Акафист Матроне Московской: таинственная молитва в честь великой старицы

Акафист святой блаженной Матроне Московской - одна из самых загадочных и мистических молитв в Православии. Этот акафист был утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви в 2000 году в честь великой русской старицы - прозорливицы и чудотворицы Матроны Московской. В этой статье мы подробно разберем историю создания этого удивительного акафиста, его структуру и содержание, а также поговорим о житии Матроны Московской и о тех многочисленных чудесах исцелений, которые совершались и до сих пор совершаются по ее молитвам.

История утверждения акафиста Матроне Московской

Акафист святой блаженной Матроне Московской был утвержден Священным Синодом Русской Православной Церкви 20 апреля 2000 года для общецерковного использования. Это произошло спустя несколько лет после прославления старицы в лике святых в 1999 году. Утверждение текста акафиста стало важным событием для почитателей Матроны Московской, так как позволило в полной мере включить ее в литургическую жизнь Церкви. Акафист, написанный на церковнославянском языке, отражает основные вехи жизни святой и свидетельствует о благодатных дарах, которыми она была одарена Богом.

Процесс утверждения акафиста включал тщательное изучение представленного текста на предмет соответствия церковным канонам и исторической достоверности. Получив одобрение церковных иерархов и богословов, акафист Матроне Московской обрел статус официального богослужебного текста Русской Православной Церкви.

Структура и формат акафиста Матроне Московской

Акафист Матроне Московской написан в канонической для этого жанра форме, включающей 13 кондаков и 12 икосов. Такая структура традиционна для акафистов, посвященных святым. Она позволяет последовательно и цельно раскрыть тему акафиста - жизнь и подвиги святого. Кондаки акафиста Матроне Московской представляют собой содержательные части, объединенные сквозной темой. Каждый кондак посвящен отдельному эпизоду из жизни святой или аспекту ее подвижничества. Завершаются кондаки повторяющимся рефреном «Аллилуия», что придает им особую торжественность и мелодичность.

Если кондаки несут смысловую нагрузку, то икосы выполняют молитвенно-восхвалительную функцию. Каждый икос развивает тему предшествующего кондака, но в форме литаний-обращений к святой с просьбой о заступничестве и помощи. Эти обращения начинаются с «Радуйся», что придает икосам особую поэтичность. Благодаря чередованию повествовательных кондаков и лирико-молитвенных икосов достигается стройность композиции акафиста Матроне Московской. Такая структура позволяет последовательно раскрыть жизненный путь святой и одновременно обратиться к ней с молитвенными прошениями и восхвалениями ее духовных подвигов.

Важной особенностью формата акафиста является его написание церковнославянским языком. Это придает тексту особую возвышенность, торжественную интонацию, свойственную богослужебным книгам. Использование старославянской лексики, инверсий, архаичных грамматических форм - все это создает колорит старины, погружая молящегося в атмосферу древнего благочестия. Язык акафиста насыщен риторическими фигурами, тропами, созвучиями. Это придает ему особую музыкальность и мелодичность. Благодаря этому акафист предназначен не только для чтения, но и для распевного исполнения во время богослужения. Песнопения акафиста усиливают его эмоциональное воздействие на молящихся.

13 кондаков - основа акафиста Матроне Московской

13 кондаков составляют смысловую основу акафиста Матроне Московской и последовательно раскрывают основные вехи ее жизни и подвижничества. Кондаки объединены сквозной темой - житием святой Матроны, но каждый из них посвящен отдельному эпизоду или аспекту ее жизни. Первые кондаки повествуют о детстве и юности Матроны: о ее рождении в слепоте и немоте, о крещении и проявившихся с детства духовных дарах прозрения и чудотворения. Далее идут кондаки, рассказывающие о подвижнической жизни Матроны, даре исцеления и изгнания бесов, которым она обладала.

Отдельные кондаки посвящены пророчеству о Матроне праведного Иоанна Кронштадтского, написанию по ее благословению иконы Божией Матери «Взыскание погибших». Ряд кондаков повествует о любви Матроны к Богу и ближним, ее неустанной молитве о страждущих. Завершающие кондаки акафиста Матроне Московской повествуют о ее кончине, обретении мощей и посмертном прославлении святой. Благодаря лаконичности и емкости каждого кондака в акафисте удается цельно и последовательно представить жизненный путь великой подвижницы.

12 икосов - восхваления Матроны Московской

12 икосов акафиста Матроне Московской представляют собой последовательные молитвенные обращения к святой, в которых восхваляются ее духовные подвиги и христианские добродетели. Икосы выполняют в акафисте восхвалительно-молитвенную функцию, дополняя повествовательные кондаки. Каждый икос начинается словами «Радуйся» и развивает тему предыдущего кондака, обращаясь к Матроне с молитвенными прошениями и восхвалениями. В икосах она именуется «ангелом во плоти», «светильником, пред Господом сияющим», «заступницей», «утешительницей в скорбях».

Особо в икосах выделяются такие добродетели Матроны, как смирение, терпение, любовь к ближним, сострадание к страждущим, милосердие к падшим, неустанная молитва о людях. Величается ее дар чудотворения и исцеления больных, которым Бог наградил ее молитвы.

Матрону прославляют как молитвенницу и ходатаицу за Россию в годы безбожия, как утешительницу всех обращающихся к ней в скорбях и бедах. Отдельные икосы посвящены почитанию Матроной Божией Матери, ее любви к Пресвятой Деве. Благодаря восхвалительному характеру икосы дополняют фактологическую канву кондаков, показывая, какие христианские добродетели прославили Матрону Московскую в лике святых.

Житие Матроны Московской - от рождения до прославления

Матрона Московская, в миру Матрона Дмитриевна Никонова, родилась в 1881 году в селе Себино Тульской губернии в крестьянской семье. Она родилась слепой, а в возрасте 17 лет еще и потеряла дар речи. Несмотря на физические недуги, Матрона с детства отличалась глубокой верой и была наделена духовными дарами исцеления и прозорливости.

В 1925 году Матрона переехала в Москву, где стала известна своим подвижничеством и чудесной помощью всем обращавшимся к ней. Огромные очереди из страждущих выстраивались к ее дому. Матрона утешала, исцеляла и наставляла людей силой своей горячей веры и молитвы. За годы служения в Москве через нее прошли десятки тысяч человек.

В акафисте Матроне Московской эта часть ее жизни отражена в кондаках и икосах, рассказывающих о даре чудотворения и исцелений, которым обладала святая, а также о ее неустанной молитве о страждущих и обиженных людях. В 1937 году власти выслали Матрону из Москвы. До конца жизни она кочевала по разным деревням и селам Подмосковья, продолжая нести свой крест служения Богу и людям. Скончалась Матрона 2 мая 1952 года. Погребена на Даниловском кладбище в Москве.

Почитание Матроны как святой и чудотворицы началось сразу после ее смерти. В 1999 году она была канонизирована Русской Православной Церковью в лике праведников. Ее имя стало почитаться в народе наравне с именами великих подвижников древности. Акафист и служба Матроне Московской вошли в богослужебные тексты Церкви, что знаменовало ее полное литургическое прославление.

Детство Матроны Московской: рождение в слепоте и немоте

Матрона Московская родилась в 1881 году слепой в крестьянской семье в селе Себино Тульской губернии. Ее родители Дмитрий и Наталья Никоновы были глубоко верующими людьми. Несмотря на тяжкий недуг дочери, они с любовью и терпением ухаживали за ней и воспитывали ее в православной вере.

В акафисте Матроне Московской ее рождение в слепоте упоминается в первом кондаке: «Избранная Духом Божиим от пелен младенческих, блаженная старице Матроно, слепоту и немощь телесную ко очищению духовному от Бога приявшая...». Слепота воспринимается как особый духовный подвиг, который Матрона смиренно претерпела ради Господа.

Несмотря на физический недуг, Матрона с детства проявляла глубокую веру и духовную проницательность. По воспоминаниям родных, она часто молилась перед иконами, крестилась и кланялась. Когда Матроне исполнилось 17 лет, она потеряла и дар речи, став глухонемой. Но это не сломило ее духа, а только еще больше укрепило в вере и смирении.

Юность и зрелость Матроны: дар прозрения и чудотворения

Несмотря на слепоту и немоту, Матрона с юных лет стала проявлять дар духовного прозрения и чудотворения, что нашло отражение в акафисте Матроне Московской. Так, в третьем кондаке говорится о том, как «имущи от Бога дар прозрения издетска, блаженная мати, сокровенная сердец приходящих к тебе ведущи...

Согласно житию, Матрона еще в детстве начала предсказывать людям их будущее, рассказывать о сокровенных мыслях и делах. Этот дар прозорливости поражал окружающих. Матрона давала духовные советы, предостерегала от ошибок, помогала найти правильные решения в сложных жизненных ситуациях.

В зрелом возрасте к Матроне потянулись люди за исцелением от телесных и душевных недугов. По молитвам Матроны исцелялись бесноватые, слепые, хромые, расслабленные. Этот дар чудотворения неоднократно упоминается в акафисте, например в икосах: «Радуйся, целительнице, недуги наша исцеляющая», «Радуйся, духи нечистыя от человек отгоняющая». Таким образом, несмотря на физические недуги, Матрона с юности явила высокую духовность и была наделена Богом особыми благодатными дарами, что и послужило основанием для ее последующего прославления в лике святых.

Подвижническая жизнь Матроны Московской: молитва и пост

Блаженная Матрона Московская прославилась своей подвижнической жизнью, полной молитвы и поста. Она постоянно пребывала в молитве, обращаясь к Богу с прошениями помочь страждущим. С юных лет Матрона вела строгий пост, отказывая себе в пище и сне.

  • С раннего детства Матрона часто проводила всю ночь в молитве перед иконами.
  • Она регулярно постилась, в некоторые дни вовсе не принимая пищи.

Несмотря на физические недуги, Матрона неутомимо молилась о всех страждущих и нуждающихся в помощи. Она проводила часы в храме в горячей молитве, прося Бога об исцелении больных и утешении скорбящих. Таким образом, молитва и пост были неотъемлемой частью ее святой жизни.

Возраст Подвиги
С юных лет Строгий пост, полное воздержание в некоторые дни
Зрелые годы Ночные бдения в молитве, ходатайство за страждущих

Таким образом, акафист Матроне Московской воспевает ее высокие духовные подвиги – неустанную молитву и строгое воздержание, которыми преподобная служила Богу и людям.

Предсказание о Матроне от святого праведного Иоанна Кронштадтского

Одним из важных эпизодов в жизни блаженной Матроны Московской стала ее встреча со святым праведным Иоанном Кронштадтским. Это произошло в 1906 году, когда отец Иоанн приехал в Москву и служил литургию в храме на Большой Ордынке. Матрона присутствовала на этой службе. Увидев преподобную Матрону в храме, отец Иоанн сказал: «Вот, вот она, моя сменщица, восьмой столп России». Этими словами святой предсказал ее высокое предназначение и духовное величие. Также он отметил схожесть их подвижнических путей, назвав Матрону своей преемницей в молитвенном служении России.

Пророческие слова праведного Иоанна Кронштадтского оказались верны: Матрона и впрямь стала великой молитвенницей за Россию и ее народ. Всю свою жизнь она неустанно молилась, совершая духовные подвиги. Многочисленные исцеления и чудеса по молитвам Матроны также свидетельствовали о полученной ею от Бога благодати. После этой встречи слава о Матроне как о праведнице, наделенной даром прозорливости и чудотворений, стала быстро распространяться. Люди толпами стекались к ней за советом и помощью. Так предсказание Иоанна Кронштадтского исполнилось. Более того, почитание Матроны со временем вышло далеко за пределы Москвы и России.

В акафисте Матроне Московской есть такие слова: «Прозорли́вец святости́ и правды́ жития́ Твоего́, яви́ся святы́й и праведный́ отéц Иоа́нн Кроншта́дтский, егда́ узрé Тя во хра́ме и наименовá Тя свою́ преемни́цу, тáже и о́смый сто́лп Росси́и». Это кондак в акафисте прямо указывает на пророчество Иоанна Кронштадтского, которое он произнес, увидев Матрону на службе в храме.

Таким образом, предсказание великого праведника о том, что Матрона станет его преемницей в молитвенном служении России, сбылось самым чудесным образом. Вся последующая жизнь Матроны Московской явилась подтверждением этих пророческих слов. До конца своих дней она неустанно молилась и совершала духовные подвиги, помогая тысячам людей своими молитвами и наставлениями.

Чудеса исцелений по молитвам Матроны при жизни

Еще при жизни Матрона Московская прославилась многочисленными чудесами исцелений по своим молитвам. К ней приходили люди с самыми разными недугами и просьбами, и она всем старалась помочь. К Матроне обращались за помощью больные раком, слепые, хромые, страдающие психическими расстройствами. Она молилась об исцелении каждого, кто к ней приходил, и по ее молитвам происходили настоящие чудеса.

Многие свидетельствовали, что после встречи с Матроной и ее молитвы у них проходили тяжелые недуги, восстанавливалось зрение, слух, речь. Люди вставали с инвалидных колясок. Безнадежно больные выздоравливали. В акафисте Матроне есть такие слова: «Исцеле́ний чудеса́, ижé тобóю содéянна быша́, ктó исчéсть?» Это свидетельствует о множестве чудесных исцелений по молитвам Матроны еще при ее жизни. Она помогала даже тем, кого врачи считали безнадежными.

К преподобной обращались не только православные, но и люди других конфессий и верований. И никто не уходил от нее без утешения и помощи. Эти чудеса происходили благодаря ее пламенной вере и силе молитвы. Таким образом, еще при жизни Матрона Московская прославилась как великая молитвенница и чудотворица, исцелявшая всех обращавшихся к ней за помощью.

Чудеса по молитвам Матроны после ее кончины

Чудотворения и исцеления по молитвам Матроны Московской продолжались и после ее смерти. К ее могиле на Покровском кладбище в Москве до сих пор стекаются тысячи паломников, молящих Матрону о помощи перед ее иконой и гробницей. Многие свидетельствуют о чудесных случаях исцеления тяжких недугов после молитвы у раки с мощами Матроны. Также она помогает верующим в решении сложных жизненных проблем, утешает скорбящих.

В акафисте Матроне Московской по этому поводу говорится: «И по смéрти не престаéши ходáтайствовати пред Бóгом о лю́дех, с вéрою притека́ющих ко грóбу твоемý». Эти слова свидетельствуют, что преподобная и после своей кончины продолжает молитвенно помогать всем, кто нуждается в ее заступничестве перед Богом.

Среди чудесных случаев исцеления упоминаются такие: - Исцеление от онкологических заболеваний в терминальной стадии. - Избавление от слепоты и других болезней глаз. - Исцеление немых и глухих. - Восстановление психического здоровья. Особенно много свидетельств об исцелении бесплодия и даровании детей супружеским парам. Это происходит по молитвам к Матроне Московской у ее гробницы в Москве. Таким образом, по молитвам к преподобной Матроне Господь и по сей день творит чудеса, помогая страждущим. Ее помощь и заступничество не ослабевают даже после многих лет по ее блаженной кончине.

Почитание Матроны Московской в Русской Православной Церкви

Почитание Матроны Московской в Русской Православной Церкви неуклонно росло со времени ее блаженной кончины и продолжает расти в наши дни. Она почитается как великая угодница Божия и молитвенница за русский народ. Вскоре после кончины Матроны в 1952 году ее могила на Покровском кладбище в Москве превратилась в место паломничества верующих. Люди шли к ее гробнице, чтобы помолиться и попросить помощи у преподобной.

В 1998 году Матрона Московская была канонизирована Русской Православной Церковью для общецерковного почитания. Этому предшествовало обретение ее святых мощей. С тех пор ей посвящены иконы и храмы. В акафисте Матроне говорится: «Рáдуйся, со́нма святы́х Моско́вских изря́дное процветéние, Рáдуйся, грáда Москвы́ преслáвное украшéние». Эти слова отражают почитание Матроны Московской как одной из важнейших московских святых.

Ее житие и чудеса по молитвам к ней все чаще упоминаются в церковных проповедях и публикациях. Матрону почитают как скорую помощницу и молитвенницу перед Богом. Ее образ и имя становятся все более известными среди верующих в России и по всему миру.

Комментарии