Изучение орфограммы "чередующиеся гласные в корне слова"
В русском языке существует орфограмма "чередующиеся гласные". Слова, подчиняющиеся данному правилу написания, нельзя проверить с помощью подбора однокоренных слов, как в случае с безударной в корне слова. Их написание иногда зависит от согласного, который следует за орфограммой, от значения слова или от используемого суффикса. Часто такие слова вызывают затруднения у школьников, поэтому педагогу необходимо уделить изучению правила больше времени.
Корни, в которых есть чередующиеся гласные, желательно выучить наизусть и уметь отличать их от других морфем, похожих по звучанию или написанию.
Выбор вариантов написания зависит от нескольких факторов. В зор-, зар- в безударном положении (например, заря) в корне на письме обозначается буква А, а в противоположном случае (например, зори) - О. Исключением в данном случае является слово зорянка, обозначающее название птицы.
Чередующиеся гласные в корнях гор-, гар-, клан-, клон-, твор-, твар-: под ударением пишется А (загар, кланяться, тварь), а в безударном положении О (загорать, наклониться, творить). Исключением являются слова утварь, выгарки, пригарь. Также нужно обратить внимание на корни плав- и плов-. В словах с ними пишется А в безударном случае (поплавок, плавник и т. д.). Исключение составляют существительные пловец и пловчиха. Стоит учесть, что в слове "плывун" в корне пишется "Ы" соответственно звучанию.
Распространены случаи, когда чередующиеся безударные гласные зависят от согласного, на который заканчивается морфема. Это слова с корнями лаг-, лож-, раст-, рос-, кас-, косн-. Например, предположить - предполагать, расти - росли и др. Здесь есть слова-исключения, которые необходимо запомнить. Например, Ростов, росток, полог и т. д.
В некоторых словах чередующиеся гласные выбираются в зависимости от значения корня. Так, к примеру, определяется написание в словах с мок-, мак-. Если части речи употребляются в значении "становиться влажным, пропускать жидкость", то употребляется мок- (промокать под дождем, замочить белье). Когда данный корень обозначает "погружать во что-нибудь", то используется мак- (макать в воду).
Данное правило относится и к словам, в которые входят такие части, как ровн- и равн-. "О" в безударном положении пишется, если подразумевается значение "гладкий, ровный". Корень равн- используется в случаях, когда имеется в виду "одинаковый, равный". Например: сравнить выражение, ровная дорога.
Чтобы учащиеся закрепили орфограмму "чередующиеся гласные в корне", упражнения необходимо подбирать таким образом, чтобы в них включались слова с различными случаями написания. Важно детям периодически повторять исключения. Их не так много для данной орфограммы, отчего запомнить достаточно просто. А при периодическом закреплении материала для учеников не должно составлять труда определять, какая именно буква должна быть в слове.
Следует упомянуть, что некоторые корни (бер-, бир-, дер-, дир- и др.) пишутся в зависимости от суффикса, который после него находится. В данном случае, если имеется -а-, то вставляется буква И, в противном случае - Е. Например, набираться - берет, раздеру - раздирает и т. д.