На рубеже 19 и 20 столетий в Европе получил развитие новый стиль «модерн», затронувший многие аспекты жизни общества того времени. Модерн в изобразительном искусстве, большей частью в живописи и скульптуре, дал новые импульсы творчеству художников. Ландшафтный модерн потребовал радикальных изменений при разбивке парков и садов. Значительно поменялся интерьерный дизайн в домах, появились нестандартные решения в оформлении гостиных, столовых и будуаров.
Для обновленного интерьера потребовалась совершенно иная обстановка, и таким образом в короткий срок сформировался стиль модерн в мебели. После барокко и рококо непросто было найти новые формы для кресел и диванов, однако мебельных дел мастера успешно справлялись с этой задачей. Модерн стремительно завоевывал свое место под солнцем, органично вписываясь в каноны прежних стилей и постепенно вытесняя их из обращения.
Уверенно и мощно проявился новый
стиль модерн в архитектуре. Зодчие отказались от чрезмерной симметричности, вследствие чего появилась раскрепощенность
малых архитектурных форм, фасады зданий оживились, доминирующие контуры стали разнообразней. В новых постройках уже не было прежней угловатости. Точнее сказать, углы закруглялись. Все эти новшества давали зодчим свободу действий, и стиль модерн в архитектуре стал глубоко творческим процессом.
В полной мере использовал новые возможности в строительстве Антонио Гауди, знаменитый каталонец, непревзойденно талантливый архитектор. Для него модерн в архитектуре явился благодатной почвой для дальнейшего развития. Один из красивейших городов мира, испанская Барселона, застроен домами в стиле модерн. Во всем творчестве Гауди присутствует очарование новизны стиля. Завораживающее великолепие храма Святого Семейства и парка Гуэля никого не оставляет равнодушным, глубокое впечатление оставляет дом Бальо, редкой красоты строение, хотя оно является обычным жилым домом. В том же ряду находятся дом Висенс и дом Кальвет - оба особняка неповторимы в своих архитектурных достоинствах. Все без исключения постройки Гауди - шедевры, в которых отражена архитектура модерна.
Одновременно со стилем модерн в архитектуре появился так называемый северный модерн. В начале 20 века существовал взаимный интерес между скандинавскими странами и северной столицей России - Петербургом. По инициативе мецената С.П. Дягилева проводились регулярные выставки живописи. А позже образовалось архитектурное общество взаимных интересов, которое и положило начало северному русскому модерну. За основу нового течения были взяты монументальные постройки древнего Новгорода и Пскова. Тогда-то и были введены орнаменты, являющиеся характерным признаком архитектурного стиля модерн.
Орнамент стал органичным дополнением стиля модерн в архитектуре. Его тематика могла быть самой разной, но в любом случае она носила печать отвлеченности, некой метафизичности. Изображения и узоры повторялись в строгой последовательности. При достаточно свободной архитектуре всего здания орнамент модерн вносил в фасадные очертания нотку ордерной эклектики, стилю модерн несвойственной, но в умеренных дозах весьма для него полезной.