Платья 19 века: элегантность и шарм ушедшей эпохи
Мода и костюмы 19 века отличались особой элегантностью и изяществом. Это была эпоха бальных платьев, кринолинов, корсетов и шляпок. Дамы того времени выглядели как изысканные фарфоровые статуэтки. В этой статье мы рассмотрим основные тенденции женской и мужской моды 19 столетия, поговорим о самых популярных фасонах платьев и костюмов. Узнаем, из каких материалов шили одежду, какие аксессуары были неотъемлемой частью гардероба.
Истоки моды 19 века
Мода 19 века берет свое начало в эпохе ампира начала столетия. Под влиянием растущего интереса к античной культуре в женском костюме стали преобладать высокая талия, расклешенные юбки и легкие струящиеся ткани. В 1810-1820-х годах, в эпоху романтизма, силуэт стал более женственным, с акцентом на талии. Популярными были платья с глухим воротом и длинными узкими рукавами.
В 1830-е годы наступило время бидермейера - «домашнего стиля», характеризующегося удобством и практичностью. В моде были пышные рукава, небольшой объем юбки на жестких каркасах. В 1840-х бидермейер сменился романтизмом с его огромными рукавами «жиго» и начинающимся расширением юбок.
1850-1860-е годы ознаменовались триумфом кринолина - обручей для создания пышных силуэтов. Женские платья 19 века приобрели огромный объем юбок в сочетании с облегающим лифом. В 1870-х кринолин вытеснила турнюр - каркас сзади юбки. В конце века силуэт трансформировался в форму песочных часов благодаря корсетам и нижним юбкам на жестких каркасах.
- Ампир (начало века) - высокая талия, легкие струящиеся ткани
- Романтизм - женственный силуэт, глухой ворот, длинные рукава
- Бидермейер - пышные рукава, небольшой объем юбки
- 1850-е - триумф кринолина, огромные юбки
- 1870-е - турнюр сзади юбки, силуэт «песочные часы»
Женские платья 19 века различались по назначению - повседневные, для прогулок, балов. Особое значение имели цвет и ткани в зависимости от сезона и времени суток. Этим регламентировались фасоны и декор.
Основные стили в женской моде
В 19 веке произошли кардинальные изменения в женской моде. Появилось множество разнообразных стилей и силуэтов платьев 19 века, отражавших дух определенных эпох:
- Ампир (около 1800-1820 гг.) ознаменовал возвращение к античным традициям. Платья были прямого свободного кроя с высокой талией под грудью и коротким рукавом. Для пошива использовались легкие ткани белого цвета.
- Романтизм (1820-1840-е гг.) диктовал женственные силуэты с подчеркнутой линией талии. Популярны были платья с воротниками, длинными рукавами-фонариками, глубоким декольте. Юбки слегка расклешенные.
- В эпоху бидермейера (1830-1840-е гг.) акцент делался на комфорт и практичность. Платья шились из хлопковых тканей, их отличали пышные рукава, узкие юбки на жестких каркасах.
- Кринолин (1850-1860-е гг.) привнес радикальное увеличение объема юбки за счет обручей. Платья 19 века имели гротескно пышные силуэты в сочетании с облегающим корсетом и узкими рукавами.
- В 1870-х годах кринолин сменил турнюр - каркас сзади юбки. Силуэт стал более соблазнительным, с узкой талией и пышными бедрами. Завершился век стилем модерн с характерным силуэтом «песочные часы».
Мужская мода периода
Мужская мода 19 века отличалась элегантностью и изысканностью. Джентльмены носили многослойные костюмы из дорогих тканей, которые подчеркивали их социальный статус. Популярными были пиджаки, жилеты, брюки и фраки.
Популярные ткани и материалы для платья 19 века
Одежда 19 века отличалась разнообразием используемых тканей. Благодаря промышленной революции появилось много новых материалов, которые активно применялись в моде того времени:
- Шелк. Этот натуральный материал очень ценился за свою роскошь и красоту. Из шелка шили как повседневные, так и вечерние платья.
- Бархат. Мягкий и приятный на ощупь материал использовался для изготовления платьев, пальто, жакетов.
- Атлас. Гладкий блестящий атлас часто можно увидеть на сохранившихся платьях 19 века.
Помимо традиционных тканей появились и новые. Например, тафта – плотная шелковая ткань с характерным сиянием. Из тафты шили как повседневные наряды, так и бальные платья.
Хлопок | Легкий, практичный и гигроскопичный материал для повседневной одежды. |
Лен | Использовался главным образом для пошива нижнего белья и рабочей одежды. |
Кроме того, в ходу были кружево, твил, фланель, батист и другие материалы. Их выбор зависел от назначения наряда, времени года и достатка его владельца. Богатые дамы предпочитали натуральный шелк и кружево, бедные – хлопок и лен.
Кринолины, корсеты и аксессуары
Наряды 19 века немыслимы без таких конструктивных элементов, как кринолины и корсеты. Кринолин представлял собой каркас из упругих обручей или проволоки, формирующий нужный силуэт юбки. Он появился в 30-х годах и быстро стал неотъемлемой частью платья 19 века для светских дам.
Существовало несколько разновидностей кринолина:
- Панье – маленький кринолин для придания объема ягодицам и бедрам.
- Кринолет – полукруглый каркас наподобие нижней юбки, который надевался сверху на дополнительные юбки для объема.
- Турнюр – проволочный каркас в форме полусферы, который крепился сзади для создания выпуклости.
Викторианский корсет имел жесткую конструкцию из китового уса, стальных реек или дерева и плотно облегал торс, формируя модную талию осиной точки. Дизайн корсета менялся вместе с тенденциями моды. Например, в 1840-х требовалась высокая, заостренная грудь, а в 1870-х – плоская грудная клетка.
Довершали женский наряд аксессуары. Например, лорнетка на руке, шляпка с богатым украшением из перьев и цветов, веер, муфта, зонтик и т.д. Их подбирали в тон платью.
Расцвет бальных платьев
19 век ознаменовался расцветом балов и светских раутов, поэтому особое внимание уделялось бальным туалетам. Их отличали роскошные ткани, изысканные фасоны и богатое украшение. Платье 19 века для бала должно было производить сильное впечатление и подчеркивать статус хозяйки.
Мода на определенный силуэт и декор бальных платьев менялась довольно часто. Например, в 1830-1850-х годах в тренде были пышные юбки, кринолины, обилие кружев, рюшей и воланов. А в 1890-х появился прямой силуэт с фокусом на декоративном оформлении декольте.
- В начале века актуальными были платья в греческом и ампирном стиле из легких прозрачных тканей.
- В 1820-30-х в тренд вошли платья с высокой талией, открытым декольте и пышными рукавами.
- В 1850-1860-х годах носили роскошные платья с гигантскими юбками от кринолинов, обилием вышивки, кружев, оборок.
Цветовая гамма тоже варьировалась. Были популярны как нежные пастельные тона, так и насыщенные цвета в тон драгоценным камням – сапфировый, изумрудный, рубиновый.
Свадебная мода века
Свадебный наряд 19 века отличался особой торжественностью и роскошью. Как правило, на создание платья для невесты не жалели ни средств, ни времени – ведь этот день был самым важным в ее жизни.
В первой половине столетия популярным был силуэт с высокой талией и пышной юбкой. Платья шили из белой ткани, чаще всего атласа или шелка, и обильно украшали кружевом. Поверх накидывали фату – легкое прозрачное покрывало до пола.
С 1860-х годов в моду вошел силуэт «русалка» со струящейся юбкой без кринолина. Фата также стала более воздушной. Часто ее делали с вышитыми цветочными мотивами. Свадебный наряд дополнял флердоранж – цветочная композиция в волосах невесты.
Подвенечное платье 19 века имело длинный шлейф, вышитый по подолу символичными мотивами, например лилиями, розами или пшеничными колосьями – на счастье и плодородие.
Детская одежда того времени
В викторианскую эпоху детская мода копировала одежду взрослых в уменьшенном масштабе. Мальчиков с пеленок одевали как мужчин – в рубашки, костюмчики и жилеты. А девочки носили платьица, сшитые по образцу женских нарядов.
Для малышек до года шили длинные платья со шлейфом – пеленальные или укороченные. Их шили из хлопка или льна и отделывали кружевом. Поверх надевали короткие накидки или шушуны с кринолином для объема юбки.
Девочки постарше носили платья с оборками, воланами, кружевными вставками. Их делали из плотных хлопковых и шерстяных тканей преимущественно темных тонов. Зимой верхним слоем служили пелерины, шубки или пальто.
Подростки носили уже взрослые платья 19 века, только более скромного фасона и отделки. Для занятий спортом девочкам шили блузы с юбками-шароварами. А в рабочие дни можно было надеть простое хлопковое платье.
Уход за нарядами той эпохи
Роскошные платья 19 века требовали тщательного ухода и периодического ремонта. Ведь в те времена не было стиральных машин и синтетических тканей, а многие элементы одежды со временем приходили в негодность.
- После каждого ношения платье необходимо было тщательно проветрить и почистить щеткой от пыли. Пятна лучше всего удалялись свежим лимонным соком. А для придания блеска шелковые и бархатные изделия протирали спиртом на тальке.
- Если к платью прилипали соринки или ворсинки, их аккуратно убирали бритвой. Пуговицы, крючки и кнопки периодически подклеивали, чтобы они не отрывались. А растянутые резинки на поясах замачивали в уксусе для восстановления эластичности.
- Для стирки большинства платьев использовали теплую мыльную воду. А вот шелк, бархат и атлас стирали в холодной воде с добавлением спирта, чтобы не испортить фактуру. Сушка происходила в разложенном виде, без складок, вдали от огня.
Влияние моды на общество
Мода 19 века оказала колоссальное влияние на жизнь того времени, диктуя не только стиль одежды, но и ритм жизни высшего сословия. Роскошные балы, рауты, прогулки в парках и посещения опер служили поводом выйти в свет в новом наряде по последней моде.
Женщины вынуждены были тратить значительную часть времени и средств на пошив платьев, следя за сменой актуальных фасонов и тенденций. А девушки с детства готовили приданое – десятки изысканных нарядов, чтобы блистать после замужества на балах и раутах.
Пышные платья 19 века диктовали особую манеру движений – плавную походку мелкими шагами и осторожные наклоны корпуса. А узкие корсеты влияли даже на дыхание и осанку дам. Ради красоты приходилось идти на жертвы.
Но главное, что эпоха породила поистине великолепную моду, оставившую неизгладимый след в истории. И сегодня роскошные наряды прошлого вдохновляют дизайнеров на создание новых шедевров.
Наследие 19 столетия
Мода 19 века оказала огромное влияние на развитие моды последующих столетий. Элегантные платья с пышными юбками и узкой талией по-прежнему ассоциируются с той романтической эпохой. Платье 19 века до сих пор остается эталоном женственности и шарма.
Многие элементы дамского гардероба зародились именно в 19 веке. Кринолины, корсеты, перчатки, зонтики, веера, шляпки – все эти аксессуары пришли в моду в это время. Также появились пеньюары, халаты и домашние платья.
Влияние 19 века прослеживается в современных свадебных нарядах. Пышные юбки, кружева, газовые ткани – все это напоминает о платьях той эпохи. Даже в детской одежде есть элементы, заимствованные из моды 19 столетия – банты, оборки, кружева.
Женские платья 19 века по-прежнему популярны как источник вдохновения для дизайнеров. Реплики старинных моделей можно встретить в коллекциях многих модных домов. А в музеях регулярно проводятся выставки, посвященные моде того периода.
Интересные факты
Мода 19 века была очень экстравагантной, особенно в верхних слоях общества. Аристократки старались выделиться яркими и необычными нарядами. Вот некоторые любопытные факты о платьях 19 века:
- Самое широкое платье с кринолином, зафиксированное в истории, имело диаметр 7 метров. Его владелица едва могла пройти в двери.
- Некоторые модницы носили платья весом до 40 кг из-за многослойных нижних юбок и обилия декора.
- Существовали специальные «уловители для юбок» - крючки, которые крепились к ножке стола, чтобы дамы могли поднять и зафиксировать свои широкие юбки во время еды.
- Вышивкой и декором платьев часто занимались вручную по 12-16 часов в день. Некоторые мастерицы даже теряли зрение из-за такой кропотливой работы.
Кринолины позволяли создавать очень объемные юбки. Но неудобство таких нарядов привело к тому, что со временем юбки становились все уже. К концу 19 века мода перешла к узким длинным юбкам.
- Из-за опасности возгорания от открытого огня женщинам запрещалось носить кринолины в театрах, церквях и других общественных местах. На их смену пришли более компактные турнюры.
- Высокий воротник, закрывавший шею, появился не только ради моды, но и из практичности. Он позволял скрыть следы от корсета, который часто врезался в кожу и оставлял раны.
- С развитием транспорта и увеличением количества экипажей появились специальные «экипажные платья». Они отличались более простым кроем, чтобы удобно разместиться в карете.
- Во второй половине 19 века зародилась мода на активный образ жизни. Для верховой езды и прогулок стали шить более практичные костюмы с юбками-колоколами.
Под наружную юбку надевали до 6-8 нижних. Каждая следующая юбка была шире предыдущей. Самая верхняя могла иметь обхват более 6 метров.
Где посмотреть или приобрести реплики
Платья 19 века по-прежнему привлекают внимание ценителей исторической моды. Во многих музеях регулярно проходят тематические выставки с образцами платьев той эпохи. А в специализированных магазинах и ателье можно заказать точную копию платья 19 столетия.
- В России интересные коллекции исторической одежды можно увидеть в Государственном историческом музее, музее-заповеднике Царское Село, Эрмитаже, музее моды Санкт-Петербурга. Там регулярно проходят тематические выставки с образцами дамских и мужских костюмов 19 века.
- В Москве стоит посетить музейно-выставочный комплекс «Усадьба купцов Лазаревых» и музей А.В. Щусева. В их экспозициях представлено множество подлинных нарядов и аксессуаров моды того времени.
- За рубежом одним из лучших мест для знакомства с модой 19 столетия считается Музей Виктории и Альберта в Лондоне. Там регулярно проходят выставки с образцами исторических костюмов и интересные лекции на эту тему.
- Если вы мечтаете оригинально одеться в стиле 19 века, обратитесь в специализированные ателье исторического костюма. Там вам смогут сшить реплику платья или костюма по вашим параметрам из подходящих тканей с ручной отделкой.
- В Москве и в Санкт-Петербурге есть несколько мастерских, где шьют реплики исторических костюмов на заказ.
- Также реплики платьев 19 века можно приобрести в специализированных интернет-магазинах винтажной одежды.