Аллюзия, реминисценция: связь времен и культур

Литературные произведения редко создаются на пустом месте. Писатели часто используют отсылки к другим текстам, образам, историческим событиям. Это помогает установить связь с предшествующей культурой, придает дополнительные оттенки смысла. Два наиболее распространенных приема такого рода - аллюзия и реминисценция.

В статье речь пойдет об определении этих понятий, их сходствах и различиях. Будут приведены примеры использования аллюзий и реминисценций в русской классической литературе. Мы рассмотрим, как эти приемы помогают связывать воедино элементы разных культурных эпох.

Что такое реминисценция и аллюзия

Реминисценция и аллюзия - это приемы, с помощью которых авторы устанавливают связь своих произведений с другими произведениями или историческими фактами. Эти приемы позволяют авторам обогатить смысл своих текстов, придать им дополнительные оттенки, создать игру с читателем, который должен распознать отсылку.

Реминисценция - это ассоциативная отсылка к какому-либо художественному произведению, историческому событию или мифу. Реминисценция может быть как прямой цитатой, так и творчески переработанным заимствованием - повторением художественного приема, образа, сюжета и т.д. В отличие от прямого цитирования, реминисценция требует от читателя усилий, чтобы распознать источник отсылки.

Аллюзия - это намек, отсылающий к какому-либо общеизвестному историческому или литературному факту. В отличие от реминисценции, аллюзия конкретна и легко опознается. Например, упоминание трех богатырей - явная аллюзия на былинных богатырей Илью Муромца, Добрыню Никитича и Алешу Поповича.

Примеры реминисценций и аллюзий в литературе

Реминисценции и аллюзии широко используются в художественной литературе как эффективный прием создания дополнительных смысловых оттенков текста. Рассмотрим несколько ярких примеров.

В поэме А.С. Пушкина «Медный всадник» есть реминисценция на библейский сюжет о Всемирном потопе и Ноевом ковчеге: «Казалось, все ковчег разрушиться готов, И сам полубессмертный правитель обновы, При мысли в темной глуби могилы сырой Почить с своим возлюбленным народом». Эта реминисценция придает описанию наводнения в Петербурге масштаб библейской трагедии.

В романе М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита» есть множество аллюзий на Евангелие и образ Христа, например: «Тут Понтий Пилат взглянул прямо в глаза арестанту и машинально сказал: - Га-Ноцри?..» Эти аллюзии создают иронический контраст между высоким евангельским образом Христа и его вульгарной интерпретацией Пилатом.

В стихотворении А.А. Блока «Незнакомка» есть аллюзия на «Пиковую даму» А.С. Пушкина: «Припадочный, бледный, К ней как тень приседай». Эта отсылка к образу Германна позволяет Блоку вызвать в памяти читателя весь мистический ореол пушкинской «Пиковой дамы».

В романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» главный герой Алексей Турбин вспоминает строчку из стихотворения А.С. Пушкина «Кинжал»: «И он убьет тебя, как убил твою мать». Эта реминисценция отсылает к трагической судьбе Турбиных и теме междоусобицы.

В поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» есть эпизод, где Чичиков встречает Хлобуева, который «выбежал на крыльцо в одном нанковом сюртуке на вате». Это аллюзия на пушкинского Евгения из поэмы «Евгений Онегин», который тоже «выбегал в сюртуке пестром». Такая отсылка придает образу Хлобуева комически-бытовые черты.

Сходства и различия между понятиями

Несмотря на некоторые различия, реминисценция и аллюзия имеют много общего как приемы, устанавливающие связь произведения с литературной или исторической традицией.

Основные сходства между реминисценцией и аллюзией:

  • Оба приема представляют собой отсылку к первоисточнику вне данного произведения — другому литературному или историческому факту.
  • Как реминисценция, так и аллюзия активизируют фоновые знания читателя, заставляют его установить связи между произведениями.
  • Оба приема создают дополнительные смысловые ассоциации, обогащают и углубляют текст.

Вместе с тем, между понятиями есть несколько различий:

  • Реминисценция часто включает творческую переработку первоисточника, в то время как аллюзия обычно конкретно указывает на него.
  • Аллюзия легче распознается читателем, а расшифровка реминисценции требует более глубоких фоновых знаний.
  • Реминисценция может быть как преднамеренной, так и неосознанной отсылкой со стороны автора. Аллюзия, как правило, используется целенаправленно.

Значение реминисценций и аллюзий

Использование реминисценций и аллюзий имеет большое значение для литературного произведения. Эти приемы выполняют следующие основные функции:

1. Углубление смысла текста за счет дополнительных ассоциаций и контекста, связанного с первоисточником отсылки. Благодаря этому произведение обретает многомерность, диалог с традицией.

2. Создание поэтической образности. Реминисценция может «оживить» в сознании читателя целый пласт поэтических образов из другого произведения одной лишь строчкой или намеком. Так создается интертекстуальный поэтический мир.

3. Выражение авторского отношения. Используя аллюзию, автор как бы цитирует авторитет, с которым соглашается или полемизирует. Так выражается позиция автора.

4. Создание игры с читателем, который должен «расшифровать» отсылки. Это придает процессу чтения интерактивность, делает читателя соавтором.

5. Связь с литературной и культурной традицией. Реминисценции и аллюзии позволяют автору вступить в диалог с предшественниками, показать преемственность традиций.

Искусное использование приемов реминисценции и аллюзии позволяет автору глубоко и многогранно выразить идеи произведения, вписав его в литературный и культурно-исторический контекст эпохи.

Виды реминисценций

В литературоведении выделяют различные виды реминисценций в зависимости от характера отсылки к первоисточнику и авторского замысла.

По характеру отсылки реминисценции делятся на:

  • Прямая реминисценция — дословная цитата из другого произведения.
  • Трансформированная реминисценция — видоизмененная цитата с заменой отдельных слов и выражений.
  • Реминисценция-пересказ — пересказ фрагмента другого произведения своими словами.
  • Реминисценция по ассоциации — отсылка не к конкретному тексту, а к абстрактному поэтическому образу или мотиву из предшествующей традиции.

По характеру авторского использования реминисценции бывают:

  • Стилистическая реминисценция — используется ради поэтической выразительности, «оживления» чужого слова в новом контексте.
  • Ироническая реминисценция — вносит элемент иронии, переосмысления, игры по отношению к первоисточнику.
  • Полемическая реминисценция — служит для полемики, критического диалога с другим автором или произведением.

Реминисценция и память

Реминисценция тесно связана с такими ментальными процессами, как память и ассоциативное мышление. Возникновение реминисценций во многом обусловлено особенностями человеческой памяти.

  1. Реминисценция основана на ассоциативных связях в памяти между различными текстами и образами. Автор непроизвольно актуализирует нужные ассоциации из своего литературного и культурного опыта.
  2. За счет реминисценций происходит творческая рекомбинация элементов, уже имеющихся в памяти, порождение новых смыслов. Так работает ассоциативная память.
  3. Распознавание читателем реминисценций также опирается на память и фоновые знания. Чем больше читательская память содержит прецедентных текстов, тем легче расшифровать отсылки.

Однако бывают случаи непреднамеренных, неосознанных реминисценций со стороны автора. Это может быть связано с действием имплицитной памяти, когда в тексте всплывают элементы, источник которых автор уже не может в полной мере восстановить.

Механизм реминисценций непосредственно связан с ассоциативным характером творческого мышления и культурной памятью автора и читателя. Именно память обеспечивает ментальную основу для возникновения и распознавания реминисценций в художественных текстах.

Комментарии