосхоластики, которая пытается примирить религиозные догматы с достижениями науки и философии Нового времени.
Цели и методы схоластической философии
Схоластика как философское течение возникла в эпоху средневековья. Ее главной целью было теоретическое обоснование религиозных догматов. Для этого схоластики использовали философский метод, основанный на логических рассуждениях и ссылках на авторитеты. Схоластику иногда называли служанкой богословия, поскольку философия подчинялась интересам религии.
Основные методы схоластической философии:
- Логический анализ религиозных догматов и текстов.
- Дедуктивный метод: от общих положений к частным выводам.
- Ссылки на авторитеты (Аристотель, Августин).
- Использование силлогизмов в доказательствах.
- Стремление к систематизации богословских представлений.
Схоластика прошла в своем развитии несколько периодов:
Ранняя схоластика | 9-12 века |
Зрелая (высокая) схоластика | 13 век |
Поздняя схоластика | 14-15 века |
Расцвет схоластики в 13 веке
Тринадцатый век считается периодом расцвета схоластики как философского течения, целью которого было теоретическое обоснование догм христианства ("схоластика что это"). Именно в 13 веке схоластический метод преподавания и изучения богословия получил наибольшее распространение в европейских университетах.
Крупнейшими представителями схоластики 13 века были Альберт Великий и его ученик Фома Аквинский. Их философские воззрения оказали огромное влияние на развитие схоластической мысли в последующие столетия.
Альберт Великий (ок. 1200-1280) был одним из самых образованных людей своего времени. Он внес большой вклад в развитие естественных наук, логики и философии. Альберт стремился примирить аристотелевскую философию и христианское вероучение. Он разработал учение о двойственной истине: есть истины разума и истины веры, которые не противоречат, а дополняют друг друга.
Еще более влиятельной фигурой схоластики 13 века был Фома Аквинский (1225-1274). Он также стремился согласовать аристотелевскую философию и христианское богословие. Фома считал, что существует единая истина, к которой можно прийти как путем философских рассуждений, так и через божественное откровение. Вершина его философской системы – учение о Боге.
Аквинат разработал пять доказательств бытия Бога, наиболее известным из которых является доказательство от первопричины, или перводвигателя. Фома утверждал, что мир не мог возникнуть сам по себе, следовательно, должна существовать некоторая высшая сущность, которая все сотворила и поддерживает мировой порядок – это и есть Бог. Таким образом Аквинат логически обосновывал один из главных христианских догматов.
Благодаря авторитету Альберта Великого и Фомы Аквинского в 13 веке схоластический метод получает господствующее положение в преподавании богословия в европейских университетах. Схоластика оказала огромное влияние на всю средневековую философию и культуру.
Упадок схоластики в 14 веке
Если 13 век считается вершиной схоластики, то 14 век - временем ее упадка. Хотя схоластика как философское течение, нацеленное на обоснование христианских догм, продолжала существовать и в 14 столетии, ее влияние пошло на спад.
Одной из причин ослабления позиций схоластики стала критика со стороны номиналистов во главе с Уильямом Оккамом. Оккам подверг сомнению основные методы схоластической философии, в частности принцип реального существования общих понятий.
Еще одним ударом по авторитету схоластики стал Великий раскол христианской церкви в 1378 году. На фоне церковного кризиса схоластическая философия, тесно связанная с богословием, утратила былую убедительность.
В эпоху Возрождения схоластику подвергли резкой критике гуманисты. Они обвиняли схоластов в чрезмерном увлечении отвлеченными рассуждениями, отрыве от реальной жизни. Гуманистическая критика также нанесла ущерб авторитету схоластики.
Тем не менее, схоластическая традиция не прервалась и в 14-15 веках. Ее видными представителями в этот период были Жан Буридан, Уильям Оккам, Жан Герсон. Однако их философские воззрения уже значительно отличались от классической схоластики 13 века.
Таким образом, 14 век можно назвать временем упадка схоластики. Хотя она не исчезла как философское течение и продолжала развиваться, ее влияние на умы и образование пошло на спад. Схоластика потеряла былую убедительность и замкнулась в сфере узкопрофессиональных богословских штудий.
Влияние схоластики на средневековую культуру
Схоластика как философское течение, нацеленное на рациональное обоснование христианских догматов, оказала значительное влияние не только на богословскую мысль, но и на всю культуру средневековой Европы.
Во-первых, схоластическая методология глубоко проникла в систему образования. Схоластический метод преподавания господствовал в европейских университетах на протяжении нескольких столетий. Весь процесс обучения был ориентирован на изучение авторитетных текстов и логических рассуждений.
Во-вторых, схоластика повлияла на стиль мышления и аргументации эпохи. Любая научная или богословская работа строилась по схоластическим канонам - с обязательными ссылками на авторитеты, логическими доказательствами в форме силлогизмов, стремлением выстроить стройную систему положений.
В-третьих, схоластика наложила отпечаток на литературу и искусство средневековья. Широко использовались аллегории, умозрительные рассуждения, споры между персонифицированными понятиями или добродетелями - все это отражало влияние схоластических методов.
Однако со временем строгая схоластическая методология стала все больше довлеть над творческой мыслью. Уже в 14 веке появляется критика чрезмерного увлечения схоластов отвлеченными логическими построениями в ущерб живому знанию.
Таким образом, несмотря на издержки, роль схоластики в развитии средневековой науки и образования была в целом позитивной. Схоластический метод с его культом логики, требованием ясности, четкости и доказательности суждений способствовал формированию рационалистических тенденций в мышлении.
Критика схоластики гуманистами эпохи Возрождения
Схоластика как философское течение, нацеленное на теоретическое обоснование религиозных догм, подверглась резкой критике со стороны гуманистов эпохи Возрождения. Гуманисты обвиняли схоластику в излишнем рационализме, пренебрежении изучением реальной жизни.
Одним из первых выступил с критикой схоластики итальянский поэт и мыслитель Франческо Петрарка (1304-1374). Он писал, что схоластики излишне полагаются на разум человеческий вместо непосредственного познания окружающего мира. В схоластических трактатах, по мнению Петрарки, слишком много словесной эквилибристики.
Другой известный гуманист эпохи Возрождения Лоренцо Валла (1407-1457) критиковал неуместное, с его точки зрения, использование схоластами логических приемов в богословских спорах: «Они бросаются друг на друга с обнаженными силлогизмами, как будто речь идет о каких-то мирских вещах».
По мнению одного из виднейших философов итальянского Возрождения Джованни Пико делла Мирандолы, схоластика довела философию до полного бессилия своими бесплодными спорами по отвлеченным вопросам вроде сколько ангелов может поместиться на кончике иглы.
Наконец, выдающийся нидерландский гуманист Эразм Роттердамский в сатирическом произведении «Похвала Глупости» осмеял узкопрофессиональный схоластический жаргон ученых богословов: «Они изъясняются на таком варварском латинском языке, что, кажется, и сами не понимают, о чем толкуют».
Таким образом, с позиций новой гуманистической культуры Ренессанса сложившийся к тому времени схоластический стиль философствования представлялся чрезмерно догматичным, оторванным от реальности и скатившимся в словесные хитросплетения.
Возрождение схоластики в 19-20 веках (неосхоластика)
Несмотря на критику со стороны гуманистов эпохи Возрождения, схоластика как философское течение, нацеленное на рациональное обоснование христианских догм, не исчезла окончательно. В 19-20 веках происходит ее возрождение в форме неосхоластики.
Первыми неосхоластами считают немецких мыслителей Иоганна Баптиста Бальмеса (1810—1848) и Йозефа Клемана Дрезе (1827—1903). Они пытались возродить традиционные для схоластики подходы – опору на авторитет Откровения, логическое обоснование догматов – применительно к новым философским проблемам.
В последующие десятилетия неосхоластика получила широкое распространение среди католических мыслителей. Ее целью была защита христианской религиозной доктрины от набиравших силу светских философских течений – позитивизма, марксизма, экзистенциализма.
Ярким представителем неосхоластики 20 века был испанский философ и богослов Жак Маритен (1882—1973). Он утверждал примат философии над наукой в постижении высших истин. Маритен полагал, что истинная философия не может противоречить католическому вероучению.
Другим крупным неосхоластом был немец Йозеф Пипер (1883—1968). Он развивал идеи томизма – философского учения Фомы Аквинского. Пипер доказывал, что аквинатовская философия отвечает вызовам современности и может послужить прочным фундаментом для обновления католицизма.