Индивид становится личностью в процессе социализации: тонкие аспекты процесса
Социализация - это процесс усвоения человеком знаний, норм и ценностей того общества, к которому он принадлежит. В результате этого процесса из биологического индивида формируется социальная личность.
На протяжении жизни человек проходит первичную и вторичную социализацию. Первичная происходит в детстве и юности, когда закладываются базовые социальные установки. Вторичная охватывает последующие этапы жизни, связанные с вхождением в новые социальные группы.
Важную роль в социализации играют семья, школа, СМИ, референтные группы и др. Они транслируют образцы поведения, принятые в данном обществе. Так индивид усваивает социальные нормы и приобретает качества полноценной личности.
Различие понятий индивид и личность
Индивид - это отдельно взятый представитель человеческого рода с уникальным набором биологических и психологических характеристик. Личность же формируется в процессе социализации, когда индивид усваивает социальные нормы, роли, ценности общества. Таким образом, индивид становится личностью в процессе социализации.
Если индивид обладает врожденными качествами, то личность приобретает социально значимые черты в результате воспитания и обучения. Можно сказать, что индивид - это природное начало, биологическое существо, а личность - социальное существо, продукт культурно-исторического развития общества. Так человек становится личностью в процессе социализации, усваивая социальный опыт, нормы и ценности.
- Индивид - биологическое существо с врожденными свойствами.
- Личность - социальное существо, сформировавшееся в процессе социализации.
Понятия «индивид» и «личность» тесно взаимосвязаны. Без индивида как биологического существа не может сформироваться личность. В то же время только став личностью, индивид реализует свой человеческий потенциал и становится полноправным членом общества.
Этапы процесса социализации человека
Процесс социализации, в котором индивид становится личностью, можно разделить на несколько этапов. Первый этап - младенчество и раннее детство. На этом этапе закладываются базовые модели поведения, формируется доверие или недоверие к окружающему миру. Важную роль играет семья.
Следующий важный этап социализации - дошкольный и школьный возраст. В этот период ребенок активно познает мир, усваивает гендерные роли, учится выстраивать отношения с ровесниками, педагогами, взрослыми. Формируется самосознание и самооценка.
Еще один важный этап - подростковый возраст. В этот период происходит активный поиск идентичности, складываются мировоззренческие взгляды, формируются жизненные планы и цели. Подросток может испытывать конфликт между стремлением к независимости и потребностью в поддержке взрослых.
Следующий этап социализации связан с юностью и началом самостоятельной жизни. Молодые люди получают профессиональное образование, начинают трудовую деятельность, создают собственные семьи. Происходит активная интеграция во взрослую жизнь.
Наконец, в зрелом возрасте человек полностью реализует свой социальный и профессиональный потенциал. Однако социализация продолжается на протяжении всей жизни по мере усвоения новых социальных ролей, норм, ценностей. Таким образом индивид постоянно развивается как личность.
- Младенчество и раннее детство
- Дошкольный и школьный возраст
- Подростковый возраст
- Юность
- Зрелость
Первичная и вторичная социализация
В процессе социализации, когда индивид становится личностью, выделяют первичную и вторичную стадии. Первичная социализация происходит в раннем детстве. Ее основные агенты - члены семьи, особенно родители. Именно они закладывают базовые ценности и нормы, учат ребенка основам культуры и правилам общения.
Вторичная социализация охватывает более поздние периоды жизни человека. Ее агентами выступают различные социальные институты вне семьи - школа, СМИ, группы сверстников, религиозные и общественные организации и др. На этом этапе индивид продолжает усваивать более сложные социальные нормы и осваивать новые социальные роли помимо семейных.
Таким образом, в ходе первичной социализации закладывается фундамент личности, формируются базовые модели поведения и взаимодействия с социумом. А вторичная социализация обеспечивает дальнейшее развитие человека как полноправного члена общества в течение всей последующей жизни. Оба вида социализации необходимы, чтобы индивид успешно стал личностью.
- Первичная социализация в раннем детстве, роль семьи
- Вторичная социализация в более поздние периоды жизни, роль социальных институтов
Роль семьи и ближайшего окружения
Семья играет ключевую роль в первичной социализации индивида, когда он только начинает становиться личностью. Именно в семье ребенок получает первый опыт социального взаимодействия, усваивает роли, нормы и ценности своей культуры. Родители, братья и сестры, а также близкие родственники являются для ребенка первыми и важнейшими агентами социализации.
В зависимости от типа семейного воспитания (авторитарный, демократический, попустительский, индифферентный) у ребенка формируются определенные модели поведения и черты характера. Теплые эмоциональные отношения с родителями, удовлетворение базовых потребностей в любви и безопасности помогают выработать у ребенка доверие, уверенность в себе, что является важной основой для дальнейшей социализации.
Кроме того, в семье ребенок учится выстраивать отношения с другими людьми: проявлять любовь, заботу, уважение, сопереживание. Осваивает конструктивные способы разрешения конфликтов. Усваивает традиции, ценности, жизненные приоритеты своих близких. Так благодаря влиянию семьи индивид постепенно становится личностью.
Помимо членов семьи, на ребенка оказывают влияние и другие люди из ближайшего окружения. Это могут быть родственники (бабушки, дедушки, тети, дяди), соседи по дому, воспитатели и няни. Общение с ними расширяет социальный кругозор и жизненный опыт ребенка, помогает развитию разных сторон личности. Так благодаря семье и близким людям индивид плавно интегрируется в общество.
- Родители и другие члены семьи - первые агенты социализации
- Семейное воспитание влияет на формирование личности
- В семье ребенок учится выстраивать отношения с людьми
- Ценности и традиции семьи усваиваются ребенком
- Влияние других родственников и знакомых
Влияние школы и образования
Школа играет значимую роль в процессе социализации ребенка, когда индивид становится личностью. С поступлением в школу расширяется круг общения ребенка, формируются навыки учебной деятельности, усваиваются нормы поведения в коллективе. Учителя и одноклассники становятся важными агентами социализации наряду с семьей.
В процессе школьного обучения и воспитания ребенок получает знания об окружающем мире, культуре, истории, нормах общества. Усваивает навыки межличностного общения со сверстниками и взрослыми. Учится подчинять свои интересы интересам группы, достигать общих целей. Так формируются такие важные социальные качества личности как коллективизм, уважение к старшим, дисциплинированность, стремление к знаниям.
Через содержание учебных программ и поведение педагогов ребенок приобщается к господствующей в обществе системе ценностей, идеалам, социальным нормам. Таким образом, школа играет важную роль в успешной социализации подрастающего поколения, помогая индивиду вырасти в полноценную личность.
- В школе расширяется круг общения ребенка
- Формируются навыки учебной деятельности
- Усваиваются нормы поведения в коллективе
- Ребенок получает знания о мире и культуре общества
- Формируются социально-значимые качества личности
Значение СМИ и медиасреды
На процесс социализации индивида, когда он становится личностью, активно влияют средства массовой информации и медиасреда. Телевидение, печатные СМИ, интернет, социальные сети транслируют образцы поведения, стереотипы, ценности и жизненные установки. Особенно сильно это влияние в подростковом и юношеском возрасте.
Благодаря СМИ и интернету расширяется кругозор человека, он получает представление о мире, новостях, культурных и научных достижениях общества. Усваивает господствующие нормы и ценности с помощью трансляции киногероев, медийных лиц, инфлюенсеров. Одновременно в медиапространстве широко распространены стереотипы и предубеждения. Так что СМИ и медиасреда могут как позитивно, так и негативно влиять на социализацию личности.
- СМИ и интернет транслируют образцы поведения
- Расширяют кругозор и знания о мире
- Транслируют господствующие ценности и нормы
- Могут нести и позитивное, и негативное влияние
Референтные группы в социализации
В подростковом и юношеском возрасте, когда индивид становится личностью, велика роль референтных (референтных) групп в социализации человека. Референтная группа - это группа, ценности, мнения и оценки которой человек разделяет и которые оказывают значимое влияние на его поведение.
В качестве референтных чаще всего выступают неформальные группы сверстников - друзья, одноклассники, сокурсники, тусовки по интересам. Подросток или юноша стремится быть похожим на значимых для него людей, перенимает их стиль поведения, манеру общения, увлечения, ценности. Это помогает ему найти свою идентичность и интегрироваться во взрослую жизнь.
В то же время влияние референтной группы может иметь и негативные последствия: вовлечение в асоциальные компании, увлечение алкоголем, наркотиками, противопоставление себя обществу. Поэтому важно, чтобы у подростка были позитивные примеры для подражания среди близких людей.
- Референтная группа оказывает значимое влияние на подростка
- Чаще всего это группы сверстников неформального общения
- Подросток перенимает ценности и стиль поведения группы
- Влияние может быть как позитивным, так и негативным
Гендерные аспекты социализации
Социализация мальчиков и девочек проходит по-разному. С самого рождения детей воспитывают в соответствии с гендерными стереотипами: мальчикам дарят машинки и учат драться, девочек одевают в платьица и учат заботиться о других. Так формируются разные модели поведения.
В школе гендерные различия в социализации проявляются в выборе кружков, хобби, друзей. Мальчики чаще выбирают точные науки, спорт, компьютерные игры; девочки - гуманитарные предметы, творчество, общение. Это влияет на дальнейший профессиональный выбор.
Во взрослой жизни социальные роли мужчин и женщин традиционно различаются: мужчины чаще занимают руководящие должности и обеспечивают семью материально, а на женщин ложится бо́льшая часть домашних обязанностей и забота о детях. Однако гендерные стереотипы постепенно нивелируются, и женщины получают больше возможностей для самореализации в профессиональной сфере.
Таким образом, гендерные аспекты социализации во многом определяют жизненный путь и возможности самореализации мужчин и женщин. Преодоление устаревших стереотипов открывает новые горизонты для представителей обоих полов.
Возрастные особенности социализации
Социализация человека происходит на протяжении всей жизни, однако каждый возрастной период имеет свои особенности. Условно можно выделить несколько этапов возрастной социализации.
1. Младенчество и раннее детство (0-3 года). В этот период закладываются базовые навыки, необходимые для дальнейшего развития личности - речь, ходьба, взаимодействие с окружающими. Ребенок познает мир и усваивает нормы поведения через общение с родителями и другими близкими.
Основные агенты социализации в этом возрасте - семья, детский сад. Именно в раннем детстве индивид становится личностью в процессе социализации.
2. Дошкольный и младший школьный возраст (3-10 лет). Расширяется круг общения ребенка за счет сверстников, педагогов. Формируются коммуникативные навыки, усваиваются социальные нормы. Ребенок учится взаимодействовать в группе, подчиняться требованиям, осваивает новые социальные роли ученика, товарища.
Ключевые институты социализации - семья, школа, группы сверстников. Также важную роль играют СМИ и досуговые учреждения (кружки, секции).
3. Подростковый и ранний юношеский возраст (11-18 лет). Этот этап отличается бурными психофизиологическими изменениями и поиском своей идентичности. Подросток остро реагирует на оценки окружающих, стремится найти свое место в социуме. Возрастает роль групп сверстников.
Институты социализации: семья, школа, уличные компании и неформальные молодежные объединения, субкультурные сообщества в интернете. Происходит активное усвоение ценностей, норм и образцов поведения референтных групп.
4. Юношеский возраст и ранняя взрослость (18-25 лет). Продолжается активный поиск идентичности. Идет освоение самостоятельных социальных ролей: профессиональной, супружеской, родительской.
Основные агенты социализации: семья, супружеские отношения, учебные и трудовые коллективы, молодежные субкультуры и движения, средства массовой информации и интернет.
5. Взрослый возраст (25-65 лет). В этом возрасте сформировавшаяся личность переходит к самореализации в профессии, семейных и общественных отношениях. При необходимости может происходить ресоциализация - переосмысление ценностей и поведенческих моделей.
Основные агенты: трудовые и профессиональные коллективы и объединения, семья, СМИ, политические и религиозные институты.
Таким образом, каждый возрастной этап имеет свои особенности в процессе социализации индивида. Становление личности происходит путем постепенного освоения социальных ролей и норм, ценностей общества с раннего детства до глубокой старости.
Социализация в трудовых коллективах
Трудовой коллектив играет важную роль в социализации взрослого человека. Именно здесь происходит усвоение профессиональных норм, навыков, ценностей той или иной профессии. Кроме того, коллектив формирует определенные поведенческие паттерны и коммуникативный стиль.
Процесс социализации новичка в трудовом коллективе включает несколько этапов:
- Адаптация. На этом этапе сотрудник знакомится с организационной культурой, правилами и нормами компании, осваивает свои должностные обязанности. Успешность адаптации во многом определяет дальнейшую трудовую мотивацию и лояльность сотрудника.
- Идентификация. Работник принимает ценности, цели, стандарты коллектива, начинает ощущать свою принадлежность к нему. Формируется чувство «мы» по отношению к коллегам по работе.
- Интеграция. Полноценное включение в социальные и производственные процессы коллектива. Индивид обретает определенный статус и роль в команде.
- Идентичность. Работник отождествляет себя с профессиональным сообществом, разделяет его нормы и ценности. «Я - бухгалтер», «Я - юрист» и т.д. Трудовой коллектив становится важной частью социальной идентичности личности.
Таким образом, успешная социализация в трудовом коллективе ведет к эффективной самореализации сотрудника в профессиональном плане. Однако в некоторых случаях возможны проблемы и конфликты, тормозящие этот процесс:
- Ролевые конфликты из-за нечеткого распределения обязанностей, двойственных требований.
- Негативная оценка личности или деятельности работника группой.
- Игнорирование или недооценка индивидуальных качеств и способностей сотрудника.
- Противоречия между ожиданиями работника и реальностью трудовых будней.
Чтобы минимизировать подобные проблемы, руководству компании важно:
- Внимательно изучать личностные и профессиональные качества кандидатов при подборе персонала, чтобы оценить их потенциал и соответствие корпоративной культуре.
- Проводить качественную адаптацию сотрудников-новичков.
- Стимулировать сплоченность и взаимопомощь в коллективе, командообразующие мероприятия.
- Своевременно разрешать и урегулировать конфликтные ситуации.
- Поощрять профессиональное и личностное развитие каждого члена коллектива.
Особенности социализации в трудовом коллективе зависят и от специфики самой профессиональной сферы. Так, например:
- В силовых структурах (армия, полиция, спецслужбы) очень жесткая регламентация поведения и ценностей, требующая безоговорочного подчинения приказам.
- В научно-исследовательских институтах бóльшая свобода мнений, творческого поиска, дискуссий.
- В сфере IT и высоких технологий - гибкий неформальный стиль общения при высокой индивидуальной ответственности за результат.
Таким образом, особенности профессии накладывают свой отпечаток на модели поведения и систему ценностей, которые усваивает индивид в процессе вхождения в трудовой коллектив. А успешная социализация является залогом эффективной самореализации личности в выбранной профессиональной сфере.
Десоциализация и ресоциализация
В жизни человека могут возникать ситуации, требующие пересмотра сложившихся стереотипов и кардинальной ломки прежних ценностей, установок, форм поведения. Это связано с процессами десоциализации и ресоциализации.
Десоциализация - разрушение ранее усвоенных индивидом социальных норм и ценностей, разрыв связей с референтными группами. Это может происходить в результате:
- Кризисных жизненных ситуаций (разводы, потери близких, миграция), кардинально меняющих привычный уклад
- Смены социального окружения, вхождения в новые сообщества с иной системой норм и ценностей
- Глубоких внутриличностных конфликтов, стрессов, ведущих к отрицанию старых установок и ориентиров
Процесс десоциализации может быть болезненным и сопровождаться острым внутренним конфликтом, кризисом идентичности. Иногда он протекает спонтанно, иногда инициируется целенаправленно (как часть воспитательной или психотерапевтической программы).
За десоциализацией следует этап ресоциализации - восприятия и усвоения человеком новых ценностей, норм, образцов поведения, социальных ролей. Можно выделить несколько вариантов ресоциализации:
- Естественная ресоциализация происходит постепенно под влиянием нового социального окружения.
- Стихийная ресоциализация («дрейф») - усвоение случайных, ситуативных форм и норм поведения в условиях ценностной дезориентации после потери прежних ориентиров.
- Институциональная ресоциализация осуществляется целенаправленно в рамках специальных программ (реабилитационных, образовательных, религиозных и др.).
Иногда при ресоциализации происходит возврат к ранее отвергнутым ценностям и нормам. Например, ресоциализация осужденных в исправительных учреждениях подразумевает восстановление просоциальных установок.
Успешная ресоциализация ведет к формированию новой, более адаптивной в сложившихся условиях модели поведения и системы ценностей личности. Фактически, индивид заново проходит процесс социализации, становясь уже другой личностью, способной к дальнейшему развитию и самореализации в новом качестве. Однако в ряде случаев ресоциализация может затянуться или вообще не наступить.
Факторы успешной ресоциализации:
- Осознанное принятие необходимости изменений, мотивация личности
- Позитивное влияние нового социального окружения
- Психологическая и практическая поддержка значимых близких и специалистов
- Постепенное включение в новые виды деятельности, освоение позитивных социальных ролей
- Личностный рост, обретение уверенности в себе и жизненной перспективы в процессе ресоциализации
Таким образом, десоциализация и ресоциализация - важные этапы трансформации личности на пути ее адаптации к меняющимся жизненным реалиям. Иногда такой «перезагрузка» социального опыта становится необходимым условием дальнейшего развития человека.
Социализация в эпоху глобализации
Современный мир характеризуется усиливающимися процессами глобализации, которые оказывают значительное влияние на социализацию личности. Глобализация ведет к распространению общих стандартов, ценностей и моделей поведения при сохранении национально-культурного многообразия.
Основные тенденции социализации индивида в условиях глобализации:
- Расширение межкультурных контактов, знакомство с ценностями и традициями разных народов (мультилингвизм, этническое многообразие современных обществ)
- Доминирование западного образа жизни, потребительской культуры и либерально-демократических ценностей (индивидуализм, приоритет прав личности)
- Стандартизация бытовых, культурных, поведенческих стереотипов по западному образцу при сохранении национальных традиций в языке, семейном укладе, религии, искусстве
- Виртуализация общения, досуга, потребления информации, освоение цифровых навыков и онлайн-культуры
- Рост толерантности к социальным, расовым, конфессиональным и сексуальным меньшинствам, преодоление дискриминационных стереотипов
Таким образом, глобализация делает социализацию индивида более многомерной, сочетающей в себе как универсальные, так и национально специфичные элементы. С одной стороны, происходит усвоение глобальных стандартов потребления, демократических норм общественных отношений, технологических инноваций. А с другой - сохраняются этнокультурные и религиозные традиции, историческая память народов, привязанность к родному языку.
Вместе с тем глобализация несет и свои вызовы, порождая противоречивые тенденции в социализации:
- С одной стороны, происходит интенсификация межкультурных контактов и взаимовлияния цивилизаций, обогащающая личностное развитие.
- С другой - возрастает опасность культурной унификации, нивелирования уникального своеобразия традиционных укладов и языков малых народов.
- Кроме того, стремительное распространение массовой западной культуры через СМИ и интернет создает риски культурной экспансии, размывания традиционных ценностей общества.
Чтобы реализовать позитивный потенциал глобализации и минимизировать ее негативное влияние на социализацию подрастающего поколения, требуются сбалансированные меры государственной политики в области культуры и образования. В том числе по поддержке изучения родных языков и национально-культурных традиций при одновременном развитии международных контактов молодежи, ее включенности в глобальные информационные и социальные сети современного мультикультурного мира.
Национально-культурные аспекты
Несмотря на глобализацию, социализация личности во многом определяется национально-культурной средой и традициями того общества, в котором родился и вырос человек. Этнические ценности, обычаи, особенности менталитета накладывают отпечаток на модели поведения, жизненные приоритеты и стиль общения представителей того или иного этноса.
Так, в процессе социализации русских традиционно формируется коллективистское мировосприятие, уважение к старшим, гостеприимство, духовные идеалы, склонность к философским размышлениям о смысле жизни. Для американцев характерны индивидуализм, практицизм, ориентация на успех и лидерство, конкуренцию.
В то же время в эпоху глобализации и интенсивных межкультурных контактов происходит взаимовлияние и частичная унификация культур разных народов. Особенно это касается бытовой, молодежной культуры и жизненного стиля среднего класса крупных городов.
Тем не менее, основные национально-культурные архетипы, усвоенные человеком в детстве от родителей, через фольклор, литературу, религию сохраняются в глубинных структурах личности. И проявляются в критических ситуациях, поступках, отражающих базовые ценности данной культуры.
Россия отличается уникальным этнокультурным многообразием, и это находит отражение в региональных и локальных особенностях социализации:
- Жители сельской местности традиционно приобщаются к земледельческому труду, близости к природе, общинному укладу.
- Города многонационального Поволжья, Урала, Сибири выработали культуру толерантности и взаимного уважения разных этносов и конфессий.
- Народы Кавказа славятся гостеприимством и почитанием старших, традициями мужества и чести.
Таким образом, социализация личности несет на себе культурно-исторический отпечаток той нации и местности, где рос и воспитывался человек, приобщаясь к родному языку, фольклору, обычаям своего народа.
Социальные сети и онлайн-среда
В условиях цифровизации общества все большую роль в социализации современного человека играет виртуальное пространство интернета и социальных сетей. Подрастающие поколения «цифровых аборигенов» значительную часть жизни проводят онлайн, усваивая нормы и ценности виртуальных сообществ.
Особенности онлайн-социализации:
- Обилие разнообразного контента, позволяющего познакомиться с культурой и традициями разных стран мира
- Возможности общения с единомышленниками по всему миру по интересам, получения эмоциональной поддержки в сообществах и чатах
- Риски негативного влияния асоциальных групп, пропагандирующих экстремистские, суицидальные и иные деструктивные идеи среди подростков
- Опасность кибербуллинга - травли, унижения пользователей со стороны хейтеров и троллей
- Высокий уровень социальной тревожности из-за зависимости от лайков и комментариев под постами
Таким образом, виртуальное пространство становится важной частью среды социализации современного ребенка наряду с семьей и школой. При этом интернет и соцсети несут как новые возможности, так и серьезные риски для психосоциального развития подрастающего поколения.
Чтобы минимизировать угрозы и раскрыть потенциал онлайн-среды для успешной социализации личности, необходим комплекс профилактических мер:
- Повышение медиаграмотности и навыков критического анализа информации у детей и родителей
- Разъяснительная работа о правилах безопасного использования интернета и соцсетей
- Внедрение систем контент-фильтрации для ограничения доступа к опасному контенту
- Мониторинг и блокировка экстремистских и противоправных сообществ и аккаунтов в соцсетях
Большая роль в предупреждении рисков и гармонизации онлайн и офлайн социализации принадлежит семье. Родители должны разъяснять правила поведения в сети, ограничивать время пребывания ребенка онлайн, быть в курсе его увлечений и знакомых в виртуальном мире. Это позволит избежать ухода подростка в опасные сообщества и приобщить к позитивному контенту в соответствии с семейными ценностями.
Перспективы изучения социализации
Социализация личности - это сложный и многогранный процесс, требующий дальнейшего изучения. индивид становится личностью в процессе социализации - это утверждение верно отражает суть данного явления. Однако многие аспекты социализации еще недостаточно исследованы.
В частности, внимания заслуживает изучение гендерных и возрастных особенностей социализации. Необходимо выявить, каким образом гендерная принадлежность и возраст влияют на усвоение человеком социальных норм и ролей. Человек становится личностью в процессе социализации, но как конкретно это происходит у мужчин и женщин, у детей и взрослых?
Также актуально исследование социализации в разных социальных группах - семье, школьных и трудовых коллективах. Здесь важно понять, какие факторы в этих группах оказывают наибольшее влияние на формирование личности. Не менее важна проблема десоциализации и ресоциализации - возможности переучивания и перевоспитания личности.