Анализ "Истории болезни" Зощенко: обстоятельства написания и особенности рассказа, замысел автора
Рассказ «История болезни» был написан Михаилом Зощенко в 1936 году на основе собственных впечатлений от пребывания в больнице. Произведение впервые было опубликовано в 1937-1938 годах в журнале «Крокодил» и в общем сборнике рассказов писателя.
«История болезни» - реалистический рассказ, написанный в сатирическом ключе. Зощенко подвергает резкой критике советскую систему здравоохранения, демонстрируя ее халатность, бездушие по отношению к пациентам и полное пренебрежение человеческой личностью. Статья посвящена анализу "Истории болезни" Зощенко.
Обстоятельства написания рассказа «История болезни»
Рассказ «История болезни» был написан Михаилом Зощенко в 1936 году. Поводом к его написанию послужили тяжелая болезнь писателя, приведшая к посещению им больницы. Зощенко поразило халатное и грубое отношение медработников к больным, хотя при этом в заведении пропагандировали заботу о каждом больном. Рассказ был написан за несколько дней, но с его печатью возникли некоторые сложности, вызванные острой сатирой в нем.
- Рассказ написан в 1936 году
- Поводом послужила болезнь самого Зощенко
- Автора поразило плохое отношение к больным
Только после одобрения высоким начальством произведение было напечатано в журнале и в общем сборнике Зощенко. «История болезни» - юмористический рассказ, создан в реалистическом жанре. Автор высмеивает медучреждения и систему медицинской помощи.
Жанровые особенности рассказа «История болезни»
Рассказ «История болезни» написан в реалистическом жанре. Зощенко изображает типичные ситуации из жизни простого советского человека, столкнувшегося с системой здравоохранения. Писатель не идеализирует действительность, а показывает ее такой, какая она есть, со всеми недостатками.
- Для рассказа характерно использование приемов сатиры и юмора. Автор высмеивает отдельных персонажей и систему в целом.
- В то же время юмор не является самоцелью. Он помогает Зощенко резко обличить существующие в обществе порядки.
Язык персонажей прост и доступен. Зощенко использует разговорные выражения, сленг, просторечия. Это помогает читателю лучше понять характеры героев. Однако речь рассказчика грамотная и литературная. Это подчеркивает разрыв между простым человеком и системой.
Таким образом, жанровые особенности рассказа помогают Зощенко в реалистичной, но вместе с тем сатирической манере показать недостатки системы здравоохранения.
Композиция и сюжет рассказа «История болезни»
Композиция рассказа «История болезни» построена по хронологическому принципу. Автор последовательно описывает события, происходящие с главным героем в больнице. Каждый эпизод представляет отдельное «испытание», через которое проходит герой.
В начале рассказа Зощенко сразу вводит читателя в курс дела: герой заболел тифом и попал в больницу. Далее следует описание различных неприятных и абсурдных ситуаций, с которыми сталкивается герой.
- Первое «испытание» - табличка «Выдача трупов» в приемном покое.
- Второе - процедура в общей «помывочной» вместе со старухой.
- Третье - получение не по размеру больничной одежды.
- Четвертое - помещение в палату к «тридцати разного сорта больным».
Таким образом, каждый эпизод представляет отдельный абсурдный и унизительный опыт. В финале герой получает извещение о своей мнимой смерти, что замыкает повествование кольцевой композицией.
Через последовательно описанные события Зощенко раскрывает основную проблему - равнодушие и формализм системы по отношению к человеку. Герой из простого пациента превращается в «материал» для больницы. Его личность не имеет значения.
Таким образом, последовательное, «поэтапное» описание событий в больнице помогает автору передать абсурдность происходящего и раскрыть основную проблему рассказа.
Проблематика рассказа «История болезни»: критика системы здравоохранения
Основная проблема, поднятая Зощенко в рассказе «История болезни» - это критика системы здравоохранения. Автор показывает ее полный формализм, равнодушие к человеку, халатность и безответственность.
На примере главного героя Зощенко демонстрирует, что в больнице к пациентам относятся как к безликой массе. Их личности не имеют никакого значения для медперсонала. Герой подвергается унижениям только за то, что пытается отстоять свое человеческое достоинство.
Автор высмеивает такие абсурдные моменты, как выдача не по размеру больничной одежды, извещение о мнимой смерти героя. Это подчеркивает равнодушие системы к конкретному человеку.
Также Зощенко критикует непрофессионализм работников медучреждений, их невежество и нежелание разбираться в ситуации. Они даже не пытаются понять причины недовольства героя.
В целом, рассказ демонстрирует несостоятельность системы здравоохранения, несмотря на все декларируемые ею принципы заботы о человеке.
Образ рассказчика как воплощение «маленького человека»
Главный герой рассказа «История болезни» воплощает в себе образ так называемого «маленького человека». Это типичный представитель простого народа, чьи интересы и достоинство попираются системой здравоохранения.
Рассказчик - человек незлобивый и даже наивный. Он искренне верит, что стоит только разъяснить несправедливость, как ситуация исправится. Однако система остается глуха к его просьбам.
Герой не конфликтует по мелочам, пытается решить проблемы «по-хорошему». Он вежлив и интеллигентен даже тогда, когда его унижают. Это подчеркивает бесправность «маленького человека».
В финале рассказа герой смиряется с существующим положением вещей. Он отказывается от дальнейшей борьбы. Так Зощенко показывает, что система «ломает» личность, заставляя принимать ее установленные правила.
Языковые и стилистические особенности рассказа
Язык рассказа «История болезни» отличается яркой выразительностью и образностью. Зощенко использует разнообразные стилистические приемы.
Для речи персонажей характерны просторечия, сленг, разговорные конструкции. Это помогает лучше раскрыть характеры героев, их принадлежность к простому народу.
- Автор часто использует сравнения, эпитеты, метафоры, гиперболы, что усиливает комический эффект.
- Встречаются языковые штампы, подвергаемые иронической переоценке.
- Присутствуют каламбуры, игра слов, буквализация устойчивых выражений.
Благодаря языковым и стилистическим приемам обнажается абсурдность происходящего и усиливается сатирическое звучание рассказа.