Закон спроса и предложения

В мире безумно много различных предпринимателей, которые занимаются совершенно разными видами деятельности. Каким образом им удается сохранить свое дело и каким законам они следуют? Законы рынка, закон спроса и другие факторы развития организации – наша сегодняшняя тема. В данной статье пойдет речь об очень важном законе, соблюдение которого и помогает предпринимателям оставаться на плаву.

Подробнее о спросе

Закон спроса, которым активно пользуются многие организации, кажется не таким уж и сложным на первый взгляд. Все зависит от цены продукции, она и задает все условия спросу и предложению. Итак, мы дошли до самого закона спроса и предложения. Он заключается в том, что чем ниже цена товара, тем меньше предложение и выше спрос на него. Однако довольно часто можно отметить, что современная экономика не предполагает такой сильной зависимости этих всех понятий друг от друга.

Приведем пример: цена снижается, но спрос все еще не поднялся или поднялся на незначительный уровень. Тем временем, предложение совершенно не меняет своей активности. Или же другой пример: цены повышаются, а спрос остается тем же. Таким образом, в экономическом мире было внедрено такое понятие, как эластичность предложения и спроса. Она показывает, как спрос и предложение адаптируются к рыночным условиям.

К тому же, с введением новых понятий вполне естественно появление исключений. Иногда такие исключения показывают совершенно не свойственные результаты для нынешней экономики. Например, товар приобретает активный спрос, но кто бы мог подумать, что этот показатель связан с постоянным повышением цен? Или, наоборот, при понижении цен возрастают объемы данной продукции на рынке сбыта.

С чем же связана такая неожиданная реакция? Ниже будет приведено несколько примеров того, в чем причина таких ситуаций. Говоря об эластичности, каждому предпринимателю и бизнесмену необходимо помнить о том, что он сможет остаться конкурентоспособным только при должном изучении эластичности его продукции. Это касается также и маркетологов. Этим людям нужно знать абсолютно все, в чем нуждается их потребитель. А также разбираться в таких понятиях, как законы рынка, закон спроса и закон предложения.

Спрос: примеры

Разберемся же, что означает спрос. Это экономическое понятие, которое подразумевает некоторое количество продукции, которое хотят получить потребители на рынке в определенный момент времени и в конкретных условиях.

Именно сущность и важность продукта, а также платежеспособность потребителя определяют спрос. Каждому, кто задействован в экономической сфере или ведет свой бизнес, необходимо правильно понимать, что именно означает спрос и каким образом он влияет на деятельность компании.

Спрос может охватывать не только сам товар, который уже купили, но и необходимость в нем. Таким образом, даже если сделки купли-продажи не были совершены, спрос все равно может присутствовать, ведь в какой-то степени данный товар необходим некоторому количеству покупателей.

Активность спроса

Существует такое понятие, как активность спроса. На нее влияют несколько факторов: данный момент, месяц, неделя, день и даже год. Проще говоря – сезонность. На активность также влияют некоторые характеристики продукции, товары питания, электричество, топливо для используемого транспорта, одежда, бытовые приспособления и многие другие.

То есть при определенном событии – снижении цен - происходит повышение спроса на товары, согласно описанному ранее закону. Важно отметить то, что в этом законе можно вполне легко сделать анализ о доходах покупателя. Если цена в два раза меньше – товара можно купить в два раз больше соответственно. Как уже упоминалось, в экономической сфере на практике часто нарушаются основные понятия закона спроса, тем самым создавая все новые и новые виды исключений. Приведем же несколько примеров:

  1. Повышение цен на товар иногда может совершенно не снижать спрос на него. Наоборот – даже стимулировать. Такое происходит в случае ожидания повышения цен на рынке. А все потому, что покупатель ожидает как можно большего поднятия цен и спешит раскупить продукцию, пока у нее еще «предельно адекватная» цена. Однако такое явление может с легкостью работать и в другом направлении.
  2. Если стоимость товара снижается, он может легко потерять свою активность сбыта. Кроме этого, спрос будет постоянно снижаться и после заданной ситуации. Почему это происходит? Закон спроса товаров предполагает, что нельзя снижать цену на продукцию, если она является главным показателем качества, необходимости и спроса. Легким примером может стать золото – если постоянно ждать, пока цена на него упадет, необходимость в золоте может пропасть.
  3. Возьмем за пример также драгоценные металлы и камни, брендовые парфюмы и так далее. Если снижать стоимость, они непременно потеряют свой объем необходимых продаж, снизится также спрос и уровень сбыта. Исключением является то, что, когда у покупателя значительно возрастают доходы, у него пропадает необходимость покупать данные вещи. Таким образом, даже такие дорогие товары могут совершенно не иметь конкуренции друг против друга, потому что зависят от потребителя.

Эластичность в спросе

Эластичность спроса – это реакция на изменения некоторых факторов спроса. Данное понятие ввел в экономическую сферу известный французский философ, но прежде всего экономист и математик, Антуан Огюстен Курно. Он делал анализы на различных моделях относительно взаимодействия спроса и цен. Важным он решил отметить то, что при значительных изменениях в ценовой политике спрос практически не страдает, разве что происходят совершенно незаметные его колебания.

К примеру, скрипка и телескоп астронома стоят на сегодняшний момент довольно дорого. Но стоит ли снижать цену в два раза, скажем, если от этого совершенно не увеличится сбыт на скрипку или этот телескоп? Разве что совсем немного, некоторым-таки необходимо будет купить перечисленные вещи. Закон спроса, спрос, факторы спроса – все это напрямую влияет на вышеперечисленные примеры.

Как противоположное явление, можно с легкостью привести пример с дровами. Дрова – критически необходимый всем нам материал. Если поднять цену в два или даже три раза, сбыт древесины совершенно не сократится. Да, цены на деревянные изделия будут намного выше, однако это тот товар, что необходим покупателям. Тем самым, мы видим, что продукция может считаться роскошью или принадлежать к товарам первой необходимости. Конечно, со времен Курно были найдены и другие свойства, которые могут влиять и не влиять на спрос товара. Приведем два примера.

  • Товар-заменитель. Мы часто обращаемся к различным форумам в попытках заменить закончившуюся муку или сливочное масло. У вас есть манка и маргарин? Отлично, вы нашли замену муке и маслу. Это и приводит к появлению эластичности данного товара.
  • А вот такие продукты, как соль, табак, питьевая вода, мы заменить ничем не можем. В таком случае товар полностью исключает в себе наличие эластичности.

Можно вполне сделать выводы о том, что товар может быть эластичным, а может и не быть таковым, что цена не всегда влияет на спрос и что сбыт будет являться напрямую зависимым от спроса.

Расходы у потребителя

В данном вопросе мы снова встречаемся с понятием эластичности. Но теперь речь пойдет о связи данного показателя с покупательскими тратами.

Некоторые товары требуют больших вкладов, то есть больших расходов со стороны покупателя. В этом случае спрос не будет эластичным. В той ситуации, когда спрос эластичен, потребитель не будет испытывать слишком больших расходов.

Рыночный закон спроса предполагает, что если товар дешевый, то спрос эластичный, если нет – не эластичный.

В общем-то, доходы покупателя могут снижать активность продаж незначительных товаров. Да, снижаются объемы товара, но и доход покупателя также.

Профильность товара

Предназначение товара может быть разным – может удовлетворять потребности покупателей, что напрямую отображается в спросе, а может происходить и наоборот. Приведем простейший пример: некоторые лекарства пользуются высоким спросом за счет своей большой стоимости. Только цена упадет, спрос резко снизится, так как потребность в нем уже не будет столь высокой. Такие факторы часто отображаются на той продукции, которую используют для производственного назначения. Величина спроса, спрос, закон спроса – вот причины данных факторов.

Современные промышленные организации активно изучают эластичность в спросе. Это способствует их выбору правильного ориентира на своем рынке. Им необходимо владеть информацией, какую продукцию производить, сколько именно, когда и во сколько. Естественно, дело не обходится без маркетологов, задача которых – активно распространить информацию о продукции, которая вышла. Однако частой ошибкой многих маркетологов является попытка сделать неэластичным спрос на рекламный продукт.

Исключения в законе предложений

В экономической сфере существует дополнительное понятие – предложение. Давайте обсудим, что оно собой представляет.

Предложение – это некоторое количество товара, которое продавцы хотят продать на конкретном рынке в какой-то период при определенных условиях. При этом предложение не может касаться товара, который не был произведен с целью продажи.

Скажем, фермер, производя определенное количество продукции, часть ее может оставить себе. Это не будет считаться предложением. А в том случае, когда другая часть его продукции пойдет на рынок – чтобы продать – это и будет предложением. Закон спроса выражает, что объем предложения всегда зависит от времени и текущего момента, какого-то периода времени.

Предложение на данный момент составляют товары, имеющиеся в наличии. А в более длительные отрезки времени включены товары, производство или выведение из складов которых направлено к продаже. Основной источник предложения – производство, а самый главный фактор – конечно же, цена.

Например, возможна цена, при которой готовый товар не предлагается, а находится на складе до тех пор, пока не будет установлена более выгодная цена. Закон спроса и предложения заключается в том, что рост цен на продукт повышает предложение, а низкие цены, наоборот, приводят к его понижению. Данная устойчивая связь отображает влияние стоимости товаров на их предложение. Но, как и в законе спроса, закон предложения тоже имеет исключения.

Возьмем для лучшего примера монопсонию (это когда на рынке находится один потребитель среди множества продавцов), в данном случае мы видим рост конкуренции продавцов и одновременно низкие цены. В такие моменты продавцы пытаются компенсировать низкие цены высокими объемами продаж товара. Еще необходимо отметить критерии, которые влияют на рост товарного объема. Это фактор имеющихся ресурсов, которые нужны для производства предлагаемых товаров. При росте цены на продукцию, но отсутствии ресурсов для ее производства, объемы могут стремительно падать. Закон спроса, спрос, кривая спроса влияют на объемы также.

Например, после погодных условий пропадают урожаи абрикосов. Цена повышается, а предложений практически нет. А все потому, что на активность спроса и предложения влияет также и технология производства этих абрикосов. Например, на морские грузовые танкеры довольно высокие производственные издержки, и они выпускаются штучно, а на шариковые ручки низкие издержки производства, значит, они производятся в больших количествах.

Эластичность предложения

Про эластичность предложения мы уже говорили, однако давайте разберемся, что она собой представляет, более детально.

Эластичность предложения – это изменение количества предложений в зависимости от факторов, которые на это предложение влияют.

Скажем, большое количество определенного продукта является показателем эластичности предложения и наоборот – малое количество говорит о низкой эластичности.

Высокие издержки производства говорят о слабой эластичности производимого товара. Важно то, что высокие производственные издержки продукции дают возможность для входа в рынок других товаров с применением новинок, которые помогают снизить издержки при производстве тех же товаров.

Транспортная система также играет важную роль в определении эластичности предложения.

Реакция производителя и покупателя

Фактор некоторых периодов также говорит об эластичности предложения. Любое предложение неэластично в периоде, который является кратковременным. Производители всегда реагируют на изменение цены намного медленнее, чем покупатели. Всем известно, что продукты, которые быстро портятся, продаются иногда даже ниже себестоимости. Все потому, что, если их не продать, ущерб предпринимательство понесет несколько больший.

А вот реакция на смену предложения намного медленнее, чем на спрос. Очень важной особенностью тут является то, что предприниматели, которые быстро реагируют на смену ценовой политики, имеют намного большее преимущество перед другими.

О спросе в общем

Таким образом, на каждом предприятии есть тот самый фактор, который движет его вперед и помогает развиваться. Чаще всего этим фактором является продукция, ее особенности, необычность или качество.

Однако важно помнить об основных экономических критериях, которые необходимо соблюдать, чтобы организация не только обладала хорошей репутацией, но и была конкурентоспособна.

Комментарии