Танк «Черный орел»: история создания легендарной машины

Танк «Черный орел», также известный под обозначением «Объект 640», был разработан в 1990-х годах Омским КБ транспортного машиностроения как перспективный проект российского основного танка четвертого поколения.

В 1997 году впервые был продемонстрирован опытный образец, представлявший собой модифицированную базу танка Т-80У с новой башней. В дальнейшем была создана модификация с установкой этой башни на шасси с семью опорными катками.

Усиление бронирования и модернизация вооружения танка «Черный орел»

При разработке танка «Черный орел» конструкторы уделили особое внимание усилению бронирования. Конструкция башни подразумевала значительное увеличение толщины бронелистов с одновременным увеличением угла их наклона, что позволило существенно повысить защищенность экипажа. По сравнению с базовой моделью Т-80У вес башни «Черного орла» вырос на 20-25%.

Бронирование корпуса танка также было модернизировано. Его удлинили и разделили на три изолированных друг от друга отсека. Это позволило усилить лобовую часть и устранить ослабленные зоны в районе перископов механика-водителя. Кроме того, броневые листы с внешней стороны дополнительно прикрыли специальными противорадиационными и противоосколочными экранами.

Наряду с улучшением защищенности, на «Черном орле» установили более мощное вооружение. Вместо 125-мм пушки он получил 152-мм орудие. Также на танке смонтировали спаренный с пушкой 7,62-мм пулемет и дистанционно управляемую зенитную установку с 12,7-мм пулеметом «Корд». Заложенный в конструкцию запас позволял в последующем оснастить «Объект 640»; орудием еще большего калибра.

Модернизация бронирования и вооружения позволила создателям «Черного орла» значительно превзойти по основным ТТХ лучшие зарубежные образцы танков третьего поколения того времени.

Разделение корпуса на изолированные отсеки

В конструкции танка «Черный орел» корпус был разделен на три герметичных отсека, изолированных друг от друга вертикальными бронированными листами. Это позволило повысить живучесть экипажа и машины в целом.

В боковых отсеках размещались топливные баки, а в центральном - отделение управления, связанное с боевым отделением. Такая компоновка обеспечивала дополнительную защиту экипажа и органов управления танка.

Кроме того, со стороны топливных баков вертикальные листы корпуса были покрыты специальными плитами из противорадиационного материала. А со стороны отделения управления использовались плиты из противоосколочных материалов. Это тоже улучшало защищенность танка и выживаемость экипажа.

Таким образом, конструктивное решение по разделению корпуса «Черного орла» на три изолированных отсека существенно повысило живучесть танка в бою. Это стало одним из главных нововведений данной модели по сравнению с базовой машиной Т-80У.

Оценка перспектив и влияние на разработки новых образцов

Несмотря на то, что танк «Черный орел» так и не был запущен в серийное производство, его разработка оказала значительное влияние на последующие проекты российских боевых машин.

В частности, многие конструктивные решения, отработанные на опытном образце «Черного орла», легли в основу создания перспективного танка «Армата». К ним относятся компоновка корпуса и башни, размещение экипажа, применение композитной брони и другие технические новшества.

Боевая машина «Черный орел» фактически стала первым российским танком четвертого поколения. Она значительно опередила западные образцы, что подтвердили иностранные эксперты, ознакомившиеся с ее техническими характеристиками.

Высокие скоростные возможности, маневренность и огневая мощь в сочетании с надежной защитой экипажа позволяли рассчитывать на широкое применение «Черного орла» в Вооруженных Силах России. Однако в 1990-х годах экономические трудности не позволили наладить его серийное производство.

Тем не менее уникальный опыт создания танка «Черный орел» дал мощный импульс для разработки нового поколения российских боевых машин. А его характеристики до сих пор остаются эталоном для отечественных конструкторов танков.

Причины отказа от серийного производства

Несмотря на впечатляющие тактико-технические характеристики, танк «Черный орел» так и не был запущен в серийное производство по ряду причин.

Во-первых, в 1990-х годах экономика России переживала глубокий системный кризис. У государства просто не было средств для организации выпуска нового танка, требующего значительных финансовых вложений.

Во-вторых, после распада СССР и окончания «холодной войны» резко сократились ассигнования на нужды армии и ВПК. Поэтому приоритет отдавался модернизации существующих образцов танков, а не созданию принципиально новых машин.

В-третьих, в условиях социально-экономического кризиса 1990-х основные усилия и ресурсы бросили на поддержание боеспособности Сухопутных войск за счет ремонта и модернизации имеющихся Т-72 и Т-80 разных модификаций.

Использование наработок в перспективном танке «Армата»

Хотя танк «Черный орел» и не пошел в серию, многие его конструктивные решения были учтены при создании нового российского танка «Армата».

В частности, при проектировании «Арматы» использована компоновка корпуса и башни по принципу «Черного орла» с размещением боекомплекта в изолированном отсеке для повышения живучести.

Кроме того, конструкторы применили наработки по форме корпуса, разделенного на три изолированных отсека, а также по размещению экипажа в бронекапсуле для защиты от поражающих факторов.

Таким образом, несмотря на «закрытие» проекта, танк «Черный орел» фактически стал прототипом перспективной российской боевой машины нового поколения «Армата», передав ей эстафету инновационных решений по компоновке и защите.

Комментарии