Неоклассицизм в архитектуре: знаменитые здания и архитекторы
Возвращение к античным канонам в искусстве происходило неоднократно. Уж слишком красивы и гармоничны были здания, скульптуры, живопись классического периода. Довольно длительный промежуток в истории искусства называют неоклассицизмом за возрождение античных канонов красоты и трансформацию их под влиянием современного мировоззрения. Неоклассицизм в архитектуре по-разному реализовался в разных странах Европы. Особенный интерес к интерпретации классических принципов проявили русские архитекторы.
Особенности стиля
Своей главной задачей неоклассицизм в архитектуре видел возвращение к истокам европейской культуры. Начало археологических раскопок в Греции и Италии в XVII веке вызвало острый интерес архитекторов к принципам античных зодчих. Это привело к появлению стиля, именуемого классицизмом, который развивается и постепенно преобразуется в неоклассицизм. Главной его особенностью является соединение сдержанных традиций с романтическими. Прежде два этих стиля соперничали друг с другом, но, наконец, находят множество точек соприкосновения.
Неклассические постройки отличаются большей лёгкостью, изяществом и прямолинейностью по сравнению с классикой. Также приметами неоклассицизма является особое внимание к соблюдению пропорций, стремление к монументальности, даже помпезности. Архитекторы не только копируют античную ордерную систему, но стремятся внести и новые нотки. Например, египетские или этрусские. Стиль характеризуется сдержанностью и даже строгостью. Эффектные, масштабные постройки с греческими элементами – вот отличие зданий в стиле неоклассики.
Периодизация неоклассицизма в архитектуре
Термин «неоклассицизм» в архитектуре имеет некоторые разночтения. В первую очередь это связано с европейским и российским подходом к выделению его периодов. В Европе принято отделять классицизм (XVII век) и неоклассицизм (вторая половина XVIII, стиль Людовика 16 – первая треть XIX). В нашей стране дела обстоят несколько иначе. Например, в России и Германии это время как раз считается классицизмом. А под новой классикой понимается зодчество конца XIX – начала XX века. В России, где неоклассицизм оказался чрезвычайно востребованным и плодотворным принято выделять три его периода.
Первый, рубеж XIX – начала XX века, возник как ответ на кризис модернизма. Своей лаконичностью он противопоставлялся избыточной декоративности ар-нуво. В это время возникает направление ретроспективизм, стремящийся возродить классические пропорции и планировку. Второй период – 1930 годы XX века. Его в России ещё называют сталинским ампиром. Он соединил черты барокко, классицизма, модерна и элементы национальных архитектурных школ. Третий – 1950 годы. Он преимущественно характерен для американского зодчества, где нашли своё новое воплощение простые и монументальные формы.
Неоклассицизм в мировой архитектуре
Классицизм был мощнейшим художественным стилем. Он охватил все виды искусства. Его развитие привело к появлению неоклассицизма, который строился уже не на чистом подражании античным образцам, а на их переосмыслении. Стиль воспроизводил древние каноны, сочетая их с находками модерна и некоторыми национальными достижениями. Принципы были заложены ещё в XVII веке Андреа Палладио, который построил немало зданий в Виченце. Эти сооружения стали образцом для будущих поколений архитекторов. Он возбудил интерес к приёмам античных зодчих и он не утихал несколько веков.
Первые здания в стиле «неоклассицизм» с симметричными формами, рядами колонн, куполообразными крышами и прямоугольными фасадами появились во Франции. Позже тренд подхватывают архитекторы других стран Европы. И постепенно он «докатывается» до Америки. Неоклассицизм – это даже не совсем стиль. Скорее, это некое направление развития мысли архитекторов прошлого. Бережное обращение с установленными традициями и возведение на их основе современных построек с новыми конструктивными и декораторскими идеями – вот принципы неоклассиков.
Неоклассицизм во Франции
Первые шедевры архитектуры неоклассицизма были созданы Клодом Леду, который начал своё творчество ещё до французской революции. Его солеварня в Арк-э-Сенан, здания таможни при въезде в Париж, театр в Безансоне возрождали греческие традиции и положили начало блестящей эпохе неоклассицизма во французской архитектуре. Самым знаменитым представителем этого стиля является Жак Анж Габриэль. В середине 50-х годов XVIII века он создал величественное здание Военной школы на Марсовом поле, роскошную Оперу Гарнье, Малый Трианон в Версале, проект площади Конкорд в Париже. Его работы стали предвестниками расцвета неоклассицизма во Франции.
Вслед за ним немало талантливых архитекторов стали строить в этом стиле. Это Никола де Мезьер, создавший рынок зерна, Жак-Дени Антуан и его масштабный монетный двор на берегу Сены, Шарль де Вайи и великолепный театр «Одеон». Неоклассицизм является украшением Парижа до сих пор. Здания с гармоничными пропорциями, куполами, треугольными портиками и колоннами сегодня стали его гордостью.
Неоклассицизм в Великобритании
В 60-х годах XVIII века неоклассицизм в архитектуре стал наиболее актуальным стилем в Англии. Его основоположниками стали два великих зодчих: Роберт Адам и Уильям Чемберс. Они, в отличие от французских коллег, строили в основном жилые строения. Адам посетил Италию, где навсегда влюбился в античные сооружения и здания А. Палладио.
Английский неоклассицизм отличался от французского большим изяществом и лёгкостью. Здесь огромное внимание уделялось интерьерам, самым знаменитым из которых является декор Сайон-хауса с этрусскими мотивами. Продолжателями традиций британского неоклассицизма являются Джон Соун и Джордж Дэнс. Они талантливо продолжают «стиль Адама». Здание банка Англии и тюрьмы в Ньюгейте были превосходными образцами элегантной английской неоклассики.
Распространение неоклассицизма в Европе
Талантливые представители неоклассицизма были по всей Европе. Так, в Германии лучшие творения в этом стиле создаёт Карл Фридрих Шинкель. Строгие и лаконичные творения представляют особую эпоху в неоклассицизме. Его здания Старого музея и новой караульни в Берлине являются творчески переработанным подходом к классическим приёмам и планам.
В Италии неоклассика достигла невероятного размаха. А. Палладио с его роскошными постройками в Венеции и Виченце, Джузеппе Пьермарини и его театр Ла Скала являются жемчужинами мировой архитектуры. Позже Марчелло Пьячентини сумел по-своему интерпретировать богатое наследие античного зодчества и палладианского стиля в первой четверти XX века. Он создал уникальный комплекс университетского городка в Риме и площадь Виктории в Брешии.
Русский неоклассицизм: основные черты
Особую роль приобрёл стиль неоклассицизма в русской архитектуре. Первый этап был связан с преодолением кризиса модерна, возвращением к классическим истокам, поисками простоты. Иван Фомин, Владимир Щуко, Иван Жолтовский занимаются изучением классических, золотых пропорций. Они исследуют шедевры архитектуры Италии и Франции, реализуют находки в своих постройках. Второй этап неоклассицизма ставит задачу создания величественных сооружений, прославляющих власть Сталина. Монументализм и масштабность этих построек до сих пор удивляет людей.
Знаменитые русские архитекторы
Русская архитектура может гордиться целой плеядой выдающихся мастеров, работавших в стиле неоклассицизма. Основоположником по праву считается Иван Фомин. Он долгие годы посвятил изучению классических принципов в русской традиции. Ему принадлежат теоретические работы, которые обосновывают стиль неоклассики и такие выдающиеся постройки, как дом Половцева в Санкт-Петербурге, Политехнический институт в Иваново, здание Моссовета в Москве. Среди архитекторов, которые исповедовали идеи ретроспективной неоклассики, выделяются А. Захаров, Ф. Лидваль, С. Серафимов, А. Белогруд и многие другие. Архитекторы Москвы и Санкт-Петербурга не только стали гордостью обеих столиц России, но и задавали тон для застройки других городов страны.
Неоклассицизм в облике Москвы
Столица России может сегодня с гордостью показывать уникальные архитектурные шедевры в стиле неоклассицизма. Оба периода этого стиля оставили значительный след на улицах. Архитекторы Москвы талантливо украшали любимый город. Среди самых заметных построек следует назвать дом Скакового общества и «Дом с башнями» на Смоленской площади И. Жолтовского, особняк Миндовского архитектора Н. Лазарева, пристройку к МХАТу Ф. Шехтеля, здание Государственной сберегательной кассы И. Иванова-Шица. Сталинский период неоклассицизма знаком каждому жителю России. Это знаменитые высотки Л. Руднева, Д. Чечулина, А. Мордвинова и других архитекторов.
Неоклассицизм в Санкт-Петербурге
Воплощением особой интерпретации неоклассики в Санкт-Петербурге стал знаменитый «Дом с башнями» К. Розенштейна. В нём средневековые традиции переплетаются с элементами модерна и классики. Северная столица может похвалиться и множеством других построек в этом стиле. Самыми известными являются такие сооружения: дом Абамелек-Лазарева архитектора И. Фомина, Биржа Тома-де-Томона, представителя раннего неоклассицизма, особняк Бетлинга работы А. Грубе, доходный дом Тимофеева по проекту Я. Коварского и другие талантливые работы.