Абьюзер Евгений Онегин и его жертвы
Сходили на премьеру "Евгений Онегин", 2024 режиссера Сарика Андреасяна. И не можем обойтись без статьи. Из всего того, что наснимали в последние годы, "Евгений Онегин", 2024 - лучший фильм, на наш взгляд. И вот почему. Здесь глубина для размышления и нетривиальный сюжет.
Влюбленность - повод для сюжета
Львиную долю в фильме занимают моменты написания писем, характеристика персонажей в стихах, их образа жизни, круга общения, размышления, диалогов. И за всем этим стоит история о несчастной влюбленности, которую и событием-то трудно назвать. "Евгений Онегин" Пушкина- это разбор психологии героев. Только один разбор смотреть было бы скучно. Поэтому Пушкин ввел в сюжет романа дуэль с Ленским. Ее-то и обыгрывает Андреасян. Нашелся, мол, пострадавший человек. Убили, убили на дуэли. А вот это уже куда интереснее!
Сам Пушкин - тот еще дуэлянт
Надо ли говорить, что Пушкин Ленского с себя писал? Поэт вызвал на дуэль родного дядю, за то, что тот на балу потанцевал с некой Пушкинской пассией... К слову, дуэлился Пушкин более, чем несколько десятков раз. Но все дуэлянты промахивались в пределах 10 шагов. Жалели поэта. Или боялись наказания. А вот Дантес радовался в своей Франции, что убил национального русского поэта, жил после этого долго и счастливо.
Страсти Ленского
Но вернемся к фильму. Как усиливаются кадрами страсти! Невеста примеряет фату, а ее жениха на тот момент убивают на дуэли. Зрители чувствуют жалость. Ведь какая любовь у Ольги с Ленским! В глухой деревне как теперь найдет жениха? Вот жалость-то! А тут уж гроб опускают в мерзлую землю. Невеста кладет, забрызганное кровью письмо Ленского, на могилу. Кадр с одинокой могилой в поле под дубом, и даты жизни на плите навевают размышления о бессмысленной смерти юноши. Стоп. И тут можно подумать, что кладбищ в 19 веке не было. На самом деле существовали христианские погосты, где не хоронили самоубийц, дуэлянтов, артистов, иноверцев. Дуэли были запрещены со времен Петра 1, дуэлянтов не отпевала церковь, их хоронили на отшибах. Но многих аристократов это не останавливало. Пушкинский дуб над могилой - это уже фантазия режиссера.
Ищите женщину
Зритель думает, вот тебе и потанцевала Ольга с Онегиным, вот тебе дуэль, и смерть. На самом деле вызов на дуэль можно было схлопотать за замечание, эпиграмму, пьяное, невежливое поведение, любое оскорбление, нарушение этикета, из-за всякой ерунды. Нам кажется - это бессмысленно и глупо.
Но вот уже сменились кадры, где Ольга выходит замуж за другого проезжего военного. Мда...
Евгений Онегин, 2024 - типичный психопат
Евгений в фильме -типичный психопат. Скучающий в жизни, неблагодарный, ничего не чувствующий, равнодушный человек. Он без сожаления убивает друга. Искусно и бесчувственно кого-то совращает в свете. А признание в любви Татьяны его не трогает совсем. "Я стану причиной ваших страданий, и они не будут трогать меня" - Говорит ей Онегин.
В начале фильма, как приговор, прозвучала фраза: "Евгений, как сумасшедший". Сумасшедший, потому что бездарно проматывает дядюшкино наследство или вечно всем недоволен, или оттого, что не желает создавать семью? Онегин - типичный представитель своего времени. Скучающий дворянин, мот и бездельник.
Психопат -это не тот, кто бьется головой о стену, и разные странные поступки вытворяет. Нет. Это просто бесчувственный, бесжалостный человек, который часто нарушает законы, не боится смерти, много врет. Психопатия - это не болезнь. Это особенность строения головного мозга, в котором нет органа, отвечающего за жалость.
А был ли поступок благородным?
А что ж тогда Онегин так благородно поступил с Татьяной? Потому что его прижали со всех сторон жители села, маменька Татьяны, в наглую предлагавшая жениться. Почему же он отказался жениться? Вообще-то, он ехал в деревню вступать в наследство. А тут пожаловали местные аристократы "засватать" его. Мужчины вообще не любят жениться. А тут так сразу и без предупреждения. Кого предложили? Девицу крестьянской наружности с крестьянским именем Татьяна. Обратите внимание на типичное знакомство с психопатом. При первой встрече Ларина с Онегиным обменялись колкостями.
Посмотри-ка на колоритную внешность Онегина. У него же мимика надменного циника. Он затворник, не любит гостей, цинично и неприветливо относится к людям. Я думаю, морщины подчеркнули внутреннее состояние гордой натуры Онегина. И хотя на роль психопата мог подойти любой звездный абьюзер, но колориту в них бы оказалось мало. Роль Онегина исполняет Виктор Добронравов.
В разговоре с Ленским Онегин навязывает свое видение, что Татьяна интереснее Ольги. Потому что в ней глубина. "Какая глубина? - удивляется Ленский. —Она прячется по углам с книжкой, будто кто ее обидел".
Как психопат выбирает жертву
Как истинный психопат, Онегин выбирал страдалицу Татьяну. Не жизнерадостную и веселую Ольгу, а плачущую, страдающую Татьяну. Эти двое: садист и страдалица -два сапога пара. Ведь, если честно, психопату нравятся чужие страдания. А страдалице нравится страдать. Теперь посмотрим на Татьяну. Она с детства не могла приласкаться ни к матери, ни к отцу, детских игр не любила, страдала. Никто ею не занимался. Потому книги ее поглотили. В фильме она слезы льет над книгами, над речью няни, над всем чем можно и нельзя. Постоянно расстраивается. Всегда грустная и печальная, в черном. Живет в родительском особняке, ничего не делает, страдает от безделья. Встретила Онегина, колкостью поразилась. Ага, страдать заставили, влюбилась. Влюбилась и опять страдает. Замуж вышла, светской дамой стала, живет в роскоши и опять страдает. Уж Онегин приполз на коленях, опять страдает.
Хочется заметить, что в фильме Татьяну играет Елизавета Моряк. Появляется она в образе студентки филологического факультета. Те точно так же сидят по углам с книжками и цитируют каких-нибудь писателей или поэтов. Не факт, что студентки страдалицы. Такой уж типаж этих умных-заумных девиц, будущих учительниц. Но хочется поговорить о другом.
Чем богатые дворяне были недовольны?
Вы заметили? Пушкин не был лоялен к декабристам, чего так боялся Император Николай 1. Поэт-вольнодумец завуалировано размышлял, почему дворянству было плохо. В чем проблемы, что не нравилось в правлении монарха? Проблемы скуки и страдания, недовольства - все это проблемы от безделья и масонских веяний. Все дворянство со времен Павла 1, Александра 1 повально увлекались идеями тайных обществ, всяких западных лож. А те и рады были расшатать социальный уклад России. Жили аристократы в роскоши, всю работу за них делали слуги и крестьяне. Но жизнь казалась плохой, всем оставались недовольными. Кстати, отсутствие благодарности -признак психических неполадок.
Крестьянину страдать было некогда
Слегка касаются Пушкин и Сарик Андреасян крестьянства в образе няни, Светланы Немоляевой. Няне страдать некогда. Моральный облик ее куда выше, чем у светских дам. Долг верности и церковной морали крестьянки ставился превыше любви. То же самое проповедует в конце фильма Татьяна. Когда Онегин увидел Татьяну- светскую даму, почувствовал, казалось бы, стрелу купидона, сообразил, что жениться не надо, тратить состояние на жену не надо, можно просто так погулять... Ничего ему не угрожает... Белинский писал, что Онегин мог прославиться в свете. А Татьяна почувствовала угрозу своему благосостоянию. Это пишет Белинский, а в фильме же Ларина утверждает, что ей чужда светская мишура. Она бы с удовольствием променяла ее на спокойную жизнь в деревенском особняке. Но Онегин не захотел обремениться, а теперь уж слишком поздно. Хоть она и любит Евгения, но останется верной мужу.
ЗАГСов в 19 веке не существовало
Чтоб вы понимали, в 19 веке все браки совершала церковь, разводов не существовало. Женившись раз, жили до гробовой доски. И если изменяли в супружестве, то все равно никто не развенчивал осложнившиеся ненавистью браки. Вот пример: помните, Елизавета Арсеньева, урожденная Столыпина, жила с изменщиком-мужем. Отнюдь не помешала ему застрелиться в собственном кабинете, в сердцах сказав: "Собаке собачья смерть!" Собственно, у этой дворянской жизни была и оборотная сторона. Плохо отапливаемые особняки. Смерти от туберкулеза, гриппа и простой простуды. Куча бедноты в столице, среди крестьян в деревнях. В тех же особняках, например, Санкт-Петербурга располагались подвальные помещения, где жили слуги, рабочие, бедный люд. В одной мрачной, грязной, вонючей комнате ютилось по 4 семьи. В субаренду сдавали... кровати. Вспомним Достоевского. Медицина на нуле. Тому же Пушкину Дантес попал в живот. И все лечение свелось к клизме и пиявкам, неким камедь-водам... Кстати, облегчал страдания Пушкина лейб-медик Николая 1, хирург, масон Арендт Николай Федорович.
Почему на роль Онегина взяли Виктора Добронравова?
Для Виктора Добронравова роль Евгения Онегина - не новая. В постановках театра им. Вахтангова он играл ее 10 лет!!! И думает до сих пор, что в лице Онегина изображает хандру.
Вот что Виктор Добронравов рассказал:
Сценарий фильма «Онегин» мне очень понравился. Мне показалось это очень интересным, тем более что в материале я был уже давно. Так что сомнений у меня никаких не было, что я могу эту роль играть, и изначально был уверен в своих силах.А по поводу психологического состояния Онегина, так хандрить русскому человеку только дай. Вообще, все русские классические герои — это рефлексирующие люди.
Комментарии Светланы Немоляевой:
В 19 лет я сыграла Ольгу в фильме-опере «Евгений Онегин» (0+) режиссера Романа Тихомирова на киностудии «Ленфильм», 1958 года. Это была моя первая большая роль, настоящий подарок судьбы. На этих съемках я очень полюбила «Ленфильм» и хорошо узнала Ленинград. Съемки были просто великолепными: мы ездили на настоящих каретах, катались на лошадях, а великие Юрий Григорович и Алла Шелест учили нас танцевать перед съемками бала. Это было незабываемое время, поэтому, когда меня пригласили на крохотную роль няни Татьяны Лариной в новую экранизацию романа, я сразу согласилась. Мне захотелось вновь погрузиться в пушкинскую атмосферу, тем более, что съемки шли в дивных местах под Псковом, где все пропитано духом великого поэта, даже гостиница, где мы останавливались, называлась «Арина».
Павел Добрый.