Почему машина не заводится: причины, возможные поломки
Довольно часто водителя сталкиваются с тем, что автомобиль отказывается заводиться. Такая проблема может случиться как до, так и после работы. Как правило, все происходит в самый неподходящий момент. Но паниковать раньше времени не стоит, ведь зачастую проблему можно устранить на месте. Что же делать, если автомобиль не заводится? Об этом мы поговорим в данной статье.
Как предотвратить поломку?
Прежде всего хотелось бы сказать о регулярном техническом обслуживании. Зачастую поломки связаны с тем, что многие детали и агрегаты работают на пределе. Владелец пытается не обращать внимания на это как можно дольше. В результате "железный конь" отказывается везти своего владельца на работу или отдых. Кроме того, неисправности активных систем безопасности или управления могут привести к летальному исходу.
По этой простой причине желательно вовремя обслуживать свой автомобиль. К примеру, каждые 20 000 километров проверять состояние тормозной системы, вовремя менять датчики и изнашивающиеся узлы двигателя. Полностью исключить поломку невозможно, но минимизировать вероятность ее появления вполне можно. Качественное и регулярное ТО - верный путь к длительной и бесперебойной работе транспортного средства.
Не заводится машина: стартер не крутит
Данная проблема относится к наиболее распространенным. Очень многие водители попадали в такую ситуацию, когда при повороте ключа в замке зажигания ничего не происходит. Нет сигнала в виде щелчка от втягивающего реле стартера. В 90% случаев виновата аккумуляторная батарея. Для запуска стартера ее заряда недостаточно. Симптомы при этом выглядят следующим образом:
- тусклое свечение световых приборов автомобиля;
- отсутствие реакции ДВС на поворот ключа в замке зажигания;
- нет подсветки на приборной панели автомобиля;
- ненадежно закреплены клеммы АКБ.
Как вы видите, определить причину неисправности достаточно просто, поэтому если машина не заводится (не крутит стартер), то переживать не стоит. Проблема не критичная. Для ее устранения обычно достаточно почистить клеммы и установить прочный контакт или же зарядить АКБ.
Еще одна возможная причина - наличие иммобилайзера. Принцип действия противоугонки заключается в прерывании цепей до стартера. Обычно встречается неисправность на автомобилях после 2008 года выпуска.
Не заводится машина в мороз
А вот данная проблема встречается очень часто. Причем во многих случаях от технического состояние автомобиля практически ничего не зависит. К примеру, стабильные -20-30 градусов - это уже серьезная проблема для дизельного мотора. Чтобы уехать утром на работу необходимо устанавливать системы, подогревающие дизельное топливо, АКБ и поддон картера двигателя.
Гораздо хуже, когда отказывается работать бензиновый силовой агрегат. Но тут есть всего две основные причины, которые и являются виновниками. Во-первых, отсутствует подача топлива на форсунки. Во-вторых, не происходит ее воспламенение.
Ну а дальше есть множество факторов, каждый из которых играет определенную роль. Все начинается с низкого качества горючего и заканчивается неисправными датчиками и забитыми фильтрами бензонасоса. На месте определить причину довольно сложно, но многое зависит от опытности и профессионализма водителя. По поведению автомобиля можно хотя бы приблизительно понять, с чего нужно начать. К примеру, если бензин не сгорает, значит, проблема кроется в свечах, проводах, МАП-сенсоре, ДПРВ, ДМРВ.
Неисправность системы зажигания
Для начала разберемся с наиболее распространенной проблемой автомобилей семейства ВАЗ. Не заводится машина? В этом случае первым делом рекомендуется обратить внимание на зажигание. Если авто инжекторного типа, то поиск стоит начать с проверки катушки, проводов и свечей. Последние рекомендуется выкрутить и посмотреть на их состояние. Если они пахнут бензином и мокрые, то это говорит о том, что горючее не сгорает в полном объеме и вылетает в выхлопную трубу. Причин может быть несколько:
- Недостаточный пусковой ток АКБ.
- Неисправность трамблера. Стартер крутит, но двигатель не схватывает.
- Повреждение изоляции высоковольтных проводов. Выявить проблему проще всего в ночное время, когда при пуске видна искра, уходящая на головку двигателя.
- Неисправность датчика ГРМ. В этом случае завести автомобиль вряд ли удастся, да и решить проблему в полевых условиях не выйдет. Единственный вариант - почистить датчик карбклинером или ВД-40.
Еще несколько причин
На что еще стоит обратить внимание? К примеру, не заводится машина после мойки двигателя. В этом случае проблему однозначно необходимо искать под капотом. Зачастую попавшая вода на оголенные провода и становится причиной неисправности. Для начала стоит проверить всю проводку. Начать желательно с бронепроводов и свечей зажигания. Попадание влаги на клеммы АКБ тоже может стать причиной. Поэтому лучше их осмотреть и протереть.
Если не протереть клеммы, то со временем в месте контакта образуется налет, увеличивающий сопротивление и ухудшающий контакт. Постепенно ситуация только ухудшается. Желательно еще просушить свечи и колодцы, так как попадание влаги на эти элементы приведет к затрудненному или вовсе невозможному запуску ДВС. Исходя из всего вышесказанного можно сделать определенные выводы о том, что больше всего страдает система зажигания, так как попадание влаги негативно сказывается на контакте.
Не получается запустить ДВС на горячую
Несмотря на то что электронный впрыск принято считать более надежным, системе необходимо тщательное и регулярное обслуживание, ведь поломка одного из компонентов приведет к определенным проблемам. К примеру, очень часто встречаются проблемы с датчиками. Определить поломку в этом случае можно с помощью диагностического оборудования. На месте выявить и устранить проблему сложно. Можно снимать, чистить и обратно устанавливать датчики. В некоторых случаях это поможет устранить проблему. Если под рукой есть мультиметр, то с его помощью можно измерить сопротивление датчиков и исходя из полученных данных делать определенные выводы. Но опять же, необходимо знать предельно допустимые параметры для конкретной марки автомобиля.
К примеру, выход из строя датчика температуры охлаждающей жидкости приведет к тому, что электронный блок управления (ЭБУ) будет получать неверные данные. А так как для горячего мотора смесеобразование отличается от холодного, то пуск хоть и будет возможен, но будет затруднен. Могут быть и другие причины. Машина не заводится? Возможна негерметичность топливных форсунок. Они пропускают топливо, даже когда закрыты, поэтому смесь переобогащенная. Как результат - залитые свечи и плохой пуск.
Бензонасос и электронный блок управления
Постоянное давление в системе подачи топлива должно сохраняться независимо от температуры окружающей среды. Если насос не в силах создать, к примеру, 6 атмосфер, а вместо них дает 3-4, то тут же возникнут проблемы не только с пуском, но и с ездой при высоких оборотах. Бензонасос может быть исправным, а вот фильтры тонкой и грубой очистки загрязнены. В этом случае по магистралям не будет проходить необходимое количество топлива, следовательно, машина при езде будет "тупить". Это касается и момента пуска.
Электронный блок управления - мозговой центр автомобиля. Именно этот блок задает длительность подачи топлива, количество воздуха и бензина, подаваемого в камеру сгорания. Несложно догадаться, что любые неисправности электроники приведут к тому, что автомобиль не будет заводиться. Но так как ЭБУ все исходные данные получает от датчиков, то их необходимо проверять в первую очередь, это касается и проводки, которая за долгие годы работы может частично выйти из строя из-за окисления или старости. Как правило, ЭБУ работает без проблем, если на него не попадает влага, когда же он находится в неблагоприятном месте, то лучше защитить его дополнительно, установив пластиковый кожух.
Глохнет на ходу - что делать?
Если вы ехали спокойно на работу, и вдруг машина заглохла, крутит но не схватывает, то лучше всего обратиться на СТО. Дело в том, что зачастую проблема заключается в двигателе или газораспределительном механизме. К примеру, недостаточная компрессия в цилиндрах, которая особенно заметна при низких температурах. Отремонтировать в полевых условиях ТС не выйдет. Нужно буксировать авто к техническому центру, где проблема будет решена. Неисправность зачастую связана с естественным износом силового агрегата и свойственна для ДВС, прошедших 150 000 километров и более.
Если проблема появилась после капитального ремонта, то тут всего два варианта - неверно выставленные тепловые зазоры или же ГРМ установлен не по меткам. В любом случае без помощи специалистов не обойтись.
Несколько дельных советов
Если машина заводится и глохнет, то стоит проверить состояние фильтров бензонасоса. Особенно если на улице низкая температура. К примеру, грязь и вода замерзают - снижается проходимость топлива по магистралям. В этом случае рекомендуется несколько раз включить и выключить зажигание, подкачав бензина. Зачастую подобные манипуляции помогают. Однако с такой неисправностью не рекомендуется долго ездить. Также перед запуском авто в мороз желательно включить дальний свет фар на 3-5 секунд. Это позволит АКБ прогреться, и пуск будет более плавным.
Ресурс узлов и агрегатов
Необходимо понимать, что все детали, которые используются в конструкции автомобилей, имеют определенный ресурс, исчерпав который нет никаких гарантий в дальнейшей бесперебойной работе. К примеру, если не заводится машина, крутит, но не схватывает, и при этом вы ни разу не меняли трамблер или свечи, то стоит обратить внимание именно на эти узлы. Это касается и всего остального. Яркий пример, МАП-сенсор, который собственно является основным датчиком при определении разряжения в камере сгорания, а следовательно, и отвечает за качественное смесеобразование. Также и бензонасос должен выдавать постоянное давление, иметь чистые фильтры грубой и тонкой очистки. Говорить о надобности замены высоковольтных проводов и свечей зажигания вряд ли имеет смысл. В паспорте технического средства указаны сроки проверки и замены, их нужно и придерживаться.
Подведем итоги
При должном обслуживании любой автомобиль будет радовать своего хозяина безотказной работой независимо от погодных условий. Но каждая машина нуждается в уходе и своевременной замене узлов и агрегатов. Также рекомендуется не экономить на датчиках. К примеру, китайские дешевые заменители могут изначально быть бракованными и доставят владельцу только хлопоты. Чтобы не платить дважды, лучше сразу купить проверенный бренд.
Если автомобиль заглох на ходу или просто не завелся утром, то не нужно паниковать. Ничего страшного не случилось. На работу можно поехать на автобусе или такси, а автомобиль отбуксировать на ближайшее СТО. Если же удастся разобраться с проблемой самостоятельно, то это просто отлично. Но не всегда все зависит от нас, поэтому иногда стоит доверять сложные технические работы специально обученным людям.