Что такое оферта? Определение, особенности и правила составления

Термин из заголовка статьи мы постоянно встречаем и в деловой, и в повседневной жизни. Особенно пестрят этим словом всевозможные рекламные предложения. Но что это такое - оферта - простыми словами? В статье мы подробно разберем понятие, сделав его простым и понятным для читателя.

Что такое оферта?

Слово образовано от лат. offero, что значит "предлагаю". Оферта - это предложение о заключении сделки. В нем обязательно должны быть перечислены важные пункты будущего договора. А адресована она может как определенному человеку, так и целому кругу лиц - ограниченному или неограниченному.

Так что это такое простыми словами? Оферта - письменное или устное предложение что-либо купить у ее адресанта, отправителя. Важные ее пункты:

  • Предмет предложения.
  • Цена товара.
  • Сроки дачи согласия.
  • Права каждой из сторон.
  • Нормативные акты, регулирующие сделку, и проч.

Это слово связано также с другим, тоже немного непонятным - "акцептировать". Что это значит? Акцептировать - принять оферту, ее предложение. Выражая свое одобрение, акцептант (или же группа акцептантов) соглашается заключить договор на зафиксированных в ней (оферте) условиях. В свою очередь, лицо, выпустившее (направившее, опубликовавшее) оферту, обязано провести сделку с акцептантом.

Теперь перейдем к официальным определениям понятия.

Буква закона

Договор оферты - что это такое простыми словами, мы с вами разобрали. Теперь посмотрим, как это понятие определяет законодательство РФ.

По п.1 ст.435 ГК РФ: оферта - предложение, которое направленно одному или нескольким конкретным адресатам, определенно выражающее намерения лица, его опубликовавшего, считать себя заключившим договор с тем, кто примет предложение - акцептантом. Оферта обязательно содержит все ключевые условия договора, а также прочую важную информацию для контрагента.

По ст. 11 ФЗ "О рекламе" выходит следующее: если российский Гражданский кодекс признает какую-либо рекламу офертой, то такое предложение действует в течение 2 месяцев со дня выхода объявления, баннера, ролика и т.д., если в нем не указаны иные сроки.

Также важно иметь ввиду Венскую конвенцию ООН от 1980 года, которую в том числе подписал Советский Союз. РФ, таким образом, будет его правопреемницей. Этот документ полезен при разрешении споров, когда оферент и акцептант - граждане разных государств.

Оферта в других странах

Если мы обратимся к европейскому законодательству, то там будут немного иные предписания. Что такое оферта? Это предложение, отражающее все существенные условия будущего договора. При купле-продаже это, например, предмет торга и его цена.

А что такое оферта в англо-американском праве? Это не столько определенное, сколько определимое предложение. Иными словами, у адресата должна быть возможность понимать все важные условия договора, даже если в самой оферте они не оговариваются. Для примера: в предложении не указана цена. Однако если адресат стал акцептантом, то товар ему продается по "разумной стоимости".

Простой пример

Чтобы у читателя полностью сложился в голове пазл, приведем один простой и своеобразный образец оферты.

Молодой человек предлагает своей любимой девушке выйти за него замуж. Притом не в шутку: парень купил колечко, собрал родственников, следовал всем принятым обычаям и традициям.

Девушка может в этой ситуации и согласиться, и отказать. А вот молодой человек вернуть назад свои слова, передумать уже не может. По этическим принципам он обязан жениться на девушке после своего предложения. Если, конечно, такое желание будет обоюдным.

Если преобразовать эту ситуацию в деловую, то получится довольно яркий пример оферты.

Ключевые особенности оферт

Все предложения оферты объединяют следующие общие особенности:

  • Наличие комплекса будущих условий договора.
  • Намерение оферента заключить договор о будущей покупке его товара, изделий.
  • Отсутствие двусмысленностей, недосказанности - условия предложения ясны и понятны каждой из сторон.

Что касается самого приглашения заключить сделку, то для оферты услуги или товара оно характерно такими особенностями:

  • Указаны наименования, предлагающиеся на продажу.
  • Опубликована информация о цене и качестве этих наименований.
  • Обязательно указан срок, на протяжении которого адресат может выслать свой акцепт (согласиться на сделку).

О вступлении в силу

Важно знать, как законодательство регулирует вступление предложения оферты в силу. Эту информацию содержат ст. 440, 441 российского ГК. Здесь все просто: договор считается заключенным сразу после того, как лицо-адресат выразило свое согласие с условиями оферты.

Молчание акцептом (согласием) не считается! Часто, чтобы не возникало недомолвок, в оферте указывают порядок заключения договора.

А если мы обратимся к американскому законодательству, то увидим, что в этой стране действует так называемое "правило почтового ящика". То есть договор будет заключенным сразу в тот момент, когда акцептант опустил письмо с выражением своего согласия в почтовый ящик отправившего оферту. Или, на современный манер, - ответил одобрительным месседжем на предложение по электронной почте.

Какими могут быть оферты?

Что такое оферта? Под этим термином скрыто несколько видов предложений. Кратко рассмотрим их:

  • Публичная оферта. Это предложение, отправляющееся неопределенному кругу лиц. Оно также содержит в себе все ключевые условия договора. Оферент (лицо выпустившее оферту, ее эмитент) заочно выражает согласие заключить договор с каждым, кто отзовется на его предложение. Поэтому акцептант имеет право требовать от него выполнение обязательств, указанных в оферте. Кстати, именно это самый распространенный вид данного предложения.
  • Свободная оферта. Сюда относятся предложения, отправляемые нескольким ожидаемым покупателям. Распространяется оферентом в целях предварительного изучения рынка.
  • Твердая оферта. Предложение, которое направляется только одному потенциальному покупателю. Причем оно обязательно содержит срок, в течение которого оферент связан обязательствами совершения акта продажи. Если в это время от адресата придет акцепт, то сделка автоматически будет совершена.
  • Безотзывная оферта. Такой термин означает заключение договора оферентом на указанных им условиях со всеми желающими без возможности отзыва или отмены ранее опубликованного предложения. В основном, используется корпорациями-акционерами в приглашениях на погашение, выкуп ценных бумаг в сторону своих акционеров.

Подробнее о публичной оферте

Публичный тип оферты - это предложение для всех, кто отзовется. При этом, размещая его, оферент должен учитывать, что у него нет права отдать предпочтение какому-то одному лицу при заключении договора. Исключение - случаи, предусмотренные государственным законодательством.

Ст. 437 ГК РФ указывает три важных и обязательных условия для всех публичных оферт:

  1. Предложение о заключении договора должно отражать все существенные условия последнего.
  2. Всем адресатам должно быть понятно, что оферент изъявляет намерение заключить договор купли-продажи.
  3. Сделка состоится между оферентом и тем лицом, кто без оговорок принимает выраженное предложение.

Пункт №1 данной статьи также по умолчанию называет публичной офертой следующее (если иное не содержится в самом предложении):

  • Выставленные товары на прилавках.
  • Демонстрация образцов изделий в печатных, виртуальных каталогах.
  • Товары, расположенные в специализированных местах продажи.
  • Витрины.
  • Список продукции в интернет-маркетах.
  • Меню с указанием блюд в кафе и ресторанах и проч.

Публичная оферта-образец обязательно включает в себя:

  • Согласие на обработку персональной информации о клиенте (какой именно).
  • Гарантийные обязательства и сроки.
  • Порядок оплаты наименования.
  • Возможность доставки товара.
  • Порядок возврата некачественного, не подошедшего изделия.
  • Рассмотрение претензий со стороны покупателей, разрешение споров в суде.

О договоре

Так как чаще всего обе стороны (оферент и акцептант) не могут присутствовать в одном месте во время сделки, то методом ее заключения становится простое акцептирование.

Сам же договор-оферта похож на стандартный: указываются контрагенты, предмет, по поводу которого составляется документ, обязательства сторон, способы и порядок оплаты, сроки ответа на предложение, реквизиты и подписи сторон. Он считается заключенным, когда выполнено действие, которое было заранее признано акцептом.

Оферта и реклама

Часто, смотря или прослушивая рекламу, мы встречаем надоедливое "предложение публичной офертой не является". Что же это значит? Несмотря на некоторую схожесть предложений, мировое законодательство не приравнивает рекламу к оферте.

По российскому Гражданскому кодексу (ст. 437, п.1) реклама - это готовность принимать приглашение к торгу, переговорам. Таким образом, коммерческое предложение не всегда будет офертой. Его отличает более свободное изложение, отсутствие определенных сроков действия и проч. Вы не сможете заставить продавца продать вам товар по условиям, указанном в рекламном буклете, если на этой бумаге не написано, что она является публичной офертой (ГК, ст. 435).

Однако в мировой практике есть одно "но". Если реклама содержит в себе информацию, которая вводит потребителя в заблуждение касательно цены, предмета продажи, то она может быть рассмотрена как оферта. Иными словами, продавец, изготовитель обязан заключить договор с покупателем именно на тех условиях, которые он указал в своем предложении.

Облигации и оферта

Оферта поставщика - не единственный вид этого предложения. Используется она и эмитентами облигаций. В этой сфере офертой называется возможность по заранее обозначенной цене погасить данный вид ценной бумаги.

Для долгосрочных облигаций оферта - средство, с помощью которой становится возможной регуляция доходности и эмитентом, и инвестором. Иногда величина выплат по купонам может быть ниже рыночной стоимости ценной бумаги. Так эмитент выправляет ее доходность.

Дата оферты облигации всегда устанавливается заранее и не может измениться. С помощью такой возможности эмитент регулирует процентный риск, а акционер - кредитный. Стоимость выкупа по оферте - это сумма, к которой в результате переговоров пришли обе стороны (инвестор и эмитент). Она может быть как выше, так и ниже рыночной цены облигации. Сам порядок выкупа всегда определяется договором, заключенным между эмитентом и акционером.

Вот мы и разобрали со всех сторон, что является офертой. Более всего сегодня распространена ее публичная форма, которую важно отличать от обычной рекламы.

Комментарии