Бизнес-план, как распланировать, чтобы фитнес клуб процветал
Открытие фитнес-клуба - перспективное направление бизнеса в сфере услуг. Все больше людей заботятся о здоровье и внешнем виде, готовы платить за качественные тренировки и комфортную атмосферу. Чтобы фитнес-клуб был успешным, нужно тщательно продумать концепцию, локацию, оборудование, маркетинг.
Анализ рынка фитнес-услуг
На сегодняшний день на отечественном рынке фитнес-услуг насчитывается порядка 3500 клубов. Однако большая часть объема фитнес-услуг сконцентрирована на рынках Москвы и Санкт-Петербурга. В других крупных городах-миллионниках ситуация значительно хуже, не говоря о городах с населением до 500 тыс. человек. В одной только Москве по ориентировочным данным действует более 900 заведений, оказывающих фитнес-услуги, 30% из которых приходятся на долю сетевых брендов.
- Крупнейшими игроками в данной области являются сети WorldClass, AlexFitness, Планета Фитнес, Orange Fitness, CityFitness и Физкульт.
- Как правило фитнес-клубы крупнейших сетевых игроков являются полноформатными фитнес-центрами бизнес и премиум-класса, с площадью более 1000 кв.м, с бассейном и т.д.
Они располагаются в отдельных зданиях, в спорткомплексах, бизнес и торговых центрах. Доля же несетевых фитнес-клубов составляет 65% от общего числа фитнес-клубов.
Среди преимуществ малых фитнес-клубов является: | Низкие начальные инвестиции |
Возможность арендовать помещение | |
Более низкие операционные расходы |
Анализ рынка фитнес-услуг в ценовом сегменте показал, что самым перспективным сегментом фитнес-индустрии является средний сегмент, насыщенность рынка в котором составляет 12%, в отличие от премиум (28%) и низкого сегмента (60%).
Выбор локации и помещения для фитнес-клуба
При выборе места для открытия фитнес-клуба важно учитывать несколько ключевых факторов. Во-первых, это наличие целевой аудитории и ее платежеспособность. Желательно, чтобы в радиусе 2-3 км от предполагаемого месторасположения фитнес-клуба проживало не менее 50 тысяч человек. Это позволит привлечь достаточное количество потенциальных клиентов.
Во-вторых, при выборе локации стоит проанализировать уровень конкуренции в этом районе. Наличие 1-2 фитнес-клубов не является критическим, так как «бизнес план фитнес клуба» предполагает ориентацию на целевую аудиторию со средним и ниже среднего уровнем дохода. К тому же наличие конкурентов свидетельствует об активном спросе на фитнес-услуги в этом районе.
- фитнес-клуб должен располагаться в спальных районах города с высокой плотностью населения;
- предпочтительно арендовать отдельно стоящее здание площадью около 200 кв.м;
- здание должно иметь удобный подъезд и парковку, желательно с отдельным входом.
При выборе конкретного помещения под фитнес-клуб важно обратить внимание на такие факторы, как возможность качественного ремонта и наличие коммуникаций, достаточных для обеспечения работы спортивного зала, раздевалок и душевых.
Параметр | Требование |
Площадь | 200 кв.м |
Высота потолков | Не менее 3 м |
Количество раздевалок | 2-3 на 10-15 человек каждая |
Перед подписанием договора аренды обязательно нужно изучить все коммуникации: централизованные или автономные системы вентиляции, отопления, водоснабжения и канализации. Это поможет избежать дополнительных расходов на проведение этих систем. Арендная плата не должна превышать 800 рублей за квадратный метр в месяц», - считает эксперт в области фитнес-индустрии Иван Петров.
Требования к площади и зонированию
При разработке бизнес плана фитнес клуба очень важно правильно определить необходимую площадь помещения и грамотно спланировать зонирование внутреннего пространства. Оптимальная площадь для фитнес-клуба формата «у дома» составляет около 200 кв.м. Это пространство позволяет организовать полноценный тренажерный зал, зону для групповых занятий, раздевалки и необходимые подсобные помещения. Такая площадь также дает возможность обслуживать комфортное количество клиентов без перегрузок в часы пик.
При планировании зонирования фитнес-клуба принято выделять следующие основные функциональные блоки:
- Тренажерный зал
Это основное помещение фитнес-клуба, где располагается необходимое силовое оборудование, кардиотренажеры и другие виды техники. Размер этой зоны должен составлять около 70% от общей площади фитнес-центра. В нашем случае оптимально выделить под тренажерку примерно 140 кв.м.
- Зона для групповых программ
Здесь обычно проводятся занятия йогой, пилатесом, танцами и другими групповыми направлениями. Комфортной площадью такого зала можно считать 35-50 кв.м с возможностью одновременных занятий 15-20 человек.
- Раздевалки
Необходимо обустроить как минимум 2 раздевалки общей площадью около 20 кв.м. Желательно предусмотреть индивидуальные шкафчики для хранения личных вещей посетителей.
- Душевые и санузел
Потребуется минимум 2 душевые кабины и 2 туалетные комнаты. Общая площадь санитарной зоны - примерно 12 кв.м.
- Холл и рецепция
Помещение на входе для встречи и регистрации посетителей. Здесь можно организовать небольшую зону ожидания. Площадь рецепции и холла - около 15 кв.м.
- Офис и подсобные помещения
Дополнительные служебные помещения для обеспечения работы персонала. Сюда входит офис, комната персонала, технические и подсобные помещения. Общая площадь этой зоны может составлять 15-20 кв.м.
Таким образом, мы рассмотрели основные требования по зонированию и выделили необходимые функциональные блоки для организации полноценной работы фитнес-клуба на площади около 200 кв.м. Правильное планирование пространства позволит эффективно использовать каждый квадратный метр и оптимизировать затраты на аренду помещения. Это также важная часть комплексной проработки бизнес плана фитнес клуба.
Дизайн и ремонт помещения под фитнес-клуб
После того как подобрано подходящее помещение, наступает важный этап подготовки к открытию фитнес-клуба - проведение ремонтных работ и воплощение дизайн-проекта. Грамотный подход к оформлению интерьера позволит создать уютную атмосферу для тренировок и привлечь целевую аудиторию.
Первым делом необходимо разработать технический проект реконструкции помещения с учетом бизнес плана фитнес клуб» и планировки функциональных зон, о которых мы говорили в предыдущем разделе. Это нужно как для согласования перепланировки, так и для расчета объемов предстоящих работ.
Основной задачей ремонтных работ является максимальная перепланировка пространства под нужды фитнес-клуба. Это подразумевает возведение перегородок, установку дверных проемов, замену напольного покрытия, отделку стен и потолка:
- Полы в зоне тренажерного зала должны выдерживать высокие нагрузки, поэтому рекомендуется укладка профессионального спортивного напольного покрытия.
- Стены необходимо подготовить под последующую отделку: заделать все неровности, провести грунтовку.
- Потолок должен быть ровным без сколов и трещин. По необходимости его шпаклюют и красят влагостойкой краской светлых тонов.
- Все электропроводка монтируется скрыто в подвесных конструкциях, устанавливаются светильники с люминесцентными лампами.
Параллельно с ремонтом ведется разработка дизайн-проекта интерьера. Главная задача дизайна в нашем случае - создание максимально комфортной и уютной атмосферы для тренировок. Рассмотрим основные аспекты:
- Цветовая гамма должна быть выдержана в светлых спокойных тонах: белый, бежевый, серый, нежно-голубой и другие.
- В отделке присутствуют натуральные материалы: дерево, камень, ротанг, хлопковые и льняные ткани.
- Дополнительный уют создают «живые» элементы: комнатные растения, аквариумы, фонтаны.
- Продумывается зонирования пространства с помощью различных приемов: цвет, освещение, мебель, материалы.
Отдельно стоит сказать про музыкальное сопровождение. Правильно подобранный музыкальный ряд с заданным темпом и ритмом может существенно улучшить качество тренировок. Также в холле фитнес-клуба желательно организовать зону отдыха с мягкой мебелью и журнальными столиками.
Необходимое спортивное оборудование и инвентарь
Важным этапом реализации «бизнес плана фитнес клуба» является оснащение помещения профессиональным спортивным оборудованием и инвентарем. Правильный подбор техники позволит обеспечить качественные и разнообразные тренировки для посетителей. Рассмотрим основные группы оборудования, необходимые для организации полноценной работы фитнес-клуба:
- Силовые тренажеры
Это основа оснащения тренажерного зала. Рекомендуется приобрести 8-10 многофункциональных тренажеров от проверенных производителей, таких как Matrix, LifeFitness, Precor. Оптимальным решением станут модели со сменными силовыми блоками, позволяющими задействовать разные группы мышц.
- Кардиотренажеры
Не менее важная часть оснащения зала. Рекомендуется иметь 5-7 единиц основных типов: беговая дорожка, велотренажер, эллиптический тренажер, гребной тренажер, степпер.
- Свободные веса и аксессуары
Для занятий со штангой и гантелями потребуется комплект из порядка 10-15 различных весовых плит, 2 грифа для штанги, гантели весом от 1 до 10 кг. Также необходимы коврики, скамьи, стойки для приседаний.
- Групповые программы и фитнес
Для проведения занятий потребуются йога-коврики, фитболы, степ-платформы, обручи, гимнастические палки, медболы разных размеров в количестве из расчета на группу до 20 человек.
- Дополнительное оборудование и инвентарь
Сюда входит оргтехника, мультимедийное оборудование, мебель для зоны рецепции и офиса, шкафчики в раздевалках, хозяйственный инвентарь, а также музыкальное и световое оснащение залов.
Ориентировочная стоимость оснащения тренажерного зала для нашего фитнес-центра площадью 200 м2 составляет 1,5-2 млн руб. При выборе поставщиков стоит отдавать предпочтение официальным дилерам ведущих фитнес-брендов, которые предоставляют гарантию и сервис.
Подбор персонала для фитнес-клуба
Успех реализации бизнес плана фитнес клуба напрямую зависит от профессионализма команды. Поэтому очень важно уделить пристальное внимание подбору персонала и отнестись максимально ответственно к этому процессу. Для полноценного функционирования фитнес-клуба требуются специалисты как минимум трех основных профилей:
- Административно-управленческий персонал
Это директор и менеджеры, отвечающие за стратегическое и оперативное управление фитнес-клубом. В задачи директора входит общее руководство, контроль финансово-хозяйственной деятельности, координация работы всех служб. Менеджеры осуществляют оперативное управление по различным направлениям.
На начальном этапе в штате достаточно иметь директора и менеджера по продажам для организации привлечения клиентов и контроля продаж.
- Инструкторы и тренеры
От их профессионализма напрямую зависит качество предоставляемых услуг. Штат инструкторов формируется исходя из количества групповых программ и планируемого расписания персональных тренировок.
Помимо специального образования, у инструкторов должен быть опыт работы в фитнес-индустрии. Тренер должен обладать не только теоретическими знаниями в области физиологии и спортивного питания, но и хорошими коммуникативными навыками.
- Обслуживающий персонал
В эту категорию входят администраторы, уборщики, рабочий по обслуживанию зала. Администраторы встречают посетителей, консультируют, оформляют клубные карты. Технический работник следит за исправностью оборудования.
Для обслуживающего персонала важны коммуникабельность, доброжелательность и внимательное отношение к клиентам.
Таким образом, для полноценного функционирования фитнес-клуба требуется штат квалифицированных специалистов разных направлений. Грамотный подход к формированию и обучению команды является залогом успешной реализации «бизнес плана фитнес клуба» и обеспечения высокого качества предоставляемых услуг.
Маркетинг и продвижение фитнес-услуг
Для продвижения фитнес-клуба «у дома» наиболее эффективными инструментами маркетинга являются: сарафанное радио, специальные мероприятия для клиентов клуба, интернет-маркетинг и социальные сети.
- «Сарафанное радио» - самый дешевый и результативный способ. Но зависит от качества сервиса в клубе.
- Периодические праздники повышают лояльность клиентов. Чаще чем раз в 2 месяца проводить не стоит.
- В интернете нужны сайт и аккаунты в соцсетях. Обновлять контент, вести диалоги с подписчиками.
Для привлечения новых и удержания старых клиентов очень эффективна программа «Пригласи друга» с вознаграждениями для участников. Важно понимать, что удержать клиента гораздо выгоднее, чем найти нового. Поэтому ключевая стратегия – высокий уровень обслуживания и лояльного отношения персонала.
Способы увеличения прибыли фитнес-клуба
Существует несколько эффективных способов повысить доходность фитнес-клуба без значительных вложений.
- Введение новых видов абонементов. Например, студенческие карты или абонементы только на выходные.
- Развитие корпоративных продаж. Можно предлагать компаниям оплату абонементов для сотрудников.
Также доходность повышают:
- Постоянное обучение тренеров новым направлениям, чтобы расширять расписание.
- Внедрение персональных тренировок с тренером.
- Дополнительные платные услуги: массаж, косметология.
Бизнес план фитнес клуба должен предусматривать такие возможности увеличения прибыли. Это поможет нарастить клиентскую базу и доходы.
Расчет инвестиций в открытие фитнес-клуба
Для открытия фитнес-клуба потребуются первоначальные инвестиции на следующие цели:
- Аренда и ремонт помещения площадью около 200 кв.м. Оптимальная ставка аренды - 800 руб./кв.м. Ремонт обойдется примерно в 5 000 руб./кв.м.
- Приобретение спортивного инвентаря и оборудования. Например: беговых дорожек, велотренажеров, силовых тренажеров, гантелей, штанг, степ-платформ.
- Мебель и элементы интерьера. Например: ресепшн, диваны, кресла, столики, светильники, картины, цветы.
Также потребуются средства на оплату труда персонала в течение нескольких месяцев до выхода на самоокупаемость.
- Зарплата управляющего.
- Зарплата администраторов и тренеров.
- Выплаты и отчисления по заработной плате.
На начальном этапе потребуются вложения в маркетинг и рекламу для привлечения первых клиентов и запуска «сарафанного радио». Позднее эти статьи расходов можно будет оптимизировать. Бизнес план фитнес клуба должен точно рассчитывать объем необходимых инвестиций с разбивкой по всем вышеперечисленным и другим статьям затрат на открытие.
Прогноз продаж и доходов фитнес-клуба
Для успешного функционирования фитнес-клуба важно составить точный прогноз продаж и доходов. Это позволит заранее спланировать необходимые инвестиции, рассчитать окупаемость проекта и рентабельность бизнеса.
- Анализ спроса и конкурентной среды в выбранном сегменте фитнес-услуг
- Разработка ценовой политики и ассортимента предлагаемых абонементов с учетом потребностей целевой аудитории
- Расчет количества потенциальных клиентов исходя из численности населения и уровня проникновения фитнес-услуг в регионе
Для прогнозирования продаж можно использовать методику, учитывающую сезонные колебания спроса. Например, летом наблюдается значительный отток клиентов фитнес-клубов.
Показатель | 1 квартал | 2 квартал | 3 квартал | 4 квартал |
Количество новых клиентов | 80 | 60 | 40 | 100 |
Отток клиентов | 20% | 15% | 30% | 25% |
Доход фитнес-клуба бизнес план фитнес клуба складывается из продажи абонементов и предоставления дополнительных услуг.
Окупаемость бизнеса и его рентабельность
При разработке бизнес плана фитнес клуба важно рассчитать срок окупаемости проекта и его рентабельность. Это позволит оценить экономическую эффективность открытия фитнес-клуба.
- Срок окупаемости - это период времени, за который первоначальные инвестиции в проект будут возмещены за счет прибыли от продаж
- Рентабельность показывает отношение прибыли к затратам, то есть эффективность использования вложенных в бизнес средств
Для расчета окупаемости используются данные о ежемесячных расходах и доходах фитнес-клуба. К примеру, для фитнес-клуба площадью 200 кв.м точка безубыточности может быть достигнута на 3 месяц работы.
Показатель | Значение |
Первоначальные инвестиции | 1 730 000 руб. |
Средняя ежемесячная прибыль | 155 000 руб. |
Срок окупаемости | 12 месяцев |
Рентабельность бизнеса рассчитывается как отношение среднегодовой прибыли к объему первоначальных инвестиций. Для фитнес-клуба этот показатель может составлять около 15-20%.