Спрос – это важнейшая составляющая развития рынка

Спрос – это одна из основных форм выражения платежеспособной потребности. Это та цена, которую готов заплатить потребитель за необходимый ему товар в определенном месте в определенное время. Спрос рождает предложение. Именно две эти составляющие являются основой функционирования любого рынка, порождая конкуренцию и устанавливая цены. Однако стоит понимать, что одно лишь желание иметь товар, не подкрепленное денежными средствами, не является спросом.

Данную экономическую категорию можно рассматривать, руководствуясь многочисленными факторами. Так, индивидуальный спрос – это личная потребность человека, усиленная финансовыми средствами. Платежеспособное желание приобрести данную услугу или товар в определенный период времени всего общества в целом представляет собой совокупный спрос.

Данная экономическая категория имеет прямо пропорциональную зависимость от цены. В идеальных экономических условиях потребительский спрос – это категория, которая будет тем выше, чем ниже цена на нужное нам благо. И, наоборот, при высоком уровне установленной цены спрос на товар будет падать. Данная зависимость представляет собой закон спроса.

Мотивом изменения уровня спроса может служить одна из трех причин:

1. снижение цены приводит к увеличению спроса на товар;

2. если товар имеет низкую стоимость, то покупательная способность потребителя возрастает;

3. если рынок наполнен данным товаром, то полезность товара снижается, и человек готов приобрести его лишь по низкой стоимости.

При этом количество товара, которое люди хотят купить в данный период времени по данной цене, представляет собой объем спроса.

На совокупный спрос влияют факторы, которые по природе своего возникновения могут быть ценовыми и неценовыми. Ценовые факторы – те, которые непосредственно влияют на цену. Неценовые факторы оказывают воздействие только на спрос. Это является именно тем началом, от которого отталкиваются при анализе покупательной способности человека.

Факторы, влияющие на совокупный спрос

Факторы

Что входит в их состав

Ценовые факторы

Эффект процентной ставки – при увеличении цен на какие-либо товары увеличивается сумма кредитов и, соответственно, уровень процентной ставки. Следствием является уменьшение спроса.

Эффект богатства – рост цен обуславливает снижение покупательной способности реальных финансовых активов (акции, облигации, ваучеры и т.д.) В итоге наблюдается уменьшение доходов людей и снижение их покупательной способности.

Эффект импортных закупок – увеличение цены на товары национальных производителей снижает спрос на них. Потребители стремятся удовлетворить свои потребности, приобретая импортные, более дешевые аналоги.

Неценовые факторы

Изменение доходов потребителя – рост уровня доходов человека позволяет ему тратить на приобретение товаров и услуг большее количество денежных средств, т.е. спрос растет. Обратным образом на спрос влияет снижение уровня дохода.

Изменение в расходах на инвестирование – рост величины инвестиций (инвестиционный спрос) напрямую зависит от уменьшения процентной ставки, от снижения уровня налогов и отчислений, эффективного использования производственных мощностей, внедрения ноу-хау и т.д.

Изменение общих государственных расходов – при росте/снижении расходов государственного механизма на приобретение благ происходит процесс увеличения/снижения спроса.

Изменение расходов, приходящихся на объем чистого экспорта – на это оказывают влияние уровень инфляции внутри страны, условия внешней торговли и изменение доходов иностранных потребителей.

Комментарии