Стиль северный модерн в архитектуре Санкт-Петербурга

Начало ХХ столетия в Петербурге ознаменовалось появлением нового архитектурного стиля, одной из характерных особенностей которого было использование в оформлении экстерьеров изображений птиц, животных, орнаментов и растений, заимствованных из северного фольклора. Они вносили значительное оживление в массивный и строгий фасад петербургских домов. Стиль архитектуры, продолжающий романтические традиции шведских и финских преданий, получил название "северный модерн". Его появлению способствовало значительное укрепление связей России со Швецией и Финляндией. В искусстве этих стран основным направлением был романтизм, активно использующий сюжеты из былин и сказок.

Данная статья знакомит нас с яркими памятниками северного модерна в архитектуре Санкт-Петербурга.

Приметы стиля

Главными внешними приметами архитектуры северного модерна являются подобранные с большим мастерством сочетания природных и искусственных отделочных материалов. Здесь каждая составляющая выигрывает от соседства с другим.

В облицовке цоколя часто используется финский гранит. В стиле северный модерн предусматривается его грубая обработка, наличие гладко тёсаных фрагментов и элементов скульптуры. Плоскость стен на верхних этажах покрыта отделочным кирпичом или слоем фактурной штукатурки.

Среди элементов отделки зданий выделяются орнаменты, навеянные образами северного фольклора - его фауной и флорой. Обращает на себя внимание частое использование майолики и цветной керамической плитки.

Форма зданий, выполненных в стиле северный модерн, довольно массивна, в архитектуре нет мелких декоративных элементов.

Контрастные сочетания фактур и форм, разнообразие оконных проемов, их сочетание с простенками и общим тоном фасада домов, выполненных в стиле северный модерн, в Санкт-Петербурге в полном смысле слова превращены в холодную сложную структуру, напоминающую одновременно масштабные сооружения средних веков и северные скальные ландшафты.

Северный модерн в архитектуре Санкт-Петербурга не был распространен массово, но все же с ним связаны одни из наиболее ярких страниц в истории дачного строительства Санкт-Петербурга начала ХХ в. Основными особенностями направления, которые по достоинству оценили жители этого региона, стало использования природных материалов — дерева и камня, стилизация мотивов народной архитектуры севера и средневековья, органичная взаимосвязь экстерьера сооружений с ландшафтным окружением.

Северный модерн в Петербурге: история

Развитие стиля в СПб проходило под значительным влиянием финской, шведской и неоромантической архитектуры.

Художником, проложившим дорогу от северных стран к Петербургу, был Сергей Дягилев, который организовал выставку скандинавских художников в 1897 году в училище технического рисования барона Штиглица. Позже скандинавские мотивы были подхвачены архитекторами, начавшими возводить в Петербурге дома в невиданном до того времени стиле.

Известно, что проводником стилевых идей от первоисточника явился Фридрих (Федор) Лидваль, один из представителей шведской диаспоры в Северной столице.

По его проектам в Петербурге в период с 1901-1907 гг. были построены здания, ставшие альтернативой распространению в городе австрийского и немецкого вариантов модерна.

Специалисты отмечают значительное влияние на формирование творческой манеры архитектора таких крупных фигур в шведском неоромантизме, как Боберг и Классон.

Важный вклад в формирование стиля северный модерн на раннем этапе был внесен появлением строений, созданных по проектам Р. Мельцера, на Каменном острове. Позже влияние на стиль архитектуры финских мотивов стало одним из основных. Знаковые постройки 1907 года, такие как дом Путиловой на Большом просп. Петроградской стороны (работа архитектора И. Претро), и здание страхового общества «Россия» на ул. Бол. Морская (работа архитектора Г. Гимпеля), представляют признаки прямого цитирования работ их финских коллег - Л. Сонка и Э. Сааринена. Этим, впрочем, как уверяют специалисты, отнюдь не преуменьшается индивидуальность и высокое художественное качество данных произведений.

Во второй половине первого десятилетия ХХ северный модерн в СПб становится основным архитектурным течением, привлекшим к себе интерес молодых архитекторов. С этим временем связывают основные достижения Н. Васильева, бывшего приверженца романтизма, в работах которого прослеживается индивидуальное видение стиля. Над восточными мотивами преобладает северная тема и в фасаде дома А. Бубыря (ул. Стремянная), и в окончательном проекте Соборной мечети, и в некоторых других зданиях.

В дальнейшем северный модерн был подвергнут резкой критике, носившей нередко шовинистический характер. В качестве альтернативы так называемому чухонскому модерну выступила неоклассика, которую позиционировали как подлинно национальный (имперский) стиль. И все же появлялись все новые и новые здания в стиле северный модерн. Прежняя декоративность уступила место рационализму.

Мелкий орнаментальный и скульптурный декор, формирующий романтический образ, сменился пластическим сочетанием крупных объемов фасада – балконов, эркеров, кровельных силуэтов. Особенно интересны, как считают специалисты, доходные дома в стиле северный модерн, построенные в 1910–1915 гг. (архитектор А. Бубырь).

Представители

Северный модерн в СПб представлен творчеством ведущих архитекторов:

  • Владимира Апышкова;
  • Алексея Бубыря;
  • Николая Васильева;
  • Александра Зеленко;
  • Федора Лидваля;
  • Георгия Макаева;
  • Ипполита Претро.

Дома в стиле северный модерн, Санкт-Петербург: ТОП-5 самых известных строений

Стоит пройти по этому виртуальному маршруту, проложенному любителями стильной архитектуры. Он ведет к наиболее известным зданиям, построенным в СПб в стиле северный модерн, и знакомит с их историей. Данные строения являются яркой страницей в каталоге достопримечательностей города.

Дом Бубыря на ул. Стремянной, 11

В начале ХХ века петербургским зодчим Алексеем Бубырем был приобретен на ул. Стремянной участок с постройками. Вместе с архитектором Н. Васильевым мастер начинает возведение доходного дома, в котором планирует поселиться вместе со своей семьей, а остальные квартиры и комнаты сдавать в аренду. Здание быстро приобрело известность и стало одной из новых достопримечательностей. Прохожих удивляли и восхищали диковинные рисунки, обильно украшающие его фасад. Каких только существ нельзя было увидеть на его стенах: вороны, рыбы, фантастические растения, странные существа из сказок и легенд. Особое место в украшении дома было отведено образу солнца, словно призванному освещать главную сторону дома, обращенную на север: сюда не попадают теплые солнечные лучи.

Строительство продолжалось в течение двух лет. В 1907 году здесь стали селиться новые жильцы. На самом последнем, шестом этаже, поселился сам архитектор с семьей.

Особенности стиля в строении на Стремянной

Это величественное строение, возвышающееся над Стремянной улицей, является ярким примером северного модерна: архитектором Васильевым, основным исполнителем декоративных работ на главном фасаде, совмещено множество черт, списанных с русских достопримечательностей и средиземноморских памятников.

Завершение эркер шокирует зрителя и вызывает ассоциации с куполами новгородских соборов, каменными брусьями, выстроенными по бокам проезда и входа. Дом напоминает о подъемных мостах, ведущих к средневековым замкам, а солярные знаки, одновременно отдающие дань как европейскому, так и русскому зодчеству, можно увидеть на железных ограждениях и штукатурке.

Судьба дома

Бубырь являлся собственником дома до 1919 года, после революции ему пришлось уехать в Украину, где вскоре его жизнь трагически оборвалась.

Дом же остался стоять на своем месте и, подобно многим другим памятникам архитектуры, повидал очень многое. Здание выстояло в пекле революции, войн и перестройки. Довелось ему повидать среди своих жильцов и легендарных горожан: бывшая квартира архитектора была разбита на коммунальное жилье, здесь обитал знаменитый Эдуард Хиль. В дальнейшем в доме было открыто кафе «Эльф», в котором любили собираться приобретшие огромную популярность представители ленинградского андеграунда: Виктор Цой и Борис Гребенщиков. Известно, что во дворе этого дома проводились съемки фильма «Брат».

«Толстовский дом» (доходном доме графа Толстого М. П.) по ул. Рубинштейна, 15-17

Этот огромный 6-этажный дом недаром называют "городом в городе". Особенности его планировки заключаются в наличии трех дворов, соединенных проездами, которыми образуется настоящий жилой квартал и создается впечатление, что жители обитают в пространстве, совершенно отдельном от остального города: в этих дворах потрясающе много места, а еще они отличаются какой-то своей особенной атмосферой. Архитектор - Федор Лидваль, заказчик строительства грандиозного здания - генерал-майор граф М. Толстой, участник русско-турецкой войны (1877-1878 гг.).

Лидваль любил в своих работах использовать элементы, навеянные эпохой Возрождения. В оформлении дома Толстого можно встретить широкие лоджии на верхних этажах, ренессансные проезды-арки. Декоративное оформление отличается намеренной сдержанностью: лишь изысканные вазы в руках у купидонов, стоящих в нишах, украшают подъезды.

Дом задумывался в качестве жилья для представителей всех сословий: здесь были предусмотрены как роскошные квартиры, изумляющие своей дороговизной, так и скромные бюджетные варианты. Планировкой предусматривались лифты, прачечная и водопровод.

Данный дом можно считать рекордсменом по количеству проживающих в нем в разное время знаменитостей, среди которых историки называют писателя Александра Куприна, художника Михаила Шемякина, балерину Ирину Колпакову, писателя и журналиста Аркадия Аверченко, поэта-революционера Василия Князева и многих других. В некоторых дворах толстовского дома в разные времена ежедневно можно было увидеть идущих в гости или возвращающихся домой А. Ахматову, И. Бродского, С. Довлатова, А. Розенбаума, В. Гергиева, А. Райкина, А. Фрейндлих, О. Басилашвили, М. Боярского и Л. Луппиан. Дворы и экстерьер самого здания нередко служили декорациями для съемок фильмов: здесь снимали "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона", "Зимнюю вишню", "Рожденную революцией" и "Бандитский Петербург".

"Сахарная голова" (особняк Э. Г. Фолленвейдера) на Большой аллее, 13

Каменноостровский проспект славится богатством памятников архитектуры в стиле северный модерн. Особенно это прослеживается в экстерьерах особняка, владельцем которого был швейцарский подданный, портной и поставщик императорского двора Э. Фолленвейдер, Дом был построен в 1905 году по проекту архитектора Мельцера. Особняк является образчиком северного модерна, но отличается от остальных элементами неоготики. Объясняется это тем, что здание было экспериментальным вариантом, положившим начало только появившемуся в городской архитектуре направлению северного модерна.

Стилистика дома

Стилистическое решение постройки восходит к традициям скандинавского и финляндского романтизма. Оно отличается монументальностью и простотой объемов, массивностью башни, украшенной выгнутым шатром. Обращает на себя внимание белая штукатурка стен, контрастирующая с красной кровельной черепицей и серым гранитом цоколя. Своим внешним обликом здание напоминает старинный скандинавский замок или традиционное здание в стиле модерн, широко распространенный в XX веке.

Интересно, что как только здание было построено, народ его сразу же окрестил "Сахарной головой" - скорее всего, по причине светлого цвета штукатурки и вытянутой формы купола. Известно, что после революции в особняке находился санаторий. Сегодня особняк занимает консульство Дании.

О доходном доме И. М. Лидваля на Каменноостровском просп., 1/3

Известно, что в 1898 году участок на Каменноостровском проспекте был приобретен матерью зодчего Ф. Лидваля. Здание является первой самостоятельно работой архитектора. Новым приемом автора, ранее не известным в петербургской архитектуре, стало обустройство большого парадного двора, широко раскрытого навстречу улице. Этой деталью, нетипичной для петербургских доходных домов, обеспечивалось попадание в квартиры большого количества света.

Среди деталей, свойственных модерну, автором была использована рельефная картуш, которой он украсил центральный портал, и выбита дата окончания работ над этой частью дома - "1902". Справа от даты изображена сосновая ветка с шишками, близ которой можно увидеть лесную птицу, норовящую клюнуть сидящего подле нее зайца. За фигурой зайца виден выбегающий из лесной чащи его ушастый собрат. Слева от даты можно полюбоваться изображением головы рыси с широко раскрытой пастью, рядом примостилась на сучке сова с распахнутыми крыльями.

Экстерьер поражает обилием изображений ящериц, большеголовых рыб, лесных ягод, мухоморов, тюльпанов и пр. Приковывает к себе взгляд наличие многообразных эркеров и балконов, оконных проемов, увенчанных изображениями образов из фауны и флоры. Данные стилистические особенности стали причиной того, что дом упоминается в учебниках по истории архитектуры. На первом конкурсе "лучших фасадов" в СПб (1907 г.) работа архитектора была отмечена наградой.

Среди именитых жильцов дома называют семью Лидваль, художника К. Петрова-Водкина, актера Ю. Юрьева.

"Дом с совами" (доходный дом Путиловой Т. Н.) на Большом проспекте П. С., 44

Появлению своего неофициального названия здание обязано скульптурам сов, украшающих его фасад. Дом был построен в период с 1906 по 1907 гг. Его автором стал архитектор Ипполит Претро – один из представителей петербургского северного модерна. Здание строилось для купчихи Путиловой, которая в то время была владелицей одного из мануфактурных магазинов на Васильевском острове.

Дом обращает на себя внимание художественным беспорядком, окнами разной формы: широкиме, узкими, короткими, длинными. Далее зритель замечает наличие ступенчатого шага эркеров, изобилие орнамента, богатого образами, почерпнутыми из северной флоры, фауны и произведений фольклора. Дом с совами является знаменитой достопримечательностью города. При условии отсутствия декоративных элементов дом можно было бы считать обычным монолитным блоком, внутри которого есть двор-колодец. Но присутствие оригинальных наличников, балконов и изображений дивных существ делают фасад здания поистине незабываемым. Именно "Дом с совами" считается визиткой стиля северный модерн. В 1912 году работу зодчего Претро на конкурсе лучших фасадов отметили серебряной медалью. В то время это означало признание высокого мастерства автора.

О возрождении традиций

К радости всех гурманов и поклонников вкусной и здоровой пищи не так давно в Петроградском р-не был открыт ресторан "Северный модерн". Название заведения напоминает об эпохе, ознаменованной беспрецедентным ростом русского национального самосознания, а также невиданным расцветом искусства, культуры и новых стратегий ведения бизнеса.

В названии отражено понимание владельцами необходимости возрождения и укрепления национальных традиций. Здание ресторана примыкает к строению, в котором расположен "ПетроКонгресс". Изысканные экстерьер и интерьер заведения гармонируют с самобытностью его меню, в котором преобладают блюда дореволюционной кухни.

Комментарии